Психологические особенности эффективного тренера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 02:43, магистерская работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.
2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.
3. Разработать модель личности тренера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера
1.2 Личностные качества эффективного тренера
1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА
3.1 Личностные качества эффективного тренера
3.2 Особенности межличностных отношений
3.3 Особенности стиля поведения
3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Спортивная психология.rtf

— 2.89 Мб (Скачать)

Шкала «Оценивание результатов» характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале испытуемые не замечают своих ошибок, некритичны к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновения внешних трудностей.

Шкала «Гибкость» диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменения значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрые изменения событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя не4уверенно, с трудом привыкают к переменам жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Шкала «Самостоятельность» характеризует развитость регуляторной автономии. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход её выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, таки конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.

4. Опросник для выявления значимых качеств личности эффективного тренера.

В методике содержаться четыре блока качеств (межличностные отношения, общение; поведение; деятельность; переживания, чувства), каждый из которых отражает один из уровней активности личности (Приложение А).

 

 

Раздел 3. Особенности личности эффективного тренера

 

3.1 Личностные качества эффективного тренера

 

Для изучения личностных свойств, которые должны быть присущи эффективному тренеру, мы использовали 16 - факторный опросник Кеттела. По результатам опроса был построен личностный профиль эффективного тренера (рис. 3.1.)

 

Рис.3.1. Профиль личности эффективного тренера

 

На основании полученных данных (таб. 3.1.) можно описать качества личности эффективного тренера.

Направленность характерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+) говорит о том, что эффективный тренер должен быть сердечным, добрым, открытым, общительным, готовым к сотрудничеству, внимательным по отношению к окружающим. Нами был проведен отдельный опрос тренеров и спортсменов по методике 16-PF Кеттела (Приложение Б, В) и по фактору А обнаружены статистически достоверные различия. Это говорит о том, что сами тренеры уделяют значительно большее внимание именно этим качествам личности.

 

Таблица 3.1.Показатели по факторам методики Кеттела (стэны)

Факторы

М ± σ

A

7,57 ± 1,5

В

3,8 ± 2,84

С

6,37 ± 1,35

Е

5,67 ± 1,63

F

5,32 ± 1,42

G

5,05 ± 1,37

Н

7,12 ± 1,65

I

5,3 ± 1,26

L

5,82 ± 1,55

М

5,22 ± 1,68

N

5,3 ± 2,15

О

5,12 ± 2,38

Q1

6,45 ± 1,89

Q2

4,62 ± 1,47

Q3

7,45 ± 1,88

Q4

4,7 ± 1,8


 

По фактору В направленность к отрицательному полюсу (В-). Это говорит о конкретном характере мышления. При анализе этого фактора мы встречаемся со спецификой данного вида спорта, в котором для решения спортивных задач необходима такая разновидность мышления, как оперативное мышление, позволяющее решать задачи «здесь и сейчас».

Направленность характерологических особенностей по фактору С (сила «Я» - слабость «Я») к положительному полюсу (С+) предполагает, что эффективный тренер должен управлять своими эмоциями, настроением, уметь находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение.

По факторам Е, F, G получены средние значения. Это говорит о том, что по этим факторам, качества, проявляемые тренером, могут зависеть от сложившейся ситуации. В одних случаях тренер может быть мягким, тактичным, дипломатичным. В других должен проявлять доминирование, властность, напористость (фактор Е). В одних ситуациях он должен демонстрировать сдержанность, в других, напротив, экспрессивность характера (фактор F). С одной стороны - должен соблюдать моральные стандарты и правила, а с другой, может и пожертвовать ими во благо спортсмена или победы (фактор G).

Высокие показатели по фактору Н характеризуют эффективного тренера как человека смелого, эмоционально активного, способного выдерживать большие нагрузки при работе с людьми. Такие люди достаточно легко вступают в контакты, практически не испытывают трудности в общении, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. По фактору Н также были получены достоверные различия (Приложение В). Спортсмены считают, что у эффективного тренера эти качества должны быть развиты максимально хорошо.

По факторам I, L, M, N также получены средние значения, что говорит об их ситуативном характере. Быть ли тренеру суровым или мягким (фактор I); доверчивым или демонстрировать подозрительность (фактор L); быть ли практическим реалистом или проявлять творческий потенциал (фактор М); демонстрировать ли проницательность или, наоборот, наивность и простоту (фактор N) - все это должно зависеть от сложившейся ситуации, от цели, которую преследует тренер.

Направленность фактора О к положительному полюсу (О+). Говорит о том, что у эффективного тренера должно быть сильно развито чувство долга.

Анализ результатов по фактору Q1 показал, что для эффективного тренера должны быть характерны разнообразные интеллектуальные интересы, развито стремление к получению новой информации по различным областям знаний, склонность к экспериментированию.

Направленность характерологических особенностей по фактору Q2 к отрицательному полюсу (Q2 -) говорит о том, что эффективный тренер должен быть ориентирован на социальное одобрение и при принятии решений учитывать мнение других людей, т.е., должен быть ориентирован на интересы коллектива.

