Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 02:43, магистерская работа
Цель исследования – проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.
2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.
3. Разработать модель личности тренера.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера
1.2 Личностные качества эффективного тренера
1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА
3.1 Личностные качества эффективного тренера
3.2 Особенности межличностных отношений
3.3 Особенности стиля поведения
3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В деятельности ряда тренеров преобладает мотив утверждения своего превосходства над другими. Он воплощается в соответствующих ему способах действий: стремлении продемонстрировать перед всеми спортивные успехи, умолчать о неудачах, трудностях, недостатках. Такие тренеры охотно берутся за ту деятельность, результаты которой смогут увидеть все, недооценивая порой повседневную работу. Они умеют хорошо оформить, ярко подать результаты даже там, где они не сказываются на поведении спортсменов. Стиль воспитательной работы, обусловленный данным мотивом, особенно пагубно отражается на воспитании спортсменов.
У тренеров низкого уровня мастерства цель в работе со спортсменами четко не определена. В основе их деятельности, как правило, лишь тактические, сиюминутные задачи. Они не ставят достаточно конкретно перед собой и воспитанниками дальних перспектив деятельности, вся их работа складывается из совокупности близких и средних перспектив деятельности, при этом последние часто возникают неожиданно для тренера. Поэтому результат деятельности таких тренеров зависит от целого ряда случайных факторов. С удовольствием используют разнообразные «разработки» учебно-тренировочных занятий, воспитательных мероприятий, но к методическим рекомендациям и учебным пособиям относятся скептически. Недостаточно внимательно относятся к воспитанию у спортсменов чувства долга и личной ответственности за выполнение своих обязанностей. Воспитанники подчас не скрывают своего недоброжелательного отношения к тренеру, допускают иронические реплики по его адресу.
Тренеры затрачивают много сил и времени на выполнение задачи, действуют неуверенно. Методами учебно-тренировочной и воспитательной работы владеют слабо. Содержание своей педагогической деятельности четко определить не могут. Не умеют установить контакт с отдельными спортсменами и создать обстановку непринужденности, доверительности. Зрелые нравственные убеждения тренеров оказываются недостаточно действенными из-за ограниченности спортивных и педагогических способностей и умений. Почти не проявляют самостоятельности в работе. Действия их скованы и не всегда имеют выраженную психолого-педагогическую направленность. Слабо осознают реакцию воспитуемых на свои действия, медленно реагируют на изменения обстановки, применяют однообразные приемы. С трудом используют специфические формы спортивно-массовой работы.
Спортсмены лишены возможности проявлять свою активность и личную ответственность из-за требований беспрекословного подчинения. В такой ситуации нередко большое место занимают меры принуждения, администрирования при слабо поставленной разъяснительной работе с воспитанниками. В результате спортсмен либо превращается в добросовестного, но пассивного исполнителя чужой воли, безответственного потребителя готовых истин, способного при изменившихся обстоятельствах попасть под влияние любой другой, более сильной личности, либо открыто протестует и вступает в конфликт с тренерами, уходит из команды.
Результаты сравнительно-сопоставительного анализа деятельности тренеров разных уровней мастерства привели нас к выводу, что процесс претворения педагогических умений в предметную деятельность у мастеров и не мастеров осуществляется по-разному.
Целостность, взаимозависимость компонентов присущи только деятельности тренера-мастера. Общая логика его действий такова: осмысление государственных задач воспитания и обучения и соотнесение их с задачами спортивного коллектива; анализ с этих позиций исходной информации о работе спортивного коллектива; формулирование целей и задач конкретного коллектива, моделирование средств педагогического воздействия, сферы взаимоотношений со спортсменами; планирование реализации намеченных целей и задач; принятие решения, организация конкретной деятельности; регулирование области взаимоотношений в команде; оценка достигнутых результатов, формулирование новой цели на следующем этапе учебно-воспитательной работы. Таким образом, в логике действий тренера-мастера преломляются все компоненты структуры деятельности тренера.
У тренеров - не мастеров оказалось невозможным выявить целостную, взаимосвязанную картину действий.
