Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 02:43, магистерская работа
Цель исследования – проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.
2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.
3. Разработать модель личности тренера.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера
1.2 Личностные качества эффективного тренера
1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА
3.1 Личностные качества эффективного тренера
3.2 Особенности межличностных отношений
3.3 Особенности стиля поведения
3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выделяют также фактор MD - адекватность самооценки. Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов:
Интерпретация факторов
Первичные факторы:
I. ФАКТОР «А» | |
«-» «Шизотимия» (замкнутость) Скрытый, обособленный, критичный, непреклонный, отчужденный, необщительный, замкнутый, безучастный. Критичный; отстаивает свои идеи; холодный, отчужденный; точный, объективный; недоверчивый, скептичный; непреклонный; холодный (жесткий); сердитый, мрачный. |
«+» «Аффектотимия»(общительность Сердечный, добрый, беспечный, общительный, открытый, естественный, непринужденный. Добродушный, беспечный; готов к содружеству, предпочитает присоединяться, внимательный к людям; мягкосердечный, небрежный; доверчивый; легко приспосабливается, идет на поводу; сердечный, веселый. |
П. ФАКТОР «В» | |
«--» «Низкий интеллект» Несобранный, тупой; конкретность, ригидность мышления; эмоциональная дезорганизация мышления. Низкие умственные способности; не может решать абстрактных задач. |
«+» «Высокий интеллект Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. |
Ш. ФАКТОР «С» | |
«--» «Слабость Я» Слабость, эмоциональная неустойчивость; находится под влиянием чувств; легко расстраивается, переменчив. При расстройствах теряет равновесие духа; переменчив в отношениях и неустойчив в интересах; легко расстраивается, беспокойный; уклоняется от ответственности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы; не вступает в споры в проблематичных ситуациях; невротические симптомы; ипохондрия, утомляемость. |
«+» «Сила Я» Сила, эмоциональная устойчивость; выдержанность; спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, работоспособный, реалистически настроенный. Эмоционально зрелый; имеет постоянные интересы; спокойный; реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудностей. Может иметь место эмоциональная ригидность, нечувствительность. |
IV. ФАКТОР «Е» | |
«--» «Конформность» Мягкий, кроткий, послушный, услужливый, любезный; застенчивый, уступчивый, зависимый; берет вину на себя, безропотный, пассивный. Покорный, подчиняющийся, тактичный, дипломатичный; экспрессивный, легко выводится из равновесия авторитетным руководством, властями; скромный. |
«+» «Доминантность» Доминирование, властность; неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный; упрямый, возможно до агрессивности; конфликтный, своенравный. Неустойчивый; независимый; грубый, враждебный; мрачный; непослушный, бунтарь; непреклонный; требует восхищения. |
V. ФАКТОР «F» | |
«-» «Десургенсия, сдержанность» Озабоченный, спокойный, молчаливый, серьезный, неразговорчивый, благоразумный, рассудительный. Молчаливый, с самоанализом; заботливый, задумчивый; необщительный; медлительный, осторожный; склонен усложнять, пессимистичен в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным. |
«+» «Сургенсия, экспрессивность» Беззаботный, восторженный, невнимательный, небрежный, беспечный. Жизнерадостный, веселый, импульсивный, подвижный, энергичный; разговорчивый, откровенный, експрессивный, живой, проворный. Отмечается значимость социальных контактов. Искренен в отношениях; эмоционален. Динамичен в общении. Часто становится лидером, энтузиастом; верит в удачу. |
VI. ФАКТОР «G» | |
«--» «Низкое супер-эго» Подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами. Непостоянный, переменчивый, гибкий, вызывает недоверие; потворствует своим желаниям; небрежный, ленивый; независимый, игнорирует обязанности. Подвержен влиянию случая и обстоятельств. Беспринципность, неорганизованность, безответственность. |
«+» «Высокое супер-эго» Высокая нормативность, сильный характер; добросовестный, настойчивый, моралист, степенный, уравновешенный, ответственный. Упорный, стойкий, решительный; достойный доверия; эмоционально дисциплинирован, собранный; совестливый, имеет чувство долга; соблюдает моральные стандарты. Настойчивость в достижении цели. |
VII. ФАКТОР «Н» | |
«--» «Тректия»(робость) Робость, нерешительность, застенчивость, сдержанность, боязливость. Смущается в присутствии других; эмоциональный; сдержанный; озлобленный, раздраженный; ограниченный, строго придерживается правил, быстро реагирует на опасность, отличается повышенной чувствительностью к угрозе; деликатный, внимательный к другим. Не уверен в своих силах; предпочитает находиться в тени; большому обществу предпочитает одного-двух друзей. |
