Психологические особенности неуспеваемости в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы: причины психологической неуспеваемости школьников.
Объект: школьная неуспеваемость как психологическая проблема.
Гипотеза: определить является ли низкая мотивация учения причиной неуспеваемости.
База проведения исследования: МОУ СОШ № 42 10 «в», 10 «г» классы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать)
 

     Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников:

     I — очень высокий уровень мотивации  учения (72-85);

     II — высокий уровень мотивации  учения (55-71);

     III — нормальный (средний) уровень  мотивации учения (42-54);

     IV — сниженный уровень мотивации  учения (30-41);

     V — низкий уровень мотивации  учения (до 29).

     8 учеников набрали 59-70 баллов, относятся  к группе с высоким уровнем  мотивации. 6 учеников 42-54 баллов, относятся  к группе со средним уровнем мотивации. И 6 учеников 30-40 баллов, относятся к группе со сниженным уровнем мотивации.

     Мы  можем подсчитать, что из 100% успевающих:

     80% опрашиваемых, имеют высокий уровень  мотивации учения. Этим учащимся  интересно учиться, у них высокий уровень мыслительной деятельности. На уроках учащиеся хотят получать много интересной и полезной информации, пытаются понять и усвоить материал. В случае неудач прикладывают усилия, разбираются в материале, если им что-то не понятно. Уважают и ценят то учебное заведение, в котором они обучаются. Уважают и прислушиваются к преподавателям.  Они имеют цель окончить успешно школу, поступить в Вуз, обзавестись семьей и создать карьеру. А главное состоятся как личности.

     10% испытуемых - имеют средний уровень  мотивации учения.

     10% испытуемых - имеют сниженный уровень  мотивации учения. 

     У этих группы опрашиваемых можно наблюдать  снижение интереса к обучению. Эти  учащиеся могут позволить себе «расслабляться» на уроках, иногда не принимать полную информацию, которую преподносит учитель. Воспринимают излагаемый материал частично.

     Из 100% неуспевающих испытуемых мы можем видеть, что:

     50% испытуемых относятся к группе  со средним уровнем мотивации. 

     50%  испытуемых относятся к группе  со сниженным уровнем мотивации.  В данной группе учащиеся со сниженным уровнем мыслительной деятельности, посещают учебное заведение в большинстве случаев, потому что это требует общество. Посещать учебное заведение им не интересно. Главной задачей и целью является общение со сверстниками. Периодически данная группа воспринимает материал выдаваемый учителем, только для того чтобы к ним не привлекалось много внимания. 
 
 

 

2.3 Выводы по результатам  исследования

 
 

      В ходе исследования, была поставлена задача, проверить, является ли, низкая мотивация  учения причиной неуспеваемости. В теоретическом аспекте (в первой главе), мы рассматривали мотивацию как причину неуспеваемости. Установили, что низкая мотивация снижает уровень обучение. Появляется не желание ходить в школу, не воспринимать учебную информацию и т.п., более подробно это было описано. 

      Нам потребовалось на практике исследовать  выдвинутую нами гипотезу.

     Проведенное мною исследование, по данной методике, частично подтвердило мою гипотезу: учащиеся с низкой мотивацией в учении относятся к неуспевающим ученикам. В ходе исследования мы установили, что успевающие ученики обладают высокой и средней мотивацией к обучению. Неуспевающие ученики поделились поровну, они имеют средний и сниженный уровень мотивации учения. Часть из них со средним уровнем мотивации имеют желание учиться, а учащиеся со сниженным уровнем мотивации не имеют желание обучаться. У данных учащихся низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

     Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них  источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков.

     Учащиеся  с высоким и стредним уровнем мотивации владеют всеми знаниями и умениями предлагаемыми обучением. Обладают высоким уровнем мыслительной деятельности. Умеют правильно подходить к решению поставленных задач. Без усилий воспринимают информацию, могут ей пользоваться и принимать.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     Неуспеваемость - это более низкий по сравнению с предусмотренной учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. Неуспеваемость служит препятствием для дальнейшего обучения. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников, определить причины неуспеваемости школьников, а также выявить пути устранения причин неуспеваемости у школьников.

     В первой главе мы рассмотрели понятие  неуспеваемости и отставания. Выявили  причины неуспеваемости школьников. Рассмотрели неуспеваемость в подростковом возрасте.

     Во  второй главе на базе школы в ходе практики было проведено исследование. В ходе, которого гипотеза была доказана частично, что одной из причин неуспеваемости подростков может быть низкая мотивация учения.

     Мотивация — важный компонент регуляции  любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.

     Таким образом, цели и задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза частично подтверждена.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Ананьев,  Б.Г. Психология педагогической  оценки /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005. – 190с.

2. Афонина,  Г.М. Педагогика. Курс лекций и  семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512с.

3. Бабанский,  Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. – 18с.

4. Бардин, К.В. Если ваш ребёнок не  хочет учиться  /К.В. Бардин. - М.: Знание, 1980. - 24-25с.

5. Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П.  Блонский. - М.: Просвещение, 2001. - 423с.

6. Божович,  Л.И. Психологический анализ значения  отметки как мотива учебной  деятельности школьников/Л.И. Божович,  Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия  АПН РСФСР, 2001. - №36. -23с.

7. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения  и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521с.

8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование  младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004. - 534с.

9. Вопросы  предупреждения неуспеваемости  школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К.  Бабанского. Ростов-на-Дону, 1972. – 523с.

10. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости  и путях ее преодоления / А.М.  Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. – 326с.

11. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся /М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 432с.

12. Калмыкова,  Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости  глазами психолога /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 338с.

13. Крутецкий,  В.А. Психология обучения и  воспитания / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 317с.

14. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения  слабоуспевающих школьников /Г.Ф.  Кумарина // Сов. педагогика. 1987. - №2. – 117с.

15. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Просвещение, 1968. - 335с.

16. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему  школьнику / Н.П. Локалова. - М.: Просвещение, 1997. - 7-12с.

17. Маркова,  А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников /А.К. Маркова // Вопр. психологии. - 1982. - №1. – 78с.

18. Маркова,  А.К. Виды отношений школьников, к учению / А.К. Маркова // Сов.  педагогика. - 1984. №11. - 12-23с.

19. Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников /Г. Маттес // Вопр. психологии. - 1984. - №4. - 152-154с.

20. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость  школьников /Н.И. Мурачковский. - Минск:  Народная асвета, 1977. - 228с.

21. Мурачковский, Н.И. Типы неуспеваемости школьников  / Н.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1965. - №7. – 23с.

22. Ольшанский, В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям / В.Б.  Ольшанский. - М.: Тривиола, 1996. - С.210.

23. Рогов,  Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании /Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996. – 356с.

24. Славина,  С.С. Индивидуальный поход к  неуспевающим и недисциплинированным  школьникам /С.С. Славина. - М.: Просвещение, 1986. - 217с.

25. Тутушкина,  М.К. практическая психология для педагогов и родителей /М.К. Тутушкина. - Спб.: Дидактика Плюс, 2000. - 352 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета ________Ф.И.___________________Класс __________

Внимателъно прочитай каждое неоконченное предложение и  все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

 

I 1. Обучение  в школе и знания необходимы  мне для...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления  в вуз, дальнейшего образования;

в) моего общего развития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);

е) создания карьеры;

ж) получения  стартовой квалификации и устройства на работу.  

2. Я бы не  учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было необходимости  в этом;

в) не поступление  в вуз и будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это надо;

д) не думал о  том, что будет дальше.  

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) знания;

б) успехи в учёбе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности  и ум;

д) трудолюбие и  работоспособность;

е) хорошие отметки.  

II 4. Мне кажется,  что цель моей жизни...

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное  участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.  

5. Моя цель  на уроке...

а) получение  информации;

б)получение  знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

г) выбрать для  себя необходимое;

д) внимательно  слушать учителя;

Информация о работе Психологические особенности неуспеваемости в школе