Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:57, курсовая работа
Цели курсовой работы: причины психологической неуспеваемости школьников.
Объект: школьная неуспеваемость как психологическая проблема.
Гипотеза: определить является ли низкая мотивация учения причиной неуспеваемости.
База проведения исследования: МОУ СОШ № 42 10 «в», 10 «г» классы.
Социальные
условия взаимодействуют с
Одни и те же условия могут по-разному влиять на ребенка. Ребенку то или иное условие может дать стимул к обучению, а может наоборот понизить интерес к обучению. В совокупности обручение, окружающая среда, внутренний мир влияют на развитие личности и индивидуальности.
Элементами неуспеваемости могут выступать следующие недостатки:
- не имеет начальную базу знаний, нет навыков использования полученных знаний;
- не стремится изучать, воспринимать теоретический материал;
- не умеет творчески подходить к заданиям;
- не стремится к оценке своих достижений;
- не стремится расширять свой кругозор, совершенствовать свои знания и умения.
Указанные черты составляют признаки понятия "неуспеваемость" для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.
Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания.
Под неуспеваемостью мы понимаем несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Для
определения неуспеваемости школьника,
учителю необходимо знать психологические
особенности неуспевающих школьников.
В следующей главе мы рассмотрим психологические
особенности неуспевающих школьников.
Неуспевающие школьники характеризуются слабой самоорганизацией в процессе обучения: отсутствуют сформированные на начальных стадиях обучения способы и приемы учебной работы, и неправильный подход к обучению.
Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер [6].
Этот подход к обучению не может служить развитию умственной деятельности, улучшать и развивать интеллектуальные способности. Он не приносит никаких «плодов» в обучении и является абсолютно бесполезным и ненужным.
Отсутствие самоорганизации школьников владеет над психическими функциями, такими как память, восприятие, воображение, а также неумение организовывать свое внимание. На уроках неуспевающие невнимательны, учебный материал не воспринимается, не создаются образы и картины изучаемого материала. Ученик, как правило, бездумно списывает и не слушает учителя. Если слушает, то не пытается понять и уловить излагаемый материал.
Гельмонт А.М.: «Педагогам массовой школы хорошо известно, что дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического развития неуспевающих школьников - диагностический психологический эксперимент, подробное биографическое изучение, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями - позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений в развитии личности детей» [10, с.448].
Первым и самым важным фактором становление отрицательных черт характера учащегося является нежелание учиться, отвращение неуспевающего ребенка к всякого рода учебной работе. Наличие трудностей в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано", а в школе - что “забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе [11].
Существует еще один фактор - конфликтные отношения с учителями. Учитель может грубо высказываться на счет неуспевающего при всем классе, жаловаться родителям, попрекать ученика. Такие действия не допустимы. Учитель должен в корректной форме обращаться с неуспевающим учеником, дабы не усугубить состояние ученика. Ведь его задача помочь учащемуся выйти из того положения. Учитель в свою очередь должен быть компетентен и справедлив.
Конфликтная ситуация с учителем может заставить ребенка дерзить, огрызаться, враль. Могут появиться комплексы. Это может повлиять на его характерных чертах, подкорректировать характер, не в лучшую сторону.
Конфликт может возникнуть у ребенка не только с учителями, но и родителями. Родитель может так же критиковать ребенка, упрекать. Родитель может внушать ребенка то, что он неудачник, безграмотный, лентяй и тунеядец. Это приводит естественно к комплексам и неуверенности ребенка в том, что он хоть на что-то способен.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что помочь, а не «потопить» ребенка могут только родители и учителя. Они должны приложить все усилия для предотвращения неуспеваемости.
В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные или причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л.С. Славина: «типы неуспевающих выделяют ее по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую - дети со слабыми способностями учения, третью - с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться» [24, с.165].
Естественно, что после конфликтов с учителями и родителями неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению к сверстникам. Заметно, что в первых классах более развитые и умные сверстники (видя, как к неуспевающим относятся учителя и родители), также начинают демонстрировать при всяком удобном случае свою неприязнь. Это выражается более тонко, в виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей возникают несколько отставлено во времени (через 6 месяцев - 1 год), но они очень обнажено и грубо проявляются. У неуспевающих учеников в дневниках мы можем видеть постоянные замечания, выговоры, вызовы родителей в школу.
Причины неуспеваемости ребенка в школе могут быть самые разнообразные. И необязательно предполагать главной причиной "ненормальность" ребенка или его не старательность. Порой причины неуспеваемости могут быть обусловлены поведением окружающих, а не самого ребенка или определенная ситуация. В любом случае к вопросу неуспеваемости надо подходить индивидуально и решать его не напором, а внимательным изучением причин и их устранением [11].
Мы можем выделить три аспекта неуспеваемости школьников.
Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.
Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление;
- рациональный подход к действительности;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений рук и зрительно - двигательных координаций.
Третий аспект: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:
-развитие у детей потребности в общении с другими;
-умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;
-способность справляться с ролью школьника.
Существуют и "внешние" причины, "проблемы учителя": стиль отношений с детьми и родителями, содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя и т.п. Мы создаём в школе банк педагогической информации, вооружаем наших педагогов методиками проведения проблемных лекций, обучающих алгоритмов, предметных олимпиад, частично - поискового метода и прочих активных форм обучения [10].
Трудностями в учебном процессе обладают и дети с психическими расстройствами. Для них характерна эмоциональная незрелость, крайне низкая интеллектуальная работоспособность, повышенная утомляемость, нервное истощение. Школа должна находить подходы, создавать программы для обручения таких детей. Помогать получать знания. Быть для них верными помощниками и товарищами.
«Игнорирование учителем типов восприятия также может послужить причиной неуспеваемости. Аудиально-ориентированные дети плохо воспринимают написанное на доске или в учебнике, зрительно - ориентированные могут не воспринимать на слух объяснения учителя, а кинестетикам нужно для восприятия информации всё потрогать. Для успешности обучения всех учеников мы ведём преподавание сразу с учётом всех типов восприятия. Во - первых, каждый ребёнок понимает материал, подаваемый в его ведущей системе, во - вторых, это способствует развитию у ученика других каналов восприятия и позволяет их развивать. При этом материал раз к разу воспринимается ребёнком всё лучше» - Тутушкина М.К. [30, с.86].
У неуспевающих школьников есть два отличия, которые отличают от успевающих школьников. Первое различие заключается в уровнях познавательной активности. "Успевающие" проявляют более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы пояснить для себя то, что непонятно. "Неуспевающие", поставленные перед необходимостью решения какой-либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние темы или говорят первое, что приходит в голову. При этом для них более важным является не прояснение для себя какой-то информации, а оценка их ответа взрослым, и, соответственно, вопросы, которые они задают, - не о сути задачи, а об их ответе: "Так?" "Я правильно сказал?" Однако если детей специально побуждают задавать вопросы о том, что им непонятно, то они "научаются спрашиванию" и начинают достаточно часто обращаться к взрослым за разъяснениями, даже если раньше это не было им свойственно [21].
Таким образом, можно сделать вывод, что психологические особенности неуспевающих школьников состоят в слабой самоорганизации в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.
Пути
устранения неуспеваемости мы рассмотрим
в следующем пункте.
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.
Информация о работе Психологические особенности неуспеваемости в школе