«+» «Пармия»(смелость) Смелость, предприимчивость, социальная смелость, толстокожесть. Авантюристичный, склонный к риску, общительный; активный, явный интерес к другому полу; чувствительный, отзывчивый; добродушный; импульсивный; расторможенный, держится свободно; эмоциональный, артистические интересы; беззаботный, не понимает опасности. |
VIII. ФАКТОР «I» | |
« --» «Харрия(жесткость) Низкая чувствительность, толстокожесть, суровость, не верит в иллюзии, рассудочность, реали-ичность суждений, практичность, некоторая жестокость. Несентиментальный, ожидает малого от жизни; мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность; суровый (до цинизма), черствый в отношениях; незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса; не фантазер; действует практично и логично; постоянный; не обращает внимания на физические недомогания. |
« + » «Премсия»(мягкость) Мягкосердечие, нежность, чувствительность; зависимость, сверхосторожность, стремление к покровительству. Неугомонный, суетливый, беспокойный, ожидает внимания от окружающих; навязчивый, ненадежный; ищет помощи и симпатии; способный к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию; добрый, мягкий, терпимый к себе и окружающим; утонченный, жеманный, напыщенный, притворный, артистичный, женственный; фантазирует в беседе и наедине с собой, склонный к романтизму, художественность восприятия мира; действует по интуиции; изменчивый, ветреный; ипохондрик, беспокоится о состоянии своего здоровья. |
IX. ФАКТОР «L» | |
«--» «Алаксия» (доверчивость) Доверчивость, внутренняя расслабленность; соглашается с условиями, откровенный. Чувство собственной незначимости; жалуется на перемены; неподозрительный, свободный от зависимости; легко забывает трудности; понимает, прощает; терпимый, благожелательный по отношению к другим, уживчивый; небрежно относится к замечаниям; покладистый, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе. |
«+» «Протенсия» (подозрительность) Подозрительность, ревнивость, «защита» и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах; тиран. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен. |
X. ФАКТОР «М» | |
«--» «Праксерния» Практичность, земные принципы, приземленность стремлений, мало воображения. Быстро решает практические вопросы; занят своими интересами; прозаичен, избегает всего необычного; следует общепринятым нормам; руководствуется объективной реальностью, надежен в практическом суждении; честный, добросовестный, беспокойный, но твердый. Ему свойственна некоторая ограниченность, излишняя внимательность к мелочам. |
«+» «Аутия» Мечтательность, идеалистичность, богатое воображение, богемность, рассеянность. Поглощен своими идеями; интересуется искусством, теорией, основными верованиями; увлечен внутренними иллюзиями; высокий творческий потенциал. Капризный, легко отступает от здравого смысла. Легко приводится в восторг, неуравновешенный. |
XI. ФАКТОР «N» | |
«-» «Прямолинейность» Наивность, простоватость. Прямой, откровенный, естественный, непосредственный. Прямой, но бестактный в обращении. Имеет неконкретный ум. Общительный, несдержан эмоционально. Простые вкусы, Отсутствие проницательности. Неопытен в анализе мотивировок. Довольствуется имеющимся. Слепо верит в человеческую сущность. |
«+» «Дипломатичность» Проницательность, хитрость. Опытный, искушенный, расчетливый, разумный. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум. Эмоционально выдержан. Естетически изощрен. Проницателен по отношению к окружающим. Честолюбивый, возможно ненадежен. Осторожен, «срезает углы». |
XII. ФАКТОР «О» | |
«--» «Гипертимия» Беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие. Веселый, жизнерадостный. Нераскаивающийся, безмятежный, спокойный. Нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих. Беспечен. Энергичен. Небоязливый. Бездумный. |
«+» «Гипотимия» Чувство вины; полон страха, тревоги, предчувствий; самобичевание, неуверенность в себе, обеспокоенность. Депрессивный, подавлен, легко плачет. Легко раним, находится во власти настроений, впечатлительный. Сильное чувство долга, чувствителен к реакциям окружающих. Скрупулезный, суетливый. Ипохондрик. Симптомы страха. Одинокий, погружен в мрачные раздумья, ранимый. |
ХIII. ФАКТОР «Q1» | |
«--» «Консерватизм» Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. |
«+» «Радикализм» Экспериментатор, либерал, свободомыслящий, аналитик, хорошая информированность, терпимость к неудобствам. Критически настроен; характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления. Не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает. |
XIV. ФАКТОР «Q2» | |
«--» Зависимость от группы; Социабильность, несамостоятельность; последовательность, нуждается в групповой поддержке, принимает решения вместе с другими; следует за общественным мнением, ориентируется на социальное одобрение, безынициативен. |
