Психологические особенности неуспеваемости в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы: причины психологической неуспеваемости школьников.
Объект: школьная неуспеваемость как психологическая проблема.
Гипотеза: определить является ли низкая мотивация учения причиной неуспеваемости.
База проведения исследования: МОУ СОШ № 42 10 «в», 10 «г» классы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Главное общественное требование к подростку, обучающемуся в учебном заведении – овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.

     Снижение  успеваемости, можно часто наблюдать  в средних классах. Если у детей младшего школьного возраста неуспеваемость может быть ликвидирована, в большинстве случаев в ходе углубленных занятий с педагогом, при этом повышение успеваемости ведет, к улучшению общения ребенка с товарищами, то в подростковом возрасте все меняется местами. Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка. Можно сделать лишь наоборот: решая личностные проблемы подростка, помочь повысить успеваемость.

     Одной из главных причин плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться.

     Сложно  создать адекватную мотивацию учения у подростков, в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе и состоит в рядах отстающих. Требуется тонкий индивидуальный подход к каждому подростку.

     Рассмотрим  причины спада школьной мотивации:

1.   У подростков наблюдается «гормональный  взрыв» и нечетко сформировано  чувство будущего.

2.   Отношение ученика к учителю. 

3.   Отношение учителя к ученику. 

4.   У девочек снижена возрастная  восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5.   Личная значимость предмета.

6.   Умственное развитие ученика. 

7.   Продуктивность учебной деятельности.

8.   Непонимание цели учения.

9.   Страх перед школой. 

     В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через  усвоение учащимися общественного  смысла учения;

2. Через  саму деятельность учения школьника,  которая должна чем-то заинтересовать  его. 

     Учителю требуется донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний  и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

     Иногда потеря подростками смысла учения является результатом педагогической работы. Начиная с 6-7 класса, учителя начинают смотреть на того или иного ученика как на неперспективного. Учителями откровенно  используются угрозы перевести в другой класс, школу или после 9 класса отправить в средне специальное учреждение. В результате многие подростки из числа «неперспективных» сами предпочитают «отойти от школы», находя интересы где-то на стороне.

     Без уверенности педагога в перспективности каждого подростка,  развитие подростка не может быть успешным.

     Так же основными признаками неуспешности подростков можно считать:

- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

- пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

- ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. 

     Трудности подростка, проявляющиеся в форме  отставания в учебе, эмоциональной  неустойчивости, могут иметь самые  различные причины, такие как слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности; несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе; недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе; недостаточное развитие мотивационной сферы.

     Причины недостаточной успешности учения у  каждого ребенка свои. Выявление  этих причин – дело трудоемкое. Среди  основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

- обучающие самостоятельные работы в классе.

     При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает. 

     Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

- тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

- диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

- диагностика индивидуальных способностей учащихся;

- тестирование самооценки своих способностей. 
 
 
 
 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических причин неуспеваемости подростков

2.1 Процедура исследования

 

     В предыдущем пункте мы выявили, что несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости подростков. В связи с этим на базе МОУ СОШ № 42  я провела исследование в параллели десятых классов (10 «в», 10 «г»). Передо мной была поставлена задача доказать, что несформированная учебная мотивация является причиной неуспеваемости.

     Для определения мотивации учащегося  я воспользовалась методикой  учителя математики В.Н. Ивановой МОУ  СОШ № 792 г. Москвы.

     В данной методике требуется заполнить  анкету, состоящую из 9 вопросов (приложение 1), поделенных на  III блока (уровня мотивации). Требуется подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с мнением ученика.

     Уровни  мотивации:

     По  I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения;

     По  II блоку способность к целеполаганию;

     III блок выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу.

     Вопросы I, II, III, блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

     Ключ  для I, II, III показателей мотивации к анкете для учащихся 10-го класса:

        

     Чтобы исключить случайность выборов  и получить более объективные  результаты, учащимся предлагается выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных  вариантов ответов суммируются, I, II, III — показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый её уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

     После обработки теста суммируем баллы шести блоков.

     Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников:

     I — очень высокий уровень мотивации  учения (72-85);

     II — высокий уровень мотивации  учения (55-71);

     III — нормальный (средний) уровень  мотивации учения (42-54);

     IV — сниженный уровень мотивации  учения (30-41);

     V — низкий уровень мотивации  учения (до 29).

     При помощи данной методики можно с большой долей достоверности определить с помощью этой диагностики, сколько в классе или школе учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким. После обработки теста можно проанализировать является ли низкая мотивация причиной неуспеваемости.

 

2.1 Обработка и анализ результатов

 

     Для исследования было взято 20 учеников (мальчиков). Из которых 10 учащихся успешны в обучении, 10 неуспевающие. Требуется выбирать испытуемых одного полового признака, что бы избежать особенностей полового развития.

     Раздаются анкеты с вопросами (приложение 1) и листки для ответов.

     Отвечая, на вопрос испытуемый должен выбрать  два  варианта ответа, для исключения случайностей выбора и получения объективного результата. Используя ключи к блокам I, II, III баллы выбранных вариантов ответов суммируются, I, II, III — показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый её уровень.

     После прохождения анкеты подсчитываем баллы:

    успевающие неуспевающие
  вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
I 1 7 9 8 9 8 9 8 9 3 7 8 9 8 7 9 9 7 8 9 7
2 9 9 9 9 8 8 8 8 8 4 4 4 9 5 5 9 4 5 4 4
3 7 7 7 5 7 4 7 5 4 4 4 5 4 4 5 4 7 5 5 5
II 4 6 8 6 8 8 8 9 8 3 7 7 7 7 7 6 7 7 7 7 6
5 7 8 8 8 1 1 5 1 6 8 1 5 4 7 1 5 2 1 3 1
6 3 3 5 8 8 8 5 8 4 8 1 8 4 1 6 4 8 8 3 3
III 7 8 8 6 8 8 8 8 5 1 7 1 4 1 7 1 1 3 2 3 5
8 7 6 7 3 7 6 6 7 5 3 1 5 2 3 4 4 2 3 3 3
9 6 6 3 3 6 6 6 3 6 6 3 3 1 8 3 1 4 1 1 8
итог: 60 64 59 61 70 67 62 63 40 54 30 50 40 49 40 44 44 40 38 42

Информация о работе Психологические особенности неуспеваемости в школе