Психологические особенности личности тренера

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.
Задачи исследования:
1.Изучить психологические особенности личности тренера.
2.Выделить профессионально важные качества личности тренера.
3.Провести экспериментальное исследование профессионально важных качеств личности тренера.
4.Выделить пути формирования профессионально важных качеств личности тренера.

Оглавление

Введение……………………………………………3
Глава 1 Изучение профессионально важных качеств личности тренера……………….6
1.1Понятие о личности…………………………………………………………………6
1.2Требования к личности тренера….10
1.3Профессионально важные качества тренера………14
1.4Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров…20
1.5Стили руководства командой………23
Выводы по первой главе….28
Глава 2 Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера………..29
2.1 Организация и методы исследования………..29
2.2 Анализ психодиагностических данных
2.3. Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 72.04 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Соликамский государственный педагогический институт»

 

Кафедра____________________________

 

Психологические особенности личности тренера

 

Выпускная квалификационная работа

По специальности(Педагогика управления)

 

Выполнила студентка 3курса

Факультета(Педагогика)

Гиртайте Виргиния Зигмантовна

 

Научный руководитель

 

Выпускная квалификационная работа                                                                 «рекомендую к защите»

   Допущена к защите                                                                                                    _____________________

   Зав.кафедрой                                                                                                                «    «»__________2011г.

  «    »_____________2011г.

 

                                                                                                                                 

 

Соликамск-2011г.

Оглавление

Введение……………………………………………3

Глава 1 Изучение профессионально важных качеств личности тренера……………….6

1.1Понятие о личности…………………………………………………………………6

1.2Требования к личности тренера….10

1.3Профессионально важные качества тренера………14

1.4Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров…20

1.5Стили руководства командой………23

Выводы по первой главе….28

Глава 2 Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера………..29

2.1 Организация и методы исследования………..29

2.2 Анализ психодиагностических  данных

2.3. Пути формирования профессионально  важных качеств личности тренера

Вывод по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость деятельности.

 

Спортсмен любого уровня – от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовленности можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

 

Некоторые авторы и исследователи предприняли попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог?

 

Изучение личности тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.

 

Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень

 

 

 

 

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

 

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными.

Объект исследования

 

Объектом исследования является группа тренеров по разным видам спорта, состоящая из 5 человек, имеющая разный тренерский стаж и группа детей, занимающаяся под их руководством.

 

Предмет исследования:

 

Профессионально важные качества личности тренера

 

Цель исследования

 

Изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.

 

Гипотеза исследования

 

Предполагается, что у тренеров имеющих высокую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична

 

Задачи исследования:

 

1.Изучить психологические особенности  личности тренера

 

2.Выделить профессионально важные  качества личности тренера

 

3.Провести экспериментальное исследование  профессионально важных качеств  личности тренера

 

4.Выделить пути формирования  профессионально важных качеств  личности тренера

 

Методы исследования

 

1.Теоретико-библиографический анализ

 

2.Анкетный опрос «Контроль и  самооценка уровня профессионального  мастерства учителя физической  культуры»[13. стр. 479-482]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Изучение профессионально важных качеств личности тренера

1.1 Понятие о личности

 

Существующие понятия «личность» и «человек» представляют собой определенное единство, они неотделимы друг от друга, но по своему содержанию эти понятия не тождественны. Для уяснения сущности понятия «личность» необходимо знать следующее:

 

а) человек — это живое существо, обладающее сознанием и речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда;

 

б) индивид — каждый отдельный человек;

 

в) индивидуальность — неповторимые, только данному человеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;

 

г) коллектив — та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач;

 

д.) личность — конкретный человек во всем многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.

 

Исследуя проблему личности, отечественная психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся и проявляющиеся у него как члена общества. Личность немыслима вне общества так же, как и человеческое общество не может существовать без составляющих его личностей. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива: семьи, школы, предприятия и др. Активная деятельность, взаимоотношения в коллективе в значительной степени определяют и формируют индивидуальные черты личности.

 

Поскольку личность социально обусловлена, это понятие относится только к человеку и не применимо по отношению к животным, жизнедеятельность которых определяется исключительно биологическими закономерностями.

