Психологические особенности эффективного тренера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 02:43, магистерская работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.
2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.
3. Разработать модель личности тренера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера
1.2 Личностные качества эффективного тренера
1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА
3.1 Личностные качества эффективного тренера
3.2 Особенности межличностных отношений
3.3 Особенности стиля поведения
3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Спортивная психология.rtf

— 2.89 Мб (Скачать)

- видит главное, анализирует и интуитивно чувствует победный путь к цели, не позволяет никому уводить себя с этого пути;

- умеет ладить с людьми. Понимает, что результатом общения должно быть получение нужной ему реакции.

- получает удовольствие не только от результатов своей деятельности, но и от ее процесса, т.е. от самореализации;

- когда требует ситуация, работает много, напряженно, с полной отдачей сил, нередко самоотверженно;

- проявляет необходимую для успеха требовательность, иногда жесткую, иногда даже безжалостную, с надеждой получить высокий результат и, в дальнейшем, положительную оценку за свое нестандартное поведение;

- верит в себя, в своих учеников, в успех.

3. Разработанная модель личности эффективного тренера, состоящая из шести основных структурных компонентов: поведенческого, мотивационного, интеллектуального, эмоционально-волевого, коммуникативного и гендерного позволит более конкретно изучать профессиональные качества, присущие успешным тренерам в различных видах спорта.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб: Питер, 2001. - 272 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001. - 288с.
  3. Бабушкин Г.Д. Специфика деятельности тренера. - Омск: ОГИФК, 1985. - 68 с.
  4. Бабушкин Г.Д. Коммуникативная компетентность как фактор развития субъектных отношений в спортивной деятельности. - Омск, 1993. - С. 44 - 47.
  5. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности /Современная психология. - М.: Инфра-М, 1999. - С. 631 - 668.
  6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.
  7. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: ФиС, 1971. - 311 с.
  8. Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC - SERIAL //Теория и практика физической культуры. - 1989. - №10. - С. 7 - 9.
  9. Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии. - СПб: БПА, 1998. - 126 с.
  10. Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта. - СПб.: БПА, 2001.
  11. Воронова В.І. Психологія спорту: Навч. посібник. - К.: Олімпійська література, 2007. - 298 с.
  12. Ганюшкин А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена //Психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск: СГИФК, 1980. - С. 3 - 9.
  13. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
  14. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2006. - 296 с.
  15. Григорьянц И.А. Психолого-педагогическая помощь в деятельности спортсменов // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - №6. - С. 36 -38.
  16. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та усоверш. учителей, 1994. - 280 с.
  17. Жмарев Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. - К.: Здоров'я, 1986. - 128 с.
  18. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 640 с.
  19. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб: Питер, 2004. - 702 с.
  20. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во КГУ, 1969. - 278 с.
  21. Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1970.
  22. Ковальчук В.И. Выгорание в профессиональной деятельности тренера //Науково-практичний журнал Південного наукового центру АПН України «Наука і освіта». - Одесса. - 2001. - №6. - С. 31 -33.
  23. Ковальчук В.И. Факторы выгорания спортивных тренеров //Матеріали ІІІ Всеукр. наук.-практ. конф. студентів і аспірантів фізкультурних навчальних закладів „Фізична культура, спорт і здоров'я». - Харків, 2001. - С. 38.
  24. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: ФиС, 1984. - 128 с.
  25. Коломейцев Ю.А. Социально-психологический климат спортивного коллектива: структура и пути оптимизации: Дис. ….д-ра психол. наук. - Минск, 2001. - 208 с.
  26. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. - М.: Тера-спорт, 2000. - 120 с.
  27. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978. - 224 с.
  28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.
  29. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2000. - 256 с.
  30. Лож кін Г.В., Петровська Т.В. Конфлікти у сумісній діяльності. - К.: Сфера, 1997. - 95 с.
  31. Ложкин Г.В., Волянюк Н.Ю. Акмеологический инвариант профессионализма тренера //Спортивный психолог. - 2004. - №2. - С. 27 - 39.
  32. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. - Смоленск, 1987. - 82 с.
  33. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. …докт. психол. наук. - Л., 1982.
  34. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М.: ФиЧС, 1979. - 224 с.
  35. Натаров В.П., Писаренко Л.М. Методика психодиагностики личности. - Одесса: АстроПринт, 1999. - 34 с.
  36. Николаев А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ //Физическая культура. - 2003. - №4. - С. 28 -31.
  37. Николаев А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. - СПб.: СПб ГАППО, 2004.
  38. Орбан-Лембрик Л.Е. психологія управління: Посібник. - К.: Академвидав, 2003. -568 с.
  39. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 125 - 130.
  40. Прохоров В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя /Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект. - СПб., 1997. - С. 27 -29.
  41. Психология спорта высших достижений /Под ред. А.В. Родионова. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.
  42. Психология спорта: Хрестоматия /Сост. А.Е. Тарас. - Минск, 2005.
  43. Резников Ю.О. и др. Диагностика профессионально важных качеств личности тренера /Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун. ANALYTIC - BOOK. - 1992. //3 Региональная научно-практическая конференция «Роль физической культуры в здоровом образе жизни». - Львов, 1992. - С. 123 - 124.
  44. Решетень И.Н., Кобер И.Х., Прохорова М.В. Основы педагогического мастерства тренера: Учеб. пособие. - Малаховка: МОГИФК, 1986. - 56 с.
  45. Решетень И.Н., Фролова М.И. Многофункциональный характер деятельности тренера сборной команды //Теория и практика физ. культуры. - 1978. - №2. - С. 5 - 8.
  46. Рогалева Л. Влияние спортивной деятельности на личность юного спортсмена в зависимости от установок тренера //Спортивный психолог. - 2004. - №1. - С. 54 - 58.
  47. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 158с.
  48. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академический проект, 2004. - 570 с.
  49. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта //Теория и практика физ. культуры. - 2006. - №6. - С. 2 - 4.
  50. Романина Е.В., Романин Е.А. Особенности индивидуального стиля тренера в процессе профессиональной деятельности //Теория и практика физ. культуры. - 2006. - №6. - С. 18 - 24.
  51. Румянцева В.И., Руйбите Л.М. Восприятие и понимание друг друга в спортивном общении //Хрестоматия: спортивная психология в трудах отечественных специалистов /Сост. И.П. Волков. - СПб., 2002.
  52. Санная М.В. Психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. - М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. - 27с.
  53. Сассо Э. Футбольный тренер. - М.: Олимпия Пресс, 2003. - 198 с.
  54. Серова л.К. Психология личности спортсмена: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2007. - 116 с.
  55. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. - 368 с.
  56. Станиславская И.Г. Потенциальные профессиональные способности тренеров по спорту и их познавательные характеристики: Дис. …канд. психол. наук. - СПб., 1992.
  57. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.
  58. Щекин Г. Организация и психоогия управления персоналом: Учебно-метод. пособие. - К.: МАУП, 2002. - 832 с.
  59. Яковлев Б.П. Психология физического воспитания и спорта: Учебно-метод. пособие. - Сургут, 2003. - 104 с.

 

 

Приложение А

 

Анкета для определения профессионально важных качеств

личности тренера

 

  1. Межличностные отношения, общение.
    1. Вежливость -- соблюдение правил приличия, учтивость.
    2. Заботливость -- мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
    3. Искренность -- выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
    4. Коллективизм -- способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
    5. Отзывчивость -- готовность отозваться на чужие нужды.
    6. Радушие -- сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
    7. Сочувствие -- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
    8. Тактичность -- чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
    9. Терпимость -- умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
    10. Чуткость -- отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
    11. Доброжелательность -- желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
    12. Приветливость -- способность выражать чувство личной приязни.
    13. Обаятельность -- способность очаровывать, притягивать к себе.
    14. Общительность -- способность легко входить в общение.
    15. Обязательность -- верность слову, долгу, обещанию.
    16. Ответственность -- необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
    17. Откровенность -- открытость, доступность для людей.
    18. Справедливость -- объективная оценка людей в соответствии с истиной.
    19. Совместимость -- умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
    20. Требовательность -- строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
  2. Поведение.
    1. Активность -- проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
    2. Гордость -- чувство собственного достоинства.
    3. Добродушие -- мягкость характера, расположение к людям.
    4. Порядочность -- честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
    5. Смелость -- способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
    6. Твердость -- умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
    7. Уверенность -- вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
    8. Честность -- прямота, искренность в отношениях и поступках.
    9. Энергичность -- решительность, активность поступков и действий.
    10. Энтузиазм -- сильное воодушевление, душевный подъем.
    11. Добросовестность -- честное выполнение своих обязанностей.
    12. Инициативность -- стремление к новым формам деятельности.
    13. Интеллигентность -- высокая культура, образованность, эрудиция.
    14. Настойчивость -- упорство в достижении целей.
    15. Решительность -- непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
    16. Принципиальность -- умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
    17. Самокритичность -- стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
    18. Самостоятельность -- способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
    19. Уравновешенность--ровный, спокойный характер, поведение.
    20. Целеустремленность -- наличие ясной цели, стремление ее достичь.
  3. Деятельность.
    1. Вдумчивость -- глубокое проникновение в суть дела.
    2. Деловитость -- знание дела, предприимчивость, толковость.
    3. Мастерство -- высокое искусство в какой-либо области.
    4. Понятливость -- умение понять смысл, сообразительность.
    5. Скорость -- стремительность поступков и действий быстрота.
    6. Собранность -- сосредоточенность, подтянутость.
    7. Точность -- умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
    8. Трудолюбие -- любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
    9. Увлеченность -- умение целиком отдаваться какому-либо делу.
    10. Усидчивость -- усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
    11. Аккуратность -- соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
    12. Внимательность -- сосредоточенность на выполняемой деятельности.
    13. Дальновидность -- прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
    14. Дисциплинированность -- привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
    15. Исполнительность -- старательность, хорошее исполнение заданий.
    16. Любознательность -- пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
    17. Находчивость -- способность быстро находить выход из затруднительных положений.
    18. Последовательность -- умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
    19. Работоспособность -- способность много и продуктивно работать.
    20. Скрупулезность -- точность до мелочей, особая тщательность.
  4. Переживания, чувства.
    1. Бодрость -- ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
    2. Бесстрашие -- отсутствие страха, храбрость.
    3. Веселость -- беззаботно-радостное состояние.
    4. Душевность -- искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
    5. Милосердие -- готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
    6. Нежность -- проявление любви, ласки.
    7. Свободолюбие -- любовь и стремление к свободе, независимости.
    8. Сердечность -- задушевность, искренность в отношениях.
    9. Страстность -- способность целиком отдаваться увлечению.
    10. Стыдливость -- способность испытывать чувство стыда.
    11. Взволнованность-- мера переживания, душевное беспокойство.
    12. Восторженность -- большой подъем чувств, восторг, восхищение.
    13. Жалостливость -- склонность к чувству жалости, состраданию.
    14. Жизнерадостность -- постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
    15. Любвеобильность -- способность сильно и многих любить.
    16. Оптимистичность -- жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
    17. Сдержанность -- способность удержать себя от проявления чувств.
    18. Удовлетворенность -- ощущение удовольствия от исполнения желаний.
    19. Хладнокровность -- способность сохранять спокойствие и выдержку.
    20. Чувствительность -- легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

 

Приложение Б

 

Рис. Б. Профиль личности эффективного тренера (по результатам опроса тренеров и спортсменов)

 

 

Приложение В

 

Таблица В. Показатели по факторам опросника Кеттела ( результаты опроса тренеров и спортсменов)

Факторы

Тренеры

Спортсмены

t-расчетное

t-критич.

р.

М ± σ

М ± σ

А

9,2 ± 0,83

7,34± 1,41

4,16

2,3

< 0,05

В

4,4 ± 2,79

3,71 ± 2,88

0,5

2,57

> 0,05

С

5,8 ± 1,3

6,45 ± 1,35

1,04

2,57

> 0,05

Е

6 ± 1,87

5,62 ± 1,62

0,42

2,57

> 0,05

F

5,8 ± 1,09

5,25 ± 1,4

0,7

2,57

> 0,05

G

5,2 ± 1,09

5,02 ± 1,42

0,31

2,44

> 0,05

Н

6 ± 1

7,28 ± 1,67

2,42

2,3

< 0,05

I

5,8 ± 1,09

5,22 ± 1,28

1,06

2,44

> 0,05

L

6,2 ± 1,92

5,77 ± 1,51

0,47

2,57

> 0,05

М

5,2 ± 1,48

5,22 ± 1,73

0,03

2,44

> 0,05

N

5,6 ± 1,51

5,25 ± 2,24

0,44

2,36

> 0,05

О

4,8 ± 2,38

5,17 ± 2,41

0,32

2,57

> 0,05

Q1

5,8 ± 2,77

6,54 ± 1,77

0,58

2,77

> 0,05

Q2

4,2 ± 1,3

4,68 ± 1,51

0,76

2,44

> 0,05

Q3

7,8 ± 2,16

7,4 ± 1,86

0,39

2,57

> 0,05

Q4

5,4 ± 2,5

4,6 ± 1,7

0,69

2,57

> 0,05


 

 

Приложение Г

 

Рис.Г. Профиль личности эффективного тренера по типу межличностных отношений (результаты опроса тренеров и спортсменов)

 

1 - авторитарный;

2 - эгоистический;

3 - агрессивный;

4 - подозрительный;

5 - подчиняемый;

6 - зависимый;

7 - дружелюбный;

8 - альтруистический.

 

 

Приложение Д

 

Таблица Д. Показатели по типам отношений методики Т. Лири

(по результатам опроса тренеров и спортсменов)

Тип отнош.

Тренеры

Спортсмены

t-расч.

t-крит.

р.

М ± σ

М ± σ

Авторитарный

13,4 ± 1,14

11,31± 2,43

3,18

2,22

< 0,05

Эгоистический

7,4 ± 2,3

7,45 ± 2,5

0,05

2,57

> 0,05

Агрессивный

4,2 ± 1,3

5 ± 2,49

1,11

2,26

> 0,05

Подозрительный

4,6 ± 1,81

4,97 ± 2,26

0,41

2,44

> 0,05

Подчиняемый

5,6 ± 2,3

6,31 ± 2,79

0,63

2,44

> 0,05

Зависимый

6,6 ± 2,3

7,14 ± 2,47

0,48

2,57

> 0,05

Дружелюбный

9 ± 1

8,94 ± 3,61

0,07

2,06

> 0,05

Альтруистич.

10,6 ± 0,89

9,25 ± 2,21

2,45

2,16

< 0,05


 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Психологические особенности эффективного тренера