Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:57, курсовая работа
Цели курсовой работы: причины психологической неуспеваемости школьников.
Объект: школьная неуспеваемость как психологическая проблема.
Гипотеза: определить является ли низкая мотивация учения причиной неуспеваемости.
База проведения исследования: МОУ СОШ № 42 10 «в», 10 «г» классы.
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников:
I
— очень высокий уровень
II — высокий уровень мотивации учения (55-71);
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения (42-54);
IV — сниженный уровень мотивации учения (30-41);
V — низкий уровень мотивации учения (до 29).
8 учеников набрали 59-70 баллов, относятся к группе с высоким уровнем мотивации. 6 учеников 42-54 баллов, относятся к группе со средним уровнем мотивации. И 6 учеников 30-40 баллов, относятся к группе со сниженным уровнем мотивации.
Мы можем подсчитать, что из 100% успевающих:
80% опрашиваемых, имеют высокий уровень мотивации учения. Этим учащимся интересно учиться, у них высокий уровень мыслительной деятельности. На уроках учащиеся хотят получать много интересной и полезной информации, пытаются понять и усвоить материал. В случае неудач прикладывают усилия, разбираются в материале, если им что-то не понятно. Уважают и ценят то учебное заведение, в котором они обучаются. Уважают и прислушиваются к преподавателям. Они имеют цель окончить успешно школу, поступить в Вуз, обзавестись семьей и создать карьеру. А главное состоятся как личности.
10% испытуемых - имеют средний уровень мотивации учения.
10% испытуемых - имеют сниженный уровень мотивации учения.
У этих группы опрашиваемых можно наблюдать снижение интереса к обучению. Эти учащиеся могут позволить себе «расслабляться» на уроках, иногда не принимать полную информацию, которую преподносит учитель. Воспринимают излагаемый материал частично.
Из 100% неуспевающих испытуемых мы можем видеть, что:
50% испытуемых относятся к группе со средним уровнем мотивации.
50%
испытуемых относятся к группе
со сниженным уровнем
В ходе исследования, была поставлена задача, проверить, является ли, низкая мотивация учения причиной неуспеваемости. В теоретическом аспекте (в первой главе), мы рассматривали мотивацию как причину неуспеваемости. Установили, что низкая мотивация снижает уровень обучение. Появляется не желание ходить в школу, не воспринимать учебную информацию и т.п., более подробно это было описано.
Нам потребовалось на практике исследовать выдвинутую нами гипотезу.
Проведенное мною исследование, по данной методике, частично подтвердило мою гипотезу: учащиеся с низкой мотивацией в учении относятся к неуспевающим ученикам. В ходе исследования мы установили, что успевающие ученики обладают высокой и средней мотивацией к обучению. Неуспевающие ученики поделились поровну, они имеют средний и сниженный уровень мотивации учения. Часть из них со средним уровнем мотивации имеют желание учиться, а учащиеся со сниженным уровнем мотивации не имеют желание обучаться. У данных учащихся низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков.
Учащиеся с высоким и стредним уровнем мотивации владеют всеми знаниями и умениями предлагаемыми обучением. Обладают высоким уровнем мыслительной деятельности. Умеют правильно подходить к решению поставленных задач. Без усилий воспринимают информацию, могут ей пользоваться и принимать.
Неуспеваемость - это более низкий по сравнению с предусмотренной учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. Неуспеваемость служит препятствием для дальнейшего обучения. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников, определить причины неуспеваемости школьников, а также выявить пути устранения причин неуспеваемости у школьников.
В первой главе мы рассмотрели понятие неуспеваемости и отставания. Выявили причины неуспеваемости школьников. Рассмотрели неуспеваемость в подростковом возрасте.
Во второй главе на базе школы в ходе практики было проведено исследование. В ходе, которого гипотеза была доказана частично, что одной из причин неуспеваемости подростков может быть низкая мотивация учения.
Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза частично подтверждена.
1. Ананьев,
Б.Г. Психология
2. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512с.
3. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. – 18с.
4. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться /К.В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - 24-25с.
5. Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 423с.
6. Божович,
Л.И. Психологический анализ
7. Бударный,
А.А. Пути и методы
8. Венгер,
А.Л. Психологическое
9. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972. – 523с.
10. Гельмонт,
А.М. О причинах
11. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся /М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 432с.
12. Калмыкова,
Э.И. Проблемы преодоления
13. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 317с.
14. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников /Г.Ф. Кумарина // Сов. педагогика. 1987. - №2. – 117с.
15. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Просвещение, 1968. - 335с.
16. Локалова,
Н.П. Как помочь
17. Маркова, А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников /А.К. Маркова // Вопр. психологии. - 1982. - №1. – 78с.
18. Маркова,
А.К. Виды отношений
19. Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников /Г. Маттес // Вопр. психологии. - 1984. - №4. - 152-154с.
20. Мурачковский,
Н.И. Как предупредить
21. Мурачковский, Н.И. Типы неуспеваемости школьников / Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7. – 23с.
22. Ольшанский,
В.Б. Психология практикам:
23. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании /Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996. – 356с.
24. Славина,
С.С. Индивидуальный поход к
неуспевающим и
25. Тутушкина, М.К. практическая психология для педагогов и родителей /М.К. Тутушкина. - Спб.: Дидактика Плюс, 2000. - 352 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета ________Ф.И.__________________
Внимателъно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I 1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни;
б) поступления в вуз, дальнейшего образования;
в) моего общего развития, совершенствования;
г) будущей профессии;
д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);
е) создания карьеры;
ж) получения
стартовой квалификации и устройства
на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было необходимости в этом;
в) не поступление в вуз и будущая жизнь;
г) не чувствовал, что это надо;
д) не думал о
том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания;
б) успехи в учёбе;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
г) способности и ум;
д) трудолюбие и работоспособность;
е) хорошие отметки.
II 4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить образование;
б) создать семью;
в) сделать карьеру;
г) в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;
е) быть полезным;
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;
з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке...
а) получение информации;
б)получение знаний;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше;
г) выбрать для себя необходимое;
д) внимательно слушать учителя;
Информация о работе Психологические особенности неуспеваемости в школе