Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 02:43, магистерская работа
Цель исследования – проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.
2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.
3. Разработать модель личности тренера.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера
1.2 Личностные качества эффективного тренера
1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА
3.1 Личностные качества эффективного тренера
3.2 Особенности межличностных отношений
3.3 Особенности стиля поведения
3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
По шкале «Программирование», которая диагностирует развитость осознанного планирования человеком своих действий, показатели высокие. Это позволяет утверждать, то эффективный тренер должен иметь сформировавшуюся потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Должен уметь самостоятельно разрабатывать детализированные и развернутые программы действий и гибко изменять их в новых обстоятельствах.
По шкале «Оценивание результатов», показывающей развитость и адекватность оценки себя и результатов своей деятельности и поведения, полученные данные позволяют сделать следующие выводы. У эффективного тренера должна быть развита адекватная самооценка, сформированы и устойчивы субъективные критерии оценки успешности достижения результатов. Он должен уметь адекватно оценивать как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптироваться к изменению условий.
Шкала «Гибкость» диагностирует способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внутренних и внешних условий. Полученные данные позволяют говорить о том, то эффективный тренер должен демонстрировать пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств он должен уметь легко перестраивать планы и программы исполнительских действий и поведения, быть способен быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивать факт рассогласования и вносить коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрые изменения событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.
По шкале «Самостоятельность», которая характеризует развитость регуляторной автономии, результаты средние. Это свидетельствует о том, то эффективный тренер, с одной стороны, может самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. С другой стороны, для них характерна зависимость от социального одобрения, мнений и оценок окружающих людей.
Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» и характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Полученные результаты (70%) позволяют сделать вывод о том, что для эффективного тренера должна быть характерна осознанность индивидуальной регуляции поведения и деятельности. Они самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большей степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволит им компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомой ситуации, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.
Для наглядности материалы представлены на рис. 3.3.
3.4 Профессионально важные психологические качества тренера и модель личности тренера
Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность и переживания. Составляя психологический портрет эффективного тренера, мы проанализировали качества личности, входящие в эти четыре категории.
По категории «Межличностные отношения, общение» результаты представлены на рис. 3.4.
1 - вежливость; 2 - заботливость; 3 - искренность; 4 - коллективизм; 5 - отзывчивость; 6 - радушие; 7 - сочувствие; 8 - тактичность; 9 - терпимость; 10 - чуткость; 11 - доброжелательность; 12 - приветливость; 13 - обаятельность; 14 - общительность; 15 - обязательность; 16 - ответственность; 17 - откровенность; 18 - справедливость; 19 - совместимость; 20 - требовательность.
Наиболее важными для эффективного тренера свойствами в этой категории оказались:
- коллективизм (100%); отзывчивость (100%); тактичность (100%); обязательность (100%); ответственность (100%); справедливость (100%).
95% и выше набрали такие свойства как - терпимость, чуткость, общительность и требовательность.
Менее 50% - это радушие.
Анализируя эти данные можно отметить, что эффективному тренеру должна быть присуща способность поддерживать общую работу, отстаивать общие интересы. Он должен быть способен отзываться на нужды других людей. Ему должно быть свойственно чувство меры, создающее умение вести себя в коллективе, не задевать достоинства других людей. Ему присущи верность слову, долгу, обещанию, ответственное отношение к своим поступкам и действиям, объективная оценка других людей.
По категории «Поведение» результаты представлены на рис. 3.5.
100% опрошенных отметили следующие качества: активность и твердость.
95% и более получили - порядочность, смелость, уверенность, честность, энергичность, добросовестность, настойчивость, решительность, самостоятельность и целеустремленность.
Эти данные говорят о том, что эффективный тренер должен проявлять заинтересованное отношение к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива. Он должен обладать умением настоять на своем, не поддаваться давлению других людей или возникших обстоятельств, способен принимать и осуществлять свои решения без страха. Ему должна быть присуща прямота, искренность в отношениях и поступках, вера в их правильность.
Результаты, полученные по категории деятельность (рис. 3.6), свидетельствуют, что 100% опрошенных отметили такие качества как: исполнительность и работоспособность. Это позволяет охарактеризовать эффективного тренера как человека, который может много и продуктивно работать, причем, не просто работать, а работать старательно и хорошо.
1 - активность; 2 - гордость; 3 - добродушие; 4 - порядочность; 5 - смелость; 6 - твердость; 7 - уверенность; 8 - честность; 9 - энергичность; 10 - энтузиазм; 11 - добросовестность; 12 - инициативность; 13 - интеллигентность; 14 - настойчивость; 15 - решительность; 16 - принципиальность; 17 - самокритичность; 18 - самостоятельность; 19 - уравновешенность; 20 - целеустремленность.
Более 95% респондентов отметили следующие качества: мастерство, понятливость, собранность, увлеченность, аккуратность, внимательность.
1 - вдумчивость; 2 - деловитость; 3 - мастерство; 4 - понятливость; 5 - скорость; 6 - собранность; 7 - точность; 8 - трудолюбие; 9 - увлеченность; 10 - усидчивость; 11 - аккуратность; 12 - внимательность; 13 - дальновидность; 14 - дисциплинированность; 15 - исполнительность; 16 - любознательность; 17 - находчивость; 18 - последовательность; 19 - работоспособность; 20 - скрупулезность.
По категории «Переживания, чувства» результаты выглядят следующим образом (рис. 3.7.).