В основе высших уровней мастерства лежит целенаправленная и взаимосвязанная система знаний и умений в работе с юными спортсменами. Было установлено, что критериями педагогического мастерства тренера могут выступать; а) качество знаний, умений, навыков спортсменов, т. е. психологические результаты его труда; б) способы деятельности тренера, приводящие к положительным результатам: к высокому уровню деятельности юных спортсменов, т. е. функциональные результаты его труда [44].
Психологическим критерием педагогического мастерства является высокая степень сформированности у спортсменов: 1) устойчивого интереса к спортивной деятельности; 2) спортивных способностей и творческого отношения к спорту; 3) хорошей физической подготовки; 4) глубокого знания конкретного вида спорта; 5) прочных навыков и умений выполнения отдельных спортивных упражнений и комбинаций; 6) умения преодолевать трудности в спортивной деятельности; 7) интереса к спортивной деятельности [26].
Определяющая роль в оценке мастерства тренера принадлежит психологическим критериям. При этом важно вычленить основной показатель успешной деятельности тренера, своего рода индикатор уровня его мастерства. Таким психологическим критерием является уровень сформированности у спортсменов конкретных спортивных умений и нравственных черт личности. В этом критерии отражается степень достижения тренером основной цели обучения. Следует иметь в виду, что критерий знания спорта и практического владения им включает ряд других критериев. Следовательно, психологические критерии -- это общепедагогические критерии, имеющие более общий характер, чем функциональные, и применимые при оценке результативности деятельности тренера.
Функциональными критериями мастерства являются: 1) владение основами конкретного вида спорта; 2) владение средствами, формами и методами обучения спортсменов спортивным умениям; 3) система учебно-воспитательной работы со спортсменами; 4) система контроля за деятельностью воспитанников, умение определять особенности функционального состояния их организма и в связи с этим дозировать нагрузки на тренировках и соревнованиях; 5) умение выявлять особенности индивидуальной подготовки, способностей и склонностей к конкретным упражнениям, месту в команде и т. п.; 6) высокий уровень сформированности общепедагогических умений; 7) систематический анализ собственной деятельности и извлечение уроков из ошибок и неудач, т. е. перестройка деятельности в направлении совершенствования [14].
Определение критериев педагогического мастерства позволяет, во-первых, получить единый инструментарий для оценки квалифицированности тренерских кадров, во-вторых, ориентир для самооценки труда тренера.
К особенностям педагогической деятельности тренера относят [36]:
- высокий уровень нормативности, социальной ответственности и морального долга государственным образовательным стандартам относительно его деятельности;
- разнообразие педагогической деятельности относительно объекта, предмета, формы и способов работы, когда объектами выступают воспитанники, команды, родители, коллеги и т.д. предметами педагогического влияния выступают знания и умения, моральные, интеллектуальные, физические и личностные качества воспитанников. Формами влияния являются нормативно обусловленные занятия, которые проходят в соответствии с определенным учебным планом, и те, которые возникают спонтанно, но требуют ответственности, значительных затрат сил и времени тренера. Способами влияния являются те методические приемы, технологии, которыми владеет тренер и которые развиваются благодаря личностному профессиональному опыту и мастерству, его способностям творчески перерабатывать общеизвестные стандартные приемы;
- педагогическая деятельность имеет свою специфику - в ней содержаться разногласия между целями субъекта и объекта деятельности, поскольку тренер делает все для будущих достижений воспитанника, он знает, что лучше для него в данный момент (но воспитанник, выполняя задания тренера, этого может и не знать);
- объектом деятельности тренера выступает человек, личность, которую он обучает умениям, навыкам и совершенствует личностные качества;
- педагогическая деятельность всегда является творческим процессом без определенных технологических границ и шаблонов.