«+» Самодостаточность, Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. |
XV. ФАКТОР«Q3» | |
« --» Низкое самомнение, Плохо контролируем, небрежный, неточный, следует своим побуждениям, не считается с общественными правилами, не внимателен и не деликатен, недисциплинирован; внутренняя конфликтность представлений о себе. |
«+» Высокое самомнение, Самолюбие, самоконтроль, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осознанному плану, эффективный лидер, принимает социальные нормы, контролирует свои эмоции и поведение, доводит дело до конца, целенаправлен. |
XVI. ФАКТОР«Q4» | |
«--» Низкая эго-напряженность, Расслабленный, спокойный, вялый, апатичный, сдержанный, не фрустрирующий; низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность, невозмутимость. |
« + » Высокая эго-напряженность; Собранный, энергичный, возбужденный, раздражительный, повышенная мотивация; активен, несмотря на утомляемость, раздражительный, слабое чувство порядка. |
Вторичные факторы:
I. ФАКТОР «F1» | |
« --» Низкая тревожность. Жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, но слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей. |
« +» Высокая тревожность. Не обязательно невротик, так как тревога может быть ситуационной; возможно, плохая приспособляемость, неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога обычно нарушает деятельность. |
П. ФАКТОР «F2» | |
«--» Интраверт. Робость, застенчивость, «достаточно себя», подавляем в межличностных конфликтах. Не обязательно застенчивость, может быть сдержанность, скрытность. |
« + » Экстраверт. Хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты. |
III. ФАКТОР «F3» | |
«--» Сензитивность, Хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, может быть художественная мягкость, спокойствие, вежливость; трудности в принятии решений из-за избытка раздумий. |
«+» Реактивная уравновешенность, Стабильность, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, склонность не замечать тонкостей жизни. Ориентирован на очевидное, явное. Трудности из-за слишком поспешных действий, без достаточного взвешивания. |
IV. ФАКТОР «F4» | |
«--» Конформность, Подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Нуждается в поддержке и ищет ее у людей. Склонность ориентироваться на групповые нормы. |
«+» Независимость, Агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота. |
2. Для диагностики преобладающего отношения к людям в самооценке и взаимооценке использовался тест Т. Лири.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания эффективного "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла - низкая |
адаптивное поведение |
5-8 баллов - умеренная | |
9-12 баллов - высокая |
экстремальное
до патологии поведение |
13-16 баллов - экстремальная |
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику.
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI)
Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)
Типы отношения к окружающим
13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. ЭГОИСТИЧНЫЙ
13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. 0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. АГРЕССИВНЫЙ
13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9-12 -требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9-12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. ПОДЧИНЯЕМЫЙ
13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12 -застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. ЗАВИСИМЫЙ
13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. ДРУЖЕЛЮБНЫЙ
9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ
9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
3. Для определения уровня развитости общей саморегуляции использовался Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98»( ССП-98) В.И. Моросановой..
Опросник ССП-98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессам (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно-личностными свойствами (гибкости и самостоятельности). В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойств регуляции.
Шкала «Планирование» характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоких показателях по этой шкале у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитаю не задумываться о своём будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.
Шкала «Моделирование» позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделят значимые условия достижения целей, так в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
Шкала «Программирование» диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуациях помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программ действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и не желании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.
Информация о работе Психологические особенности эффективного тренера