Психологические особенности эффективного тренера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 02:43, магистерская работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.
2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.
3. Разработать модель личности тренера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера
1.2 Личностные качества эффективного тренера
1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА
3.1 Личностные качества эффективного тренера
3.2 Особенности межличностных отношений
3.3 Особенности стиля поведения
3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Спортивная психология.rtf

— 2.89 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магистерская работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА

1.1 Психологические аспекты деятельности тренера

1.2 Личностные качества эффективного тренера

1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА

3.1 Личностные качества эффективного тренера

3.2 Особенности межличностных отношений

3.3 Особенности стиля поведения

3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Спортом увлекаются миллионы людей в нашей стране. Для части из них спорт не только интересное занятие, но работа, основное дело жизни. Тем не менее, понятия «профессиональный спорт» в нашей стране долго не существовало. Спорт делился на массовый, любительский и большой. Только сравнительно недавно теоретиками спорта был выделен подраздел профессионального спорта. Таким образом, спорт стал считаться полноправным видом трудовой деятельности, особой профессией, овладеть которой может не каждый.

Психологических проблем в области профессионального спорта немало. К их числу принадлежит неразработанность понятия «профессиональные психологические качества», хотя становление этой дефиниции диктуется насущными практическими задачами. Надо выяснить, какие качества наиболее связаны с успешностью деятельности, какие качественные и количественные характеристики качеств должны быть у работника высокого мастерства, какие взаимоотношения у качеств со способностями, с одной стороны, и со знаниями, умениями и навыками - с другой. И если изучением личностных характеристик, имеющих важное значение в деятельности спортсменов занимались многие ученые (Н.А. Худяков, А.В. Родионов, Г.Д. Горбунов, В.А. Вяткин, В.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, В.Д. Гончарова, А.Ц. Пуни, Дж.Кретти и др.), то исследований, касающихся личности тренера, недостаточно.

Некоторые авторы и исследователи предприняли попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: Существует ли эффективный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог?

Изучение личности тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые эффективному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.

Разработкой данного вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу таких психологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков, Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень.

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанное приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными, что и обусловило выбор именно этой проблемы исследования .

Объект исследования - личность тренера.

Предмет исследования - психологические особенности личности эффективного тренера.

Цель исследования - проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.
  2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.
  3. Разработать модель личности тренера.

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

- анализ и обобщение литературы по проблеме исследования личностных особенностей эффективного тренера;

- личностный опросник Р. Кеттела;

- тест Т. Лири;

- опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» (ССП - 98)

В.И. Моросановой;

- опросник для выявления значимых качеств личности эффективного тренера;

- методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе Всеукраинской федерации военно-спортивных единоборств. В исследовании приняли участие 35 борцов различной квалификации, в возрасте 18 -23 года, и 5 человек - тренеров по борьбе.

Научная новизна данной работы состоит в том, что на основании анализа имеющейся литературы и собственных исследований, предпринята попытка создать модель личности тренера.

Практическая значимость состоит в том, что, используя созданную модель можно изучать профессиональные качества тренеров, работающих в различных видах спорта, сравнивать их между собой, выявлять типичное и своеобразное в качествах их личности.

Апробация результатов исследования. Содержание и результаты исследования данной работы докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики и психологии ХГАФК.

Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованной литературы (59 источников), приложения. Общий объем работы - 89 страниц. Работа включает 3 таблицы, 9 рисунков.

 

 

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА

 

1.1 Психологические аспекты деятельности тренера

психологический личность тренер

Деятельность тренера, как правило, рассматривают очень узко, выделяя только ее внешнюю сторону: руководство тренировкой. Однако деятельность тренера имеет многофакторный характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы [44].

Тренер сможет выполнять свои функции в педагогической системе, только обладая профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности.

Общими признаками профессионализма в разных профессиях являются:1) владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда; 2) владение специальными умениями в осуществлении процесса деятельности на всех его этапах: подготовительном, исполнительном, итоговом; специальные свойства личности и характера, позволяющие осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты [5].

Эффективность деятельности тренера зависит от многих факторов: экономического, социального, научного, организационного и др. Показатель эффективности деятельности тренера - успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств. Другими словами, эффективность предполагает соответствие структуры и функционирования психики тренера структуре и динамике его деятельности.

Большое влияние на эффективность деятельности тренера оказывают особенности его личности, мировоззрение, способности, характер, темперамент, психическое состояние (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев,

Е.С. Кузьмин, A.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А.Ц. Пуни, Н.С. Лейтес,

B.Е. Чудновский, В.С. Магун, Е.В. Шорохова).

Важным условием эффективности деятельности тренера является умение творчески определять целевые установки занятий в соответствии с программой обучения конкретному виду спорта.

Предпосылки повышения эффективности деятельности тренера делятся на личностные (базовые) и ситуативные (процессуальные) [56].

К личностным относятся: положительные черты направленности личности тренера (устойчивый интерес к занятиям со спортсменами, чувство ответственности за работу и др.); проявления темперамента, адекватные требованиям педагогической деятельности; благоприятные особенности характера (такие черты, как доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, справедливость, выдержка, внимательность, настойчивость, решительность, находчивость); педагогические и организаторские способности. Будучи сформированными, личностные предпосылки помогают тренеру проявлять устойчивость в практическом осуществлении целей деятельности, сохранять постоянство стиля работы.

 К ситуативным предпосылкам относятся: ясное понимание текущих задач своей деятельности и деятельности спортсменов; достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению целей; адекватно протекающие психические познавательные процессы; стенические психические состояния.


