Психологические особенности личности тренера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:56, реферат

Краткое описание

Чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений, подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость деятельности.

Оглавление

Введение.

1. Понятия и требования к личности тренера.

2. Профессионально важные качества тренера

3. Психологические особенности взаимоотношений
учеников и тренеров

4. Стили руководства командой

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Света.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стили руководства командой

Разновидности стилей руководства  В процессе многолетней работы у  каждого тренера складывается характерный  для него стиль руководства, управления командой или отдельными спортсменами. Под воздействием многих факторов (смена коллектива, повышение мастерства спортсменов, развитие личности и т. д.) он может меняться  
или оставаться постоянным.

Итак, что же такое «стиль»? Под  стилем понимают повторяющиеся особенности,  
типичные черты, формы- выражения. Ряд словосочетаний, таких, как стиль работы, стиль управления, стиль взаимоотношений, стали терминами. Под стилем руководства в психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский. Предложенная им классификация оказалась удивительно долговечной и с небольшими изменениями действует и в наши дни (в некоторых современных публикациях авторитарный стиль заменен директивным, а демократический — коллегиальным, но суть, содержание терминов остались прежними). Авторитарный, или директивный, стиль работы тренера характеризуется полным его единоначалием, т. е. единоличным принятием решений (причем только собственной формулировки), стремлением оставить за собой исключительное право поощрять и наказывать. Все руководящие воздействия тренера-автократа облекаются в форму приказа, ультимативных требований, распоряжений. Какие-либо отклонения, неточности при их выполнении, проявление инициативы и самостоятельности вызывают реакцию в виде взысканий, наказаний, выговоров, лишения льгот и т. д. Такой тренер тщательно и строго контролирует всю деятельность и поведение спортсменов, но не с целью проявить заботу о них, помочь им, а с единственным стремлением — все сделать для того, чтобы не  
сорвать выполнение поставленной перед ним, тренером, задачи.  
Тренеры с директивным стилем управления обычно с симпатией относятся к тем, кто не возражает им ни в чем, кто согласен с любыми их предложениями. Поэтому в коллективах, ими руководимых, бывают, как правило, «любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди товарищей. В общении с остальными своими учениками и с коллегами тренеры-автократы держатся на расстоянии, а если и допускают вербальные контакты, то только кратковременные, часто переходящие в грубость, несдержанность, бестактность. Не умея найти оптимальный, ровный тон в общении со своими учениками, они при неудачных их выступлениях разражаются руганью, оскорблениями, а при удачных — склонны к лести и заискиванию. Естественно, что такой стиль руководства тренера создает в спортивном коллективе нездоровый психологический климат и конфликтные ситуации.

Демократический, или коллегиальный, стиль руководства  
характеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций членам коллектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных решений тренер-демократ привлекает весь коллектив или актив, обсуждая и согласовывая с ним все предложения. Развивая дискуссию и обсуждая вопросы, касающиеся деятельности коллектива, тренер развивает деловую личную инициативу и самостоятельность у своих подопечных, не пересекая ту грань, за которой он может оказаться у них на поводу. Коллективно обсуждая те или иные проблемы, тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно желает знать мнение спортсменов, чтобы учесть его, принимая решение.

Вместе с тем ответственные  и срочные дела, требующие немедленных  действий, тренер выполняет сам. В  общении со своими учениками у  тренера, пользующегося  
коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет  
раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб, советов, рекомендаций. Контролируя деятельность членов коллектива, тренер старается сосредоточить свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В отношениях с людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится конкуренции, а в своем окружении предпочитает видеть квалифицированных специалистов. Либеральный (попустительский, или свободный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством тренера в процесс управления командой. Такой тренер находится как бы в стороне от того, чем занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией и посредничестве между своим коллективом и другими, что мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия.

Требования, советы, рекомендации в общении с учениками у тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической оценки. Такой тренер крайне равнодушен к мнению учеников и окружающих о нем, малообщителен и безынициативен во всем, безразличен к своей управленческой деятельности.

В жизни редко встречаются тренеры, деятельность которых четко укладывалась бы в рамки одного стиля руководства. Обычно в своей работе любой тренер применяет все три стиля, но выраженность каждого из них бывает различной. Преобладание одного или двух из них характеризует тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера.

Индивидуальный стиль руководства  тренера обусловлен личностными  качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью; психическим состоянием спортсменов. Если, например, тренеру присущи такие качества, как высокомерие, тщеславие, предвзятость в оценках людей, грубость, безразличие к. ним, то негативное отношение сначала возникает к личности тренера, а затем ко всему, что исходит от него, и станет длительным, стойким. Выполнение любого его приказа в таких случаях явно или скрыто саботируется, а если и выполняется, то безответственно, с сарказмом и презрением. Позитивное отношение спортсменов к личностным  
качествам тренера оказывает стимулирующее воздействие на оперативность и четкость выполнения тренерских указаний, положительное восприятие методов его руководства. Даже эмоциональные срывы тренера, если они кратковременны, не способны вызвать отрицательного отношения в целом к методу его управления, поскольку спортсмены понимают, что раздражительность не свойственна их наставнику и вызвана, видимо, чрезвычайными обстоятельствами. На отношение спортсменов к стилю руководства тренера оказывает воздействие также своевременность и разумность его руководящих указаний. Способность отдавать такие распоряжения, которые соответствуют ситуации, времени и приводят спортсмена или команду к успеху, создает авторитет тренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю инициативу, считая,  
что все сказанное и сделанное им обернется пользой для команды, Правда, в этом кроется опасность самоустранения спортсменов от принятия каких бы то ни было решений. Перед тренером в таком случае встает проблема развития личности спортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации, принимать самостоятельные решения.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

1. Личность немыслима вне общества  так же, как и  
человеческое общество не может существовать без составляющих его личностей. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива: семьи, школы, предприятия, спортивной команды и др. Активная деятельность, взаимоотношения в коллективе в значительной степени определяют и формируют индивидуальные черты личности.

2. Современный спорт требует  незаурядных способностей  
от тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера - его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению. По своей сути тренер - это, прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю.

3. Мастерство тренера во многом  определяется имеющимися  
у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися,  
определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Наиболее важными из них являются профессионально важные качества личности тренера: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт),волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

4. Многое во взаимоотношениях  между тренером и  
учениками зависит от поведения самого тренера. Дело в том, что представление о качествах «идеального тренера» расходятся у тренеров и учеников. Первые акцентируют внимание, прежде всего, на деловых и профессиональных качествах педагога (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность,  
доброжелательность тоже отмечаются учителями, но им не придается решающего значения. Ученики же, наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале спортсмены смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как тренер проводит тренировку.

5. Индивидуальный стиль руководства  тренера обусловлен  
личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью; психическим состоянием спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2006.

Васильева Ю.А. Особенности смысловой  сферы личности у лиц с нарушениями социальной регуляции поведения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

Васильева Ю.А. Особенности смысловой  сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн., № 2. 1997. Т. 18. С. 58—78.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. М.: Педагогика, 2003. Т. 3.

Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2 тт. М.: Мысль, 2001. Т.2. С. 5—209.

Дергачева О.Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э.Деси и Р.Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002, с.

Зейгарник Б.В. Опосредствование и  саморегуляция в норме и патологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 2. 1981. С. 9—15.

Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997.

Иванников В.А. Психологические механизмы  волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 231—238.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Обухова С.А.

Елена Исинбаева

 

  Елена Гаджиевна Исинбаева родилась 3 июня 1982 года в Волгограде. 

Отец Елены, Гаджи Гаджиевич, по национальности - табасаран. Он до сих  пор работает слесарем-сантехником  и не желает уходить на пенсию, в  отличие от своей жены, которая  занялась домашним хозяйством после 24 лет работы в котельной.

В семье Исинбаевых всегда любили спорт. Отец в своё время занимался  борьбой и боксом, а мать - лыжами и баскетболом. Когда Елене исполнилось 5 лет, её вместе с младшей сестрой  Инной отдали в секцию спортивной гимнастики, где сёстры блистали больше 10 лет и получили звания мастеров спорта. Елена очень быстро росла и, когда ей исполнилось 15, вынуждена была уйти из гимнастики из-за опасности получить травму.

Жить без спорта девочка  уже не могла, потому её первый тренер Александр Лисовой посоветовал ей попробовать себя в лёгкой атлетике и порекомендовал её Евгению Трофимову, который сделал из Елены звезду спорта. Девушка схватывала на лету все упражнения и уже летом 1999 года выиграла чемпионат мира среди девушек с результатом 4,05 м, а на своём первом "взрослом" чемпионате Европы в Бельгии в 2000 году заняла 8-е место, взяв высоту в 4,45 м.

На Олимпиаде в Сиднее Елена выступила неудачно, но уже  в следующем году получила "серебро" на чемпионате Европы. Установив свой первый рекорд в 2003 году, взяв высоту в 4,82 м, Исинбаева приковала к себе внимание общественности - до этого главными фаворитками соревнований считались россиянка Светлана Феофанова и американка Стейси Дражила.

Самым успешным годом  Елены считается 2004. Тогда она  установила сразу шесть мировых рекордов, стала лауреаткой премии "Слава" в номинации "Открытие года", а на летней Олимпиаде в Афинах завоевала золото, установив ещё один мировой рекорд - 4,91 м.

Сразу после Олимпиады, на соревнованиях в Брюсселе, Исинбаева  установила восьмой за тот год рекорд - 4,92 м, была признана лучшей легкоатлеткой Европы и мира и стала заслуженным мастером спорта. В ноябре 2004 года на встрече олимпийских призёров с президентом России именно Елене была предоставлена честь держать перед В.В.Путиным ответное слово на его поздравительную речь.

На чемпионате мира в  городе Хельсинки в 2005 году Исинбаева  стала первой спортсменкой в истории, которая преодолела рубеж в 5 метров, поставив мировой рекорд в 5,1 м.

По словам самой спортсменки, она долго к этому шла и мечтала стать первой женщиной в истории, которая покорит эту высоту. В ноябре 2005 года Исинбаева совершенно неожиданно ушла от своего тренера Евгения Трофимова, который привёл её к олимпийскому триумфу.

На проходившем в  марте 2006 года в Москве чемпионате мира по легкой атлетике в закрытых помещениях Елена завоевала "золото". Сейчас Исинбаева проживает в Монако и усиленно тренируется под руководством бывшего тренера легендарного спортсмена Сергея Бубки Виталия Петрова.

На Олимпийских играх 2008 года в Пекине Елена завоевала "золото", установив новый мировой рекорд в 5,05 м.

5 фактов о Елене Исинбаевой:

  1. Елена не замужем. Все свои силы и время 26-летняя спортсменка отдаёт тренировкам.
  2. За свою спортивную карьеру Исинбаева установила 24 мировых рекорда. Для сравнения, Сергей Бубка, легендарный спортсмен, впервые преодолевший рубеж в 6 метров, установил 35 мировых рекордов.
  3. Елена Исинбаева коллекционирует дельфинов и интересуется философией.
  4. С 2002 года по 2005 Елена обучалась в Волгоградской Государственной Академии физической культуры и спорта и по окончании получила диплом преподавателя физической культуры.
  5. По результатам опроса ресурса AskMen.com, Елена Исинбаева заняла девятое место в рейтинге самых привлекательных спортсменок, участвующих в Олимпиаде - 2008.

Информация о работе Психологические особенности личности тренера