Высокие показатели по фактору Q3 характеризуют выраженность лидерских качеств тренера, а также его ярко выраженные волевые качества (самоконтроль, целеустремленность) и умение доводить начатое дело до конца.

Заниженные показатели по фактору Q4 придают характеру эффективного тренера такие качества как сдержанность и невозмутимость.

Таким образом, для эффективного тренера характерны следующие индивидуально-типологические особенности: открытость, готовность к сотрудничеству, конкретность мышления, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, выраженные лидерские качества и волевые качества.

 

3.2 Особенности межличностных отношений

 

Для исследования особенностей межличностных отношений нами использовалась Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Полученные данные позволили составить профиль личности (рис. 3.2.), в котором представлены различные типы отношений к окружающим.

Исходя из полученных данных (таб. 3.2.) личность эффективного тренера имеет следующие особенности.

Эффективному тренеру присущи ярко выраженные черты авторитетного лидера, энергичного, компетентного, успешного в делах человека. Проанализировав показатели по этому критерию отдельно у тренеров и спортсменов, нами были обнаружены значимые различия (Приложение Г). Это свидетельствует о том, что сами тренеры отмечают необходимость развитости лидерских качеств у эффективного тренера.

Рис. 3.2. Профиль личности эффективного тренера (тип межличностных отношений)

 

1 - авторитарный;

2 - эгоистический;

3 - агрессивный;

4 - подозрительный;

5 - подчиняемый;

6 - зависимый;

7 - дружелюбный;

8 - альтруистический.

Эгоистический тип представлен умеренными показателями, что свидетельствует о том, что у эффективного тренера должны быть минимально выражены эгоистические черты. Тренер должен быть ориентирован не на себя и не на решение своих проблем, а на коллектив спортсменов.

 

 

Таблица 3.2. Показатели по типам отношений методики Т. Лири.

Тип отношения к окружающим

М ± σ

Авторитарный

11,57 ± 2,4

Эгоистический

7,45 ± 2,44

Агрессивный

4,9 ± 2,38

Подозрительный

4,92 ± 2,2

Подчиняемый

6,22 ± 2,72

Зависимый

7,07 ± 2,43

Дружелюбный

8,95 ± 3,38

Альтруистический

9,4 ± 2,13

Доминирование

10,21 ± 1,55

Дружелюбие

6,92 ± 1,68


 

Агрессивный тип отношения имеет низкие балы. Это говорит о том, что эффективный тренер не должен быть жестким и враждебным по отношению к окружающим людям.

Подозрительный тип также получил низкие балы, а значит, в характере эффективного тренера должны отсутствовать подозрительность, обидчивость, злопамятность, замкнутость, скрытность, разочарование в людях.

Подчиняемый тип имеет низкие балы, что говорит о присущей эффективному тренеру эмоциональной сдержанности, умении ответственно и честно относиться к своим профессиональным обязанностям.

Зависимый тип также характеризуется низкими балами, что говорит о зависимости в работе тренера, прежде всего от социального одобрения.

Высокие баллы по типу Дружелюбность характеризуют эффективного тренера как человека склонного к сотрудничеству, кооперации, гибкого и компромиссного при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремящегося помогать, решать проблемы окружающих людей, ориентированного на принятие и социальное одобрение.

По восьмой шкале (альтруистичность) показатели также высокие. Это позволяет говорить о гиперответственности, стремлении помочь окружающим, умении принимать на себя ответственность за других людей. По этому показателю были установлены значимые различия между представлениями тренеров и спортсменов (Приложение В). Т.е. тренеры придают гораздо большее значение необходимости развития таких качеств у эффективного тренера.

 

3.3 Особенности стиля поведения

 

Стилевые особенности проявляются в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения результатов.

Индивидуальный стиль характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики, к которой относятся планирование, программирование, моделирование и оценивание результатов, а так же регуляторно-личностными свойствами, такими как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д.

Шкала «Планирование» характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, а также уровень сформированности осознанного планирования действительности.

Достаточно высокие показатели по этой шкале (таб.3.3.) позволяют утверждать, что у эффективного тренера должна быть сформирована потребность в сознательном планировании деятельности. Его планы должны быть реалистичны, детализированы, действенны и устойчивы.

 

Таблица 3.3. Показатели регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств эффективного тренера

Название шкалы

М ± σ

Планирование

6,62 ± 1,33

Моделирование

6,77 ± 1,56

Программирование

6,22 ± 1,27

Оценка результатов

5,87 ± 1,78

Гибкость

6,9 ± 1,42

Самостоятельность

4,75 ± 2,08


 

По шкале «Моделирование», позволяющей диагностировать развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий получены достаточно высокие баллы. Это позволяют характеризовать эффективного тренера как человека, способного выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. Полученные результаты так же позволяют говорить о том, то эффективный тренер должен быть способен в условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий.

Информация о работе Психологические особенности эффективного тренера