Формирование предпосылок повышения эффективности деятельности тренера зависит от того, насколько хорошо владеет тренер конкретным видом спорта, от его эрудиции, культуры и уровня педагогического мастерства и физической подготовленности.

В работе тренера можно выделить три уровня мастерства: высокий, средний и низкий [44].

Тренеры по-разному определяют задачи со спортсменами. Одни считают, что творцами всей работы должны быть сами спортсмены. С этой целью они формируют общественно-коллективистскую направленность личности, способствуют правильному развитию их спортивных способностей, инициативы и самостоятельности, определенного настроя жизни и деятельности, что в конечном итоге превращает коллектив в воспитателя отдельного спортсмена. Другие тренеры считают, что их основная задача --как можно полнее, интереснее и ярче построить учебно-воспитательный процесс. Они совершенствуют его, отбирают наиболее эффективные формы, методы и приемы воспитания и перевоспитания, являются источниками обширной информации. Наконец, довольно многочисленную группу составляют тренеры, которые из-за недостаточного знания основ педагогики не могут целенаправленно руководить учебно-воспитательным процессом.

Таким образом, мы выделяем три уровня мастерства тренеров в работе со спортсменами: высокий, средний и низкий. При этом деятельность тренеров характеризуется по: 1) отношению к спорту и педагогической деятельности вообще и к работе со спортсменами в частности; 2) характеру определения содержания деятельности со спортсменами; 3) знанию закономерностей учебно-воспитательного процесса в работе со спортсменами.

Для деятельности тренеров высокого уровня мастерства характерно устойчивое положительное отношение к своей деятельности, интерес к делу, определенная система в работе. Они ясно понимают оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи, умеют наметить пути их решения и видят конечные результаты работы. Учитывают особенности возраста, пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. Знают свой вид спорта. Успешно формируют устойчивый интерес к спорту. Умеют ярко и увлекательно раскрывать перспективы систематических учебно-тренировочных занятий, переносить на тренировку со спортсменами принципы технической и тактической подготовки современного спорта. Рационально используют время, отведенное на выполнение задачи, действуют четко и уверенно.

Организуя общественную активность спортсменов, формируя у них определенные общественные и нравственные представления, понятия, они стремятся, чтобы эти идеи становились мотивами, побуждающими и направляющими поведение и деятельность спортсменов.

Такие тренеры отличаются богатой выдумкой, инициативой, хорошими педагогическими способностями. При организации спортивно-массовой работы обосновывают необходимость участия спортсменов в том или ином виде деятельности, активно руководят тренировкой, сочетая работу с сильными, слабыми и средними спортсменами, проявляют творческую инициативу в конкретизации упражнений, разрабатывают их новые варианты. Тренеры самокритично оценивают результаты своей работы, заботятся не о внешнем эффекте, а о воспитательной целесообразности каждого мероприятия. Умеют контролировать, своевременно поправлять и поощрять воспитанников, объективно оценивать деятельность, не отчаиваться при неудачах, не зазнаваться при удачах и победах. Они постоянно в курсе новых исследований в области теории и методики физического воспитания и спорта, психологии, педагогики, охотно откликаются на предложения по усовершенствованию учебной и воспитательной работы в команде. Легко оперируют специфическими формами и методами деятельности спортсменов.

У этой группы тренеров нравственные убеждения проявляются в различных формах. Одни тренеры активно реагируют чувством на все события в команде (во всей системе взаимоотношений со спортсменами). При этом эмоциональное воздействие может резко изменить направленность поведения спортсменов. Другим тренерам свойственны самостоятельность суждений, критичность. Третьим -- практические действия, поступки.


Педагогическая деятельность таких тренеров выразительна, богата внутренней волевой активностью и целеустремленностью. У них ярче проявляются организаторские умения. Они отличаются высокой требовательностью к спортсменам и к себе, приучают воспитанников к правильному режиму учения, труда, отдыха, питания, сна, к выполнению санитарно-гигиенических правил. Нравственное воздействие они оказывают прежде всего личным примером. Такие тренеры умело учитывают конкретные педагогические ситуации, избирают наиболее целесообразные приемы воздействия. На примерах из практики спорта формируют чувство товарищества, умения в трудных условиях соревнований добиваться победы. В команде создают непринужденную обстановку, способствуют развитию инициативы и самостоятельности.

Для тренеров среднего уровня мастерства характерно положительное отношение к спортивно-массовой работе со спортсменами. Они понимают ее задачи, но испытывают трудности в их практическом решении. Их больше привлекает сам процесс учебно-воспитательной деятельности, чем ее конечный результат. Не всегда осознают они последовательность своих действий, не могут объяснить их целесообразность, используют случайные приемы и способы действий. Им нравится живое общение с воспитанниками, напряженность повседневной работы. В основе их отношения к учебно-воспитательной работе лежит увлеченность делом. Они охотно берутся за те виды деятельности, которые больше любят, которые им лучше удаются, игнорируя малоинтересные, но необходимые участки работы. Проявляют творчество в проектировании дел команды, но действия их носят индивидуальный характер. В работу вовлекают лишь активистов команды. Рационально распределяют время, отведенное на выполнение задачи, но действуют чаще всего неуверенно, затрудняются в поисках новых приемов активизации деятельности спортсменов. Правильно оценивают педагогическую ситуацию, являются инициаторами большинства дел в команде. Формально используют приемы педагогического воздействия по развитию самостоятельности и инициативы.

Информация о работе Психологические особенности эффективного тренера