Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:56, реферат
Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость деятельности.
Введение.
1. Понятия и требования к личности тренера.
2. Профессионально важные качества тренера
3. Психологические особенности взаимоотношений
учеников и тренеров
4. Стили руководства командой
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Введение.
1. Понятия и требования к личности тренера.
2. Профессионально важные качества тренера
3. Психологические особенности взаимоотношений
учеников и тренеров
4. Стили руководства командой
Заключение.
Список литературы.
Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость деятельности.
Спортсмен любого уровня – от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки и тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физической подготовленности можно достичь только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.
Некоторые авторы и исследователи предприняли попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог? Изучение личности тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов. Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века.
Советские специалисты внесли
немалый вклад в изучение
формированию мотивации спортсмена, его
готовности переносить предельные нагрузки
и стремлению к достижению высоких результатов.
Профессионально важные качества личности
тренера и пути формирования этих качеств
представляются нам особенно интересными.
Задачи:
1.Изучить психологические
2.Выделить профессионально
3.Провести экспериментальное
4.Выделить пути формирования профессионально важных качеств личности тренера
1. Понятия и требования к личности тренера.
Современный спорт требует незаурядных
способностей от тренера. Он должен владеть
всем арсеналом современных знаний,
учитывать психологические, социальные,
материально-технические и все другие
аспекты подготовки спортсмена. Успехи
спортсменов во многом зависят от личности
тренера - его знаний, педагогического
таланта, авторитета, воли, способности
к творческому обобщению. По своей сути
тренер - это, прежде всего педагог, и к
нему предъявляются все те же требования,
как и к любому воспитателю. Мастерство
тренера во многом определяется имеющимися
у
него качествами, которые придают своеобразие
его общению с учениками, определяют быстроту
и степень овладения: им различными умениями.
К профессионально важным
качествам тренера относятся
нравственные, коммуникабельные, волевые,
интеллектуальные и
Тренер должен обладать и такими нравственными качествами, как принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие и справедливость. Коммуникативные качества, к которым относится общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учениками в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера. Развитие волевых качеств является предпосылкой успеха в профессиональной деятельности тренера.
Важнейшими волевыми
авторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая
быстрее достичь результата, своих учеников,
форсируют нагрузки, нарушая тем самым
принципы постепенности и доступности
и ставя под угрозу здоровье учеников.
Тренер без самообладания будет теряться
в конфликтных и неожиданно возникающих
ситуациях.
Не обладая настойчивостью, тренер
не сможет неукоснительно проводить
в воспитании учеников свою линию.
Спокойствие и выдержка тренера не должны
подменяться его безразличием, равнодушием
к своей работе. Тренер не должен выходить
из себя, терять над собой контроль, переходить
на грубый и оскорбительный тон. Интеллектуальные
качества помогают тренеру находить правильные
решения в воспитательной работе, обуславливают
эффективность творчества тренера, поиска
им новых путей в обучении и воспитании.
К этим качествам относят: ясность и логичность
мышления, его критичность, воображение,
изобретательность, остроумие, оперативность
мышления, характеризующие способность
тренера быстро находить оптимальные
решения возникающих задач. Требования,
предъявленные к деятельности тренера,
обуславливают наличие у него качеств
перцептивной сферы (определяющих точность
восприятия, движений спортсмена, быстроту
восприятия и оценки ситуации), психомоторной
сферы (влияющих на точность выполнения
технических приемов при их показе). Многие
упражнения, которые должен демонстрировать
тренер, требуют
большой физической силы, гибкости, быстроты
реакции. Поэтому тренеру необходимо поддерживать
эти качества на должном уровне. А это
связано с соблюдением режима питания,
со слежением за своим здоровьем.
Мастерство тренера
самих тренеров. Сравнение результатов
опроса тех и других дало сходные
результаты: тренер должен быть открытым,
общительным, эмоционально-устойчивым,
способным управлять спортсменом, особенно
в соревновательной ситуации. У него должен
быть достаточно высокий интеллект, развиты
уверенность в себе, практичность. Он должен
быть новатором, предприимчивым, решительным
и самостоятельным.
Однако изучение психологических особенностей
тренеров показало, что их представление
об «идеальном» тренере значительно расходится
тем, что они представляют из себя в действительности.
