Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 02:43, магистерская работа
Цель исследования – проанализировать психологические особенности личности эффективного тренера.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования личностных свойств эффективного тренера.
2. Определить качественные характеристики личностных свойств эффективного тренера.
3. Разработать модель личности тренера.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера
1.2 Личностные качества эффективного тренера
1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы эмпирического исследования личности тренера
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ТРЕНЕРА
3.1 Личностные качества эффективного тренера
3.2 Особенности межличностных отношений
3.3 Особенности стиля поведения
3.4 Профессионально важные психологические качества и модель личности тренера
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 3
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
По показателю общего интеллекта тренеров высокого уровня мастерства можно характеризовать как людей с высоким интеллектом (по нормам Д. Векслера), а тренеров среднего и низкого уровней -- как людей со средним интеллектом.
Тренеры разного уровня мастерства отличаются степенью развития не только общего, вербального и невербального интеллекта, но и отдельных интеллектуальных свойств, сформированности гностических и проектировочных умений. У тренеров высокого уровня мастерства все интеллектуальные свойства развиты лучше, чем у тренеров среднего и низкого уровня мастерства.
Так, интеллект является важной характеристикой личности тренера в работе со спортсменами, от которой зависит сформированность конкретных конструктивных, проектировочных и гностических умений.
Без общих интеллектуальных способностей и свойств невозможно осуществлять поиск эффективных критериев решения педагогических задач в работе с юными спортсменами. Высокий уровень способностей и свойств обеспечивает целенаправленность педагогической деятельности, регуляцию и диагностику психических состояний тренеров в их деятельности.
Тренеры разного уровня мастерства отличаются как по уровню развития общего интеллекта, так и по уровню развития отдельных интеллектуальных свойств, что существенно влияет на их психическое состояние во время занятий.
Для тренеров высокого уровня мастерства характерна сформированность таких интеллектуальных свойств, как умение строить умозаключения, самостоятельность и зрелость суждений, живость ума, быстрота мышления, хорошая память, активность и концентрированность внимания, сосредоточенность, умение легко и свободно оперировать словами, способность к абстрагированию и логическим обобщениям, аналитико-синтетические и перцептивные способности. Все эти интеллектуальные свойства тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру.
Сформированность взаимосвязанных интеллектуальных свойств, характерных для тренеров высокого уровня мастерства, - одна из психологических предпосылок ус пешного овладения профессией тренера и один из критериев психологической готовности к ней.
Важным условием формирования готовности личности к деятельности является ее адаптация к реальным условиям педагогического процесса. Адаптация трактуется как многосторонний динамический процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, физиологических и объективно-социальных факторов. Чаще всего адаптация определяется как приспособление, «вхождение» индивида в ту или иную роль. По содержанию, мотивам и результатам большинство исследователей выделяют два типа адаптации: творческую и формальную. В результате творческой адаптации тренер глубоко и прочно овладевает основами профессионального мастерства, формирует творческое мышление, становится высоко активным в учебно-воспитательной работе со спортсменами. При формальной адаптации тренер приспосабливается к деятельности лишь с целью достичь спортивных результатов руководимого им коллектива, упуская главные цели педагогической деятельности.
Выделяют 5 уровней адаптации, которые характерны для всех тренеров в начале их профессиональной деятельности [25].
1. На негативном уровне тