- видит главное, анализирует
и интуитивно чувствует победный путь
к цели, не позволяет никому уводить себя
с этого пути;
- умеет ладить с людьми. Понимает,
что результатом общения должно быть получение
нужной ему реакции.
- получает удовольствие не
только от результатов своей деятельности,
но и от ее процесса, т.е. от самореализации;
- когда требует ситуация, работает
много, напряженно, с полной отдачей сил,
нередко самоотверженно;
- проявляет необходимую для
успеха требовательность, иногда жесткую,
иногда даже безжалостную, с надеждой
получить высокий результат и, в дальнейшем,
положительную оценку за свое нестандартное
поведение;
- верит в себя, в своих учеников,
в успех.
3. Разработанная модель личности
эффективного тренера, состоящая из шести
основных структурных компонентов: поведенческого,
мотивационного, интеллектуального, эмоционально-волевого,
коммуникативного и гендерного позволит
более конкретно изучать профессиональные
качества, присущие успешным тренерам
в различных видах спорта.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ананьев
Б.Г. О проблемах современного человекознания.
- СПб: Питер, 2001. - 272 с.
- Ананьев
Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб:
Питер, 2001. - 288с.
- Бабушкин
Г.Д. Специфика деятельности тренера. -
Омск: ОГИФК, 1985. - 68 с.
- Бабушкин
Г.Д. Коммуникативная компетентность как
фактор развития субъектных отношений
в спортивной деятельности. - Омск, 1993.
- С. 44 - 47.
- Бодров
В.А. Психология профессиональной деятельности
/Современная психология. - М.: Инфра-М,
1999. - С. 631 - 668.
- Бодров
В.А. Психология профессиональной пригодности.
- М., 2001.
- Вайцеховский
С.М. Книга тренера. М.: ФиС, 1971. - 311 с.
- Волков
Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности
и деятельности тренера и совершенствование
высшего физкультурного образования.
ANALYTIC - SERIAL //Теория и практика физической
культуры. - 1989. - №10. - С. 7 - 9.
- Волков
И.П. Очерки спортивной акмеологии. - СПб:
БПА, 1998. - 126 с.
- Волков
И.П. Спортивная психология и акмеология
спорта. - СПб.: БПА, 2001.
- Воронова
В.І. Психологія спорту: Навч. посібник.
- К.: Олімпійська література, 2007. - 298 с.
- Ганюшкин
А.Д. К вопросу о технологии психологической
подготовки спортсмена //Психологические
аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск:
СГИФК, 1980. - С. 3 - 9.
- Гогунов
Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического
воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004.
- 288 с.
- Горбунов
Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Изд-во
«Советский спорт», 2006. - 296 с.
- Григорьянц
И.А. Психолого-педагогическая помощь
в деятельности спортсменов // Теория и
практика физ. культуры. - 2006. - №6. - С. 36
-38.
- Елисеев
О.П. Конструктивная типология и психодиагностика
личности. - Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та
усоверш. учителей, 1994. - 280 с.
- Жмарев
Н.В. Управленческая и организаторская
деятельность тренера. - К.: Здоров'я, 1986.
- 128 с.
- Журавлев
А.Л. Психология совместной деятельности.
- М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2005. - 640 с.
- Ильин
Е.П. Психология индивидуальных различий.
- СПб: Питер, 2004. - 702 с.
- Климов
Е.А. Индивидуальный стиль деятельности
в зависимости от типологических свойств
нервной системы. - Казань: Изд-во КГУ, 1969.
- 278 с.
- Ковалев
А.Г. Психология личности. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 1970.
- Ковальчук
В.И. Выгорание в профессиональной деятельности
тренера //Науково-практичний журнал Південного
наукового центру АПН України «Наука і
освіта». - Одесса. - 2001. - №6. - С. 31 -33.
- Ковальчук
В.И. Факторы выгорания спортивных тренеров
//Матеріали ІІІ Всеукр. наук.-практ. конф.
студентів і аспірантів фізкультурних
навчальних закладів „Фізична культура,
спорт і здоров'я». - Харків, 2001. - С. 38.
- Коломейцев
Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде.
- М.: ФиС, 1984. - 128 с.
- Коломейцев
Ю.А. Социально-психологический климат
спортивного коллектива: структура и пути
оптимизации: Дис. ….д-ра психол. наук.
- Минск, 2001. - 208 с.
- Корх А.Я.
Тренер: деятельность и личность. - М.: Тера-спорт,
2000. - 120 с.
- Кретти
Б.Д. Психология в современном спорте.
- М.: ФиС, 1978. - 224 с.
- Леонтьев
А.Н. Деятельность, сознание, личность.
- М.: Политиздат, 1975.
- Ложкин
Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология
конфликта: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2000.
- 256 с.
- Лож кін
Г.В., Петровська Т.В. Конфлікти у сумісній
діяльності. - К.: Сфера, 1997. - 95 с.
- Ложкин
Г.В., Волянюк Н.Ю. Акмеологический инвариант
профессионализма тренера //Спортивный
психолог. - 2004. - №2. - С. 27 - 39.
- Мальчиков
А.В. Социально-психологические основы
управления спортивной командой. - Смоленск,
1987. - 82 с.
- Марищук
В.Л. Психологические основы формирования
профессионально значимых качеств: Автореф.
дис. …докт. психол. наук. - Л., 1982.
- Найдиффер
Р.М. Психология соревнующегося спортсмена.
- М.: ФиЧС, 1979. - 224 с.
- Натаров
В.П., Писаренко Л.М. Методика психодиагностики
личности. - Одесса: АстроПринт, 1999. - 34 с.
- Николаев
А.Н. Психологическая специфика деятельности
тренера ДЮСШ //Физическая культура. - 2003.
- №4. - С. 28 -31.
- Николаев
А.Н. Психология тренера в детско-юношеском
спорте. - СПб.: СПб ГАППО, 2004.
- Орбан-Лембрик
Л.Е. психологія управління: Посібник.
- К.: Академвидав, 2003. -568 с.
- Платонов
К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 125 -
130.
- Прохоров
В.Н. Педагогическая позиция тренера как
воспитателя /Вопросы становления и самореализации
специалиста: психопедагогический аспект.
- СПб., 1997. - С. 27 -29.
- Психология
спорта высших достижений /Под ред. А.В.
Родионова. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.
- Психология
спорта: Хрестоматия /Сост. А.Е. Тарас. -
Минск, 2005.
- Резников
Ю.О. и др. Диагностика профессионально
важных качеств личности тренера /Ю.О.
Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун.
ANALYTIC - BOOK. - 1992. //3 Региональная научно-практическая
конференция «Роль физической культуры
в здоровом образе жизни». - Львов, 1992. -
С. 123 - 124.
- Решетень
И.Н., Кобер И.Х., Прохорова М.В. Основы педагогического
мастерства тренера: Учеб. пособие. - Малаховка:
МОГИФК, 1986. - 56 с.
- Решетень
И.Н., Фролова М.И. Многофункциональный
характер деятельности тренера сборной
команды //Теория и практика физ. культуры.
- 1978. - №2. - С. 5 - 8.
- Рогалева
Л. Влияние спортивной деятельности на
личность юного спортсмена в зависимости
от установок тренера //Спортивный психолог.
- 2004. - №1. - С. 54 - 58.
- Родионов
А.В. Практическая психология физической
культуры и спорта. - Махачкала: Юпитер,
2002. - 158с.
- Родионов
А.В. Психология физического воспитания
и спорта. - М.: Академический проект, 2004.
- 570 с.
- Родионов
А.В. Проблемы психологии спорта //Теория
и практика физ. культуры. - 2006. - №6. - С.
2 - 4.
- Романина
Е.В., Романин Е.А. Особенности индивидуального
стиля тренера в процессе профессиональной
деятельности //Теория и практика физ.
культуры. - 2006. - №6. - С. 18 - 24.
- Румянцева
В.И., Руйбите Л.М. Восприятие и понимание
друг друга в спортивном общении //Хрестоматия:
спортивная психология в трудах отечественных
специалистов /Сост. И.П. Волков. - СПб.,
2002.
- Санная
М.В. Психологические особенности деятельности
и личности тренера: Лекции для студентов.
- М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. - 27с.
- Сассо
Э. Футбольный тренер. - М.: Олимпия Пресс,
2003. - 198 с.
- Серова
л.К. Психология личности спортсмена: Учебное
пособие. - М.: Советский спорт, 2007. - 116 с.
- Стамбулова
Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учеб.
пособие. - СПб.: Изд-во «Центр карьеры»,
1999. - 368 с.
- Станиславская
И.Г. Потенциальные профессиональные способности
тренеров по спорту и их познавательные
характеристики: Дис. …канд. психол. наук.
- СПб., 1992.
- Уэйнберг
Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и
физической культуры. - Киев: Олимпийская
литература, 2001. - 335 с.
- Щекин
Г. Организация и психоогия управления
персоналом: Учебно-метод. пособие. - К.:
МАУП, 2002. - 832 с.
- Яковлев
Б.П. Психология физического воспитания
и спорта: Учебно-метод. пособие. - Сургут,
2003. - 104 с.
Приложение А
Анкета для определения профессионально
важных качеств
личности тренера
- Межличностные отношения, общение.
- Вежливость -- соблюдение
правил приличия, учтивость.
- Заботливость -- мысль
или действие, направленные к благополучию
людей; попечение, уход.
- Искренность -- выражение
подлинных чувств, правдивость, откровенность.
- Коллективизм -- способность
поддерживать общую работу, общие интересы,
коллективное начало.
- Отзывчивость -- готовность
отозваться на чужие нужды.
- Радушие -- сердечное,
ласковое отношение, соединенное с гостеприимством,
с готовностью чем-нибудь услужить.
- Сочувствие -- отзывчивое,
участливое отношение к переживаниям,
несчастью людей.
- Тактичность -- чувство
меры, создающее умение вести себя в обществе,
не задевать достоинства людей.
- Терпимость -- умение
без вражды относиться к чужому мнению,
характеру, привычкам.
- Чуткость -- отзывчивость,
сочувствие, способность легко понимать
людей.
- Доброжелательность
-- желание добра людям, готовность содействовать
их благополучию.
- Приветливость --
способность выражать чувство личной
приязни.
- Обаятельность --
способность очаровывать, притягивать
к себе.
- Общительность --
способность легко входить в общение.
- Обязательность
-- верность слову, долгу, обещанию.
- Ответственность
-- необходимость, обязанность отвечать
за свои поступки и действия.
- Откровенность --
открытость, доступность для людей.
- Справедливость
-- объективная оценка людей в соответствии
с истиной.
- Совместимость --
умение соединять свои усилия с активностью
других при решении общих задач.
- Требовательность
-- строгость, ожидание от людей выполнения
своих обязанностей, долга.
- Поведение.
- Активность -- проявление
заинтересованного отношения к окружающему
миру и самому себе, к делам коллектива,
энергичные поступки и действия.
- Гордость -- чувство
собственного достоинства.
- Добродушие -- мягкость
характера, расположение к людям.
- Порядочность -- честность,
неспособность совершать подлые и антиобщественные
поступки.
- Смелость -- способность
принимать и осуществлять свои решения
без страха.
- Твердость -- умение
настоять на своем, не поддаваться давлению,
непоколебимость, устойчивость.
- Уверенность -- вера
в правильность поступков, отсутствие
колебаний, сомнений.
- Честность -- прямота,
искренность в отношениях и поступках.
- Энергичность -- решительность,
активность поступков и действий.
- Энтузиазм -- сильное
воодушевление, душевный подъем.
- Добросовестность
-- честное выполнение своих обязанностей.
- Инициативность
-- стремление к новым формам деятельности.
- Интеллигентность
-- высокая культура, образованность, эрудиция.
- Настойчивость --
упорство в достижении целей.
- Решительность --
непреклонность, твердость в поступках,
способность быстро принимать решения,
преодолевая внутренние колебания.
- Принципиальность
-- умение придерживаться твердых принципов,
убеждений, взглядов на вещи и события.
- Самокритичность
-- стремление оценивать свое поведение,
умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
- Самостоятельность
-- способность осуществлять действия
без чужой помощи, своими силами.
- Уравновешенность--ровный,
спокойный характер, поведение.
- Целеустремленность
-- наличие ясной цели, стремление ее достичь.
- Деятельность.
- Вдумчивость -- глубокое
проникновение в суть дела.
- Деловитость -- знание
дела, предприимчивость, толковость.
- Мастерство -- высокое
искусство в какой-либо области.
- Понятливость -- умение
понять смысл, сообразительность.
- Скорость -- стремительность
поступков и действий быстрота.
- Собранность -- сосредоточенность,
подтянутость.
- Точность -- умение
действовать, как задано, в соответствии
с образцом.
- Трудолюбие -- любовь
к труду, общественно полезной деятельности,
требующей напряжения.
- Увлеченность -- умение
целиком отдаваться какому-либо делу.
- Усидчивость -- усердие
в том, что требует длительного времени
и терпения.
- Аккуратность -- соблюдение
во всем порядка, тщательность работы,
исполнительность.
- Внимательность
-- сосредоточенность на выполняемой деятельности.
- Дальновидность
-- прозорливость, способность предвидеть
последствия, прогнозировать будущее.
- Дисциплинированность
-- привычка к дисциплине, сознание долга
перед обществом.
- Исполнительность
-- старательность, хорошее исполнение
заданий.
- Любознательность
-- пытливость ума, склонность к приобретению
новых знаний.
- Находчивость -- способность
быстро находить выход из затруднительных
положений.
- Последовательность
-- умение выполнять задания, действия
в строгом порядке, логически стройно.
- Работоспособность
-- способность много и продуктивно работать.
- Скрупулезность
-- точность до мелочей, особая тщательность.
- Переживания, чувства.
- Бодрость -- ощущение
полноты сил, деятельности, энергии.
- Бесстрашие -- отсутствие
страха, храбрость.
- Веселость -- беззаботно-радостное
состояние.
- Душевность -- искреннее
дружелюбие, расположенность к людям.
- Милосердие -- готовность
помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
- Нежность -- проявление
любви, ласки.
- Свободолюбие -- любовь
и стремление к свободе, независимости.
- Сердечность -- задушевность,
искренность в отношениях.
- Страстность -- способность
целиком отдаваться увлечению.
- Стыдливость -- способность
испытывать чувство стыда.
- Взволнованность--
мера переживания, душевное беспокойство.
- Восторженность
-- большой подъем чувств, восторг, восхищение.
- Жалостливость --
склонность к чувству жалости, состраданию.
- Жизнерадостность
-- постоянство чувства радости, отсутствие
уныния.
- Любвеобильность
-- способность сильно и многих любить.
- Оптимистичность
-- жизнерадостное мироощущение, вера в
успех.
- Сдержанность -- способность
удержать себя от проявления чувств.
- Удовлетворенность
-- ощущение удовольствия от исполнения
желаний.
- Хладнокровность
-- способность сохранять спокойствие
и выдержку.
- Чувствительность
-- легкость возникновения переживаний,
чувств, повышенная восприимчивость к
воздействиям извне.
Приложение Б
Рис. Б. Профиль личности эффективного тренера (по результатам
опроса тренеров и спортсменов)
Приложение В
Таблица В. Показатели
по факторам опросника Кеттела ( результаты
опроса тренеров и спортсменов)
Факторы |
Тренеры |
Спортсмены |
t-расчетное |
t-критич. |
р. |
М ± σ |
М ± σ |
А |
9,2 ± 0,83 |
7,34± 1,41 |
4,16 |
2,3 |
< 0,05 |
В |
4,4 ± 2,79 |
3,71 ± 2,88 |
0,5 |
2,57 |
> 0,05 |
С |
5,8 ± 1,3 |
6,45 ± 1,35 |
1,04 |
2,57 |
> 0,05 |
Е |
6 ± 1,87 |
5,62 ± 1,62 |
0,42 |
2,57 |
> 0,05 |
F |
5,8 ± 1,09 |
5,25 ± 1,4 |
0,7 |
2,57 |
> 0,05 |
G |
5,2 ± 1,09 |
5,02 ± 1,42 |
0,31 |
2,44 |
> 0,05 |
Н |
6 ± 1 |
7,28 ± 1,67 |
2,42 |
2,3 |
< 0,05 |
I |
5,8 ± 1,09 |
5,22 ± 1,28 |
1,06 |
2,44 |
> 0,05 |
L |
6,2 ± 1,92 |
5,77 ± 1,51 |
0,47 |
2,57 |
> 0,05 |
М |
5,2 ± 1,48 |
5,22 ± 1,73 |
0,03 |
2,44 |
> 0,05 |
N |
5,6 ± 1,51 |
5,25 ± 2,24 |
0,44 |
2,36 |
> 0,05 |
О |
4,8 ± 2,38 |
5,17 ± 2,41 |
0,32 |
2,57 |
> 0,05 |
Q1 |
5,8 ± 2,77 |
6,54 ± 1,77 |
0,58 |
2,77 |
> 0,05 |
Q2 |
4,2 ± 1,3 |
4,68 ± 1,51 |
0,76 |
2,44 |
> 0,05 |
Q3 |
7,8 ± 2,16 |
7,4 ± 1,86 |
0,39 |
2,57 |
> 0,05 |
Q4 |
5,4 ± 2,5 |
4,6 ± 1,7 |
0,69 |
2,57 |
> 0,05 |
Приложение Г
Рис.Г. Профиль личности эффективного тренера по типу межличностных
отношений (результаты опроса тренеров и спортсменов)
1 - авторитарный;
2 - эгоистический;
3 - агрессивный;
4 - подозрительный;
5 - подчиняемый;
6 - зависимый;
7 - дружелюбный;
8 - альтруистический.
Приложение Д
Таблица Д. Показатели
по типам отношений методики Т. Лири
(по результатам опроса тренеров и спортсменов)
Тип отнош. |
Тренеры |
Спортсмены |
t-расч. |
t-крит. |
р. |
М ± σ |
М ± σ |
Авторитарный |
13,4 ± 1,14 |
11,31± 2,43 |
3,18 |
2,22 |
< 0,05 |
Эгоистический |
7,4 ± 2,3 |
7,45 ± 2,5 |
0,05 |
2,57 |
> 0,05 |
Агрессивный |
4,2 ± 1,3 |
5 ± 2,49 |
1,11 |
2,26 |
> 0,05 |
Подозрительный |
4,6 ± 1,81 |
4,97 ± 2,26 |
0,41 |
2,44 |
> 0,05 |
Подчиняемый |
5,6 ± 2,3 |
6,31 ± 2,79 |
0,63 |
2,44 |
> 0,05 |
Зависимый |
6,6 ± 2,3 |
7,14 ± 2,47 |
0,48 |
2,57 |
> 0,05 |
Дружелюбный |
9 ± 1 |
8,94 ± 3,61 |
0,07 |
2,06 |
> 0,05 |
Альтруистич. |
10,6 ± 0,89 |
9,25 ± 2,21 |
2,45 |
2,16 |
< 0,05 |
Размещено на Allbest.ru