Совпадение было только по двум характеристикам
- склонности к доминированию (управлению
другими) и готовности принять новое. Очевидно,
желаемое разошлось с действительностью.
Изучение психологических особе
неуспешных» тренеров тоже не дало существенных
различий. Правда, Огилви отмечает, что
тренеры имеют твердый характер, устойчивость
к психическому напряжению, независимость,
твердость и реалистичность взглядов,
высокую авторитарность, т.е. стремление
управлять спортсменами, основываясь
на своем личном мнении. Однако, очевидно,
что эти особенности присущи не всем выдающимся
тренерам.
По мнению американского психолога Б.Дж.
Кретти, успех в тренерской работе в значительной
мере зависит от знаний, которыми обладает
тренер, от того, как он строит свои отношения
со спортсменами.
Дальнейшие исследования показали, что тренерам, быстро воспринимающим все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия не замыкаются узкой программой. Они активно общаются, с коллегами, в курсе всех событий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международной арене. Более того, успешно работающие тренеры обладают определенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимость между способностями преподавателя и приобретением знаний и навыков спортсменами. Исследования эмоциональных реакций во время соревнований показывают, что физиологические сдвигу тренеров, наблюдающих за ходом соревновательной борьбы, по своей интенсивности сходны с показателями участников соревнований. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным. При этом не толькоухудшаются результаты выступления его воспитанников, но и снижается его собственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях
2. Профессионально важные качества тренера
Мастерство тренера во многом определяется
имеющимися у него качествами, которые
придают своеобразие его
Мировоззрение тренера
как активного члена общества, ответственность
за судьбу общества в целом.
Воспитывая патриотизм, тренер должен
сам быть патриотом. Патриотизм тренера
должен проявляться в гордости как за
достижения отечественных спортсменов
на международной арене, так и за достижения
страны в развитии науки, литературы, искусства,
массовой физической культуры. В то же
время он должен быть интернационалистом,
выступать в дружбу между народами, рассматривать
спорт как средство укрепления мира и
взаимопонимания между народами всех
стран.
Нравственные качества
Нравственность, или мораль, — это
форма общественного сознания, выполняющая
функцию регулирования поведения человека.
Тренер должен обладать целым комплексом
нравственные качеств гуманизмом, вежливостью,
честностью, требовательностью, оптимизмом
и т. д., так как нравственное воспитание
учащихся должно базироваться не только
на словесной форме воздействия на них,
но, прежде всего па личном примере. К.
Д. Ушинский писал, что «влияние личности
воспитателя на молодую душу составляет
ту воспитательную силу, которую нельзя
заменить ни учебниками, ни моральными
сентенциями, ни системой наказаний и
поощрений» Поэтому оправдано бытующее
среди педагогов мнение, что личный пример
— лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно
следить за собой, предъявлять к себе высокие
требования, помня, что учитель — это человек,
специальностью которого является правильное
поведение.
Постоянный контроль за своим поведением необходим тренеру в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причем в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными. Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и тренера, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это введение, невольно копируя не только хорошие привычки тренера пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, тренер может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками.
Например, если тренер курит, то ему
невозможно будет убедить ученика,
что курить вредно для собственного
здоровья и здоровье окружающих, что
курение снижает спортивные результаты.
Нельзя, воспитывая у учеников уважительное
отношение к труду, самому проявлять халатное
отношение к своим обязанностям: опаздывать
на занятие, приходить на него несобранным,
отменять ранее запланированные мероприятия.
Страстность в работе передается и ученикам.
Они на примере тренера начинают понимать,
что работа — это одна из главных ценностей
в жизни человека,
что она доставляет радость не только
самому работающему, но и окружающим. Только
личным примером тренер может заразить
учащихся своей профессией. В связи с этим
важным нравственным качеством тренера
является педагогический оптимизм (по
А. С. Макаренко) Он включает доброту, чуткость
тренера, его общительность и доброжелательность,
жизнерадостность, чувство юмора, веру
в учеников, в достижимость ими поставленных
целей, даже если эти ученики слабоуспевающие
и с отклонениями в поведении: вера тренера
заставляет и учеников поверить в свое
исправление.
Эмоционально положительное
Информация о работе Психологические особенности личности тренера