 

Отличительными особенностями личности являются:

 

1. Самосознание. Человек как личность  сознает себя, прежде всего как  живое, наделенное соответствующей  телесной организацией существо, отождествляет себя со своим  физическим «Я». Вместе с тем  в сознании «Я» человек отражает  в той или иной степени и  свойственные ему психологические  особенности и черты. Одновременно  он противопоставляет свое «Я»  другим людям, выделяет себя как  личность из окружающей людской  среды.

 

2. Сознание непрерывности и тождественности  своего «Я». В процессе своей  жизни человек все время изменяется, развивается под влиянием, как  природных условий, так и социальной  среды. В разные периоды жизни  человека (ребенок, юноша, взрослый, старик) резко меняется не только его  телесный облик, но и психологические  черты. И все же, несмотря на  эти изменения, человек не теряет  своего «Я», продолжает сознавать  свою тождественность с тем, чем  он был в прожитые периоды  своей жизни.

 

3. Индивидуальность — это устойчивое  своеобразие психических процессов, состоянии и свойств, принадлежащих данной личности как в специфических особенностях качества их содержания, так и в способах и формах проявления. В реальной действительности психические процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому конкретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельностью. То же самое относится и к свойствам личности: они всегда индивидуальны, принадлежат именно этой, а не другой личности. В виду крайнего многообразия индивидуальных особенностей людей нельзя найти две личности, которые были бы тождественны, т. е. полностью повторяли бы друг друга.

 

4. Саморегулирование — способность  сознательно управлять своим  поведением, психическими процессами  и состояниями в связи с  требованиями социальной среды  или условиями выполняемой деятельности. Человек не механически приспосабливается  к окружающей его среде, не  автоматически «уравновешивается»  с ней в ответ на исходящие  от нее раздражения. Он сам  является вместе с тем сознательным  членом этой среды, избирательно  воспринимает ее воздействия, перерабатывает, оценивает их и управляет своим  поведением в связи с этой  оценкой.

 

5. Активность. Личность всегда деятельна, без этого она не может существовать  в окружающей ее социальной  и природной среде. Только в  процессе социально обусловленной  деятельности человек превращается  в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности, способов ее выполнения и формируются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Вместе с тем именно в деятельности выражается присущее личности качество активности: «Всякая деятельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности» (С. Л. Рубинштейн).

 

6. Релятивность (от лат. ел. реляцио — отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно-трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом. Вне этих объективных отношений он не может существовать как конкретный член общества, неизбежно вступая в связи с этим в различные межлюдские формы поведения. Эти общественные отношения и определяют собой истинную сущность человека, которую нельзя понять, если рассматривать его как всего лишь отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества, членом которого он всегда и неизбежно является.

 

Объективно существующие в обществе отношения, являющиеся необходимым условием жизнедеятельности самого общества, субъективно отражаются в сознании человека в виде тех или других понятий, эмоциональных переживаний, волевых стремлений, социальных чувств и убеждений и др., представляющих в своей совокупности важные черты личности, практически проявляющиеся в поведении и деятельности человека.

 

7. Структурное единство. Личность  представляет собой сложное явление. Она многообразна в своих психологических  особенностях, свойствах и отношениях. Однако свойства личности (темперамент  и характер, интересы и способности  и пр.) не являются разобщенными  и независимыми друг от друга. Все они представляют собой  свойства или психологические  стороны личности как реального  единства. Этим обусловлены их  взаимосвязь и взаимозависимость. Личность всегда едина при  всём многообразии своих свойств. Последние не являются каком-то механической суммой отдельных качеств: они закономерно связаны друг с другом, будучи свойствами единой личности, и в своей совокупности представляют ее психологическую структуру.[15 стр.61-63]

 

Значительный вклад в изучение психологической структуры личности внесен отечественными учеными. Так, А.Г. Ковалев различает в этой структуре: темперамент (природные свойства личности); направленность (потребности, интересы, идеалы); способности (совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств) К.К. Платонов предложил рассматривать психологическую структуру личности как динамическую функциональную систему, в которой основное значение имеют: 1.направленность (социально обусловленная сторона личности); 2.темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности (биологически обусловленная сторона личности) 3. привычки, знания, умения, навыки (обусловленная жизненным опытом и воспитанием сторона личности); 4. индивидуальные особенности психических функций, их качественное своеобразие и уровень развития. Из этой динамической системы, как видим, исключены способности человека и его характер, которые, по мнению К.К.Платонова, не представляют структурных особенностей личности.[15 стр.69]

Информация о работе Психологические особенности личности тренера