100% опрошенных отметили следующие качества: бодрость и оптимистичность. Это позволяет говорить об идеальном тренере как о человеке, имеющем жизнерадостное мироощущение, веру в успех, пребывающем в бодром, полном сил, деятельности и энергии состоянии.
1 - бодрость; 2 - бесстрашие; 3 - веселость; 4 - душевность; 5 - милосердие; 6 - нежность; 7 - свободолюбие; 8 - сердечность; 9 - страстность; 10 - стыдливость; 11 - взволнованность; 12 - восторженность; 13 - жалостливость; 14 - жизнерадостность; 15 - любвеобильность; 16 - оптимистичность; 17 - сдержанность; 18 - удовлетворенность; 19 - хладнокровность; 20 - чувствительность.
Чтобы конкретно изучать профессиональные качества, можно создать модель личности, которая бы отражала весь комплекс необходимых личностных свойств для осуществления успешной деятельности.
Представляемая нами модель в виде схемы (рис. 3.8.) отображает структуру психологических профессиональных качеств тренера.
Модель личности тренера состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности тренера: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный.
Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества.
Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер.
Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие тренера к работе. Он состоит из интереса к деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.
Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своей деятельности и способствуют умению обучать технике и тактике в своем виде спорта. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторику, специализированные восприятия, память, внимание, мышление.
Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональную устойчивость, психическую саморегуляцию, волевые качества.
Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к спортсменам, отношение к коллегам, к соперникам.
Гендерный компонент показывает как тренер выражает свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, феминность, андрогинию.
Модели могут быть обобщенными - для тренеров всех видов спорта, групповые - для тренеров одного вида спорта и индивидуальные - для одного тренера. Представленная модель относится к обобщенным моделям. С ее помощью можно изучать тренеров, работающих в разных видах спорта, сравнивать их между собой, выявлять типичное и своеобразное в качествах личности разных тренеров.
ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕМУ РАЗДЕЛУ
1. При изучении личности эффективного тренера обнаружены следующие особенности:
- фактор А+ характеризует эффективного тренера как человека сердечного, доброго, открытого, общительного, готового к сотрудничеству, внимательного;
- фактор В- говорит о конкретном характере мышления;
- фактор С+ свидетельствует о том, что эффективный тренер должен уметь управлять своими эмоциями, настроением;
- фактор Н+ говорит о смелости, эмоциональной активности, способности выдерживать большие нагрузки при работе с людьми;
- фактор О+ свидетельствует о наличии развитого чувства долга;
- фактор Q1+ характеризует развитие интеллектуальной сферы и позволяет утверждать, что эффективному тренеру должны быть присущи разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к получению новой информации по различным областям знаний, склонность к экспериментированию;
- фактор Q2- позволяет утверждать, эффективный тренер должен быть ориентирован на социальное одобрение и интересы коллектива;
- фактор Q3+, иллюстрирует высокие лидерские и волевые (самоконтроль, целеустремленность) качества тренера, умение доводить начатое дело до конца;
- фактор Q4- говорит о сдержанности и невозмутимости.
2. Исследовав особенности межличностных отношений, можно утверждать, что эффективный тренер должен иметь ярко выраженные черты авторитетного лидера, склонного к сотрудничеству и кооперации, умеющего гибко решать проблемы в конфликтных ситуациях и обладать гиперответственностью.
3. Проанализировав особенности поведения можно сделать следующие выводы: у эффективного тренера должны быть сформированы потребности в сознательном планировании деятельности и продумывания способов своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Он должен быть способен выделять значимые условия достижения цели как в текущей ситуации, так и в перспективе. У него должна присутствовать адекватная самооценка, умение гибко адаптироваться к изменению условий.
4. При изучении особенности личности эффективного тренера 100% опрошенных указали на следующие качества: коллективизм, отзывчивость, тактичность, обязательность, ответственность, справедливость, активность, твердость, исполнительность, работоспособность, бодрость и оптимистичность.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Деятельность тренера имеет многофакторный характер и зависит от следующих факторов: экономического, социального, научного, организационного, а также личностных особенностей самого тренера. В литературе отмечаются следующие, желательные для эффективного тренера черты: это должен быть открытый, общительный и эмоционально-устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. От него ждут достаточно высокого интеллекта, развитого чувства реальности, практичности и уверенности в себе. Это должен быть предприимчивый, самостоятельный человек, склонный к новаторству и предпочитающий сам принимать ответственные решения.
- знает структуру спортивной деятельности вообще, и в своем виде спорта в частности (от низшего до высшего звена, а главное - все взаимосвязи между ними);
- имеет отработанный и разнообразный инструментарий психолого-педагогического воздействия а воспитанников как в процессе спортивной тренировки, так и вне ее;
- делает свое дело уверенно, свободно, качественно, быстро принимает решения, принимает на себя ответственность за их последствия, умеет показать себя как истинный мастер своего дела;
- технологичен. Четко знает, что и когда надо делать, где и как реализовывать все мероприятия, обеспечивающие качественный тренировочный процесс;
- постоянно совершенствует свой деловой инструментарий: знания, умения, навыки;
- свои особые достоинства совершенствует, а недостатки стремится исправить;
- находит время наблюдать и осваивать опыт успешных коллег и конкурентов;
- умеет творчески управлять своим временем, не разменивается на мелочи;
Информация о работе Психологические особенности эффективного тренера