Выделяют следующие особенности тренерской деятельности [3, 9, 12, 13, 26, 36, 40, 44]:
- ведущая роль тренера, его влияние на личность спортсмена, что выдвигает дополнительные требования как к личности тренера, так и к его профессиональным качествам;
- тренер постоянно отвечает за физическое и психическое благополучие своих воспитанников, а также за их воспитание и становление как личности и гражданина своей страны;
- поскольку отношения в системе «тренер - спортсмен» опосредованы успехом и постоянным повышением результатов воспитанников, такие взаимосвязи часто нестойкие и недолгие и связаны с переходом спортсменов к другим тренерам;
- повышенный уровень стресса в деятельности тренера, что отражается на его душевном состоянии, здоровье и снижает эффективность профессиональной деятельности;
- нерегламентированность деятельности тренера временными и функциональными рамками, когда возникает необходимость работать с утра до позднего вечера, в праздничные и выходные дни, к тому же формальные обязанности тренера распространяются и на те сферы, которые, казалось бы, не входят в обязанности тренера (воспитатель, психолог, администратор и т.д.)
- противоречия между необходимостью знать все про спортсменов, помогать им, быть наставником и советчиком и невозможностью сокращать дистанцию, что может превратить деловые отношения между тренером и спортсменом в неформальные, эмоциональные;
- необходимость быть пропагандистом собственной сферы деятельности, для чего тренер всегда должен быть в хорошей физической форме, стимулируя своим примером воспитанников к занятиям спортом, легко, без значительных усилий выполняя тот или другой двигательный элемент, упражнение или действие. Считается, что тренер опосредованно действует во время соревнований, но он принимает самое активное участие в спортивной борьбе, в процессе подготовки к ней спортсменов и руководстве ними в рамках, которые определены правилами соревнований.
Последнее особенно актуально, т.к. определяет надежность деятельности тренера, связанную с его функциональными возможностями, трудоспособностью, которые проявляются в сохранении параметров его деятельности [25, 41, 48]. А именно: в процессе долговременной деятельности; при наличии сильных позитивных или негативных эмоций; в условиях жесткого лимита времени; во время быстрой и резкой смены различных ситуаций.
1.2 Личностные качества эффективного тренера
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К. Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры [39].
В первую подструктуру входят нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление передавать социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.
Убежденность тренера, его жизненная активность, увлеченность профессией, самоотверженность в труде, ответственное и творческое отношение к делу порождают у воспитуемого желание подражать своему тренеру. Эта подструктура обусловлена социальной жизнью личности и формируется в процессе воспитания.
Во второй подструктуре выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.
В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции. Так, проанализировав с помощью контент-анализа мемуары 76 ведущих тренеров, таких как И.Е. Турчин, Д.А. Тишлер, А.В. Тарасов, А.П. Бондарчук, С.М. Войцеховский и др., Г.В. Ложкин и Н.Ю. Волянюк [31] установили наиболее значимые личностные и профессиональные качества каждого из них в период их наивысших профессиональных достижений. В мотивационной сфере это такие качества как: честолюбие, фанатизм, категоричность, максимализм, бескомпромиссность, энтузиазм. В интеллектуальной сфере: новаторство, высокая эрудиция, сообразительность, широкий тактический кругозор, острота мышления, интуиция. К особенностям самосознания отнесли такие качества как: самокритичность, самоконтроль, самодисциплина, самоанализ, самоотверженность, самоотдача. В особенности эмоционально-волевой сферы вошли самостоятельность принятия решения, ответственность, требовательность, принципиальность, корректность, справедливость, честность, выдержка, самообладание, строгость, целенаправленность.
Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом и др.
Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить, соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства (черты) личности, удовлетворяющие этим требованиям. Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.
Для измерения общего интеллекта и изучения структуры интеллекта тренеров используется усовершенствованный и адаптированный вариант стандартизированной методики WAIS Д. Векслера. Эта методика применялась для определения интеллекта тренеров в процессе работы с детскими спортивными коллективами. Основной целью исследования было получение индивидуальных оценок общего, вербального и невербального интеллекта, позволяющих отнести каждого испытуемого к определенному уровню развития интеллекта и изучить структуру интеллектуальных особенностей тренеров разного уровня мастерства. Это дало возможность прогнозировать факторы психических состояний тренеров в процессе поиска и выработки стратегии решения педагогических задач в работе с юными спортсменами.
Информация о работе Психологические особенности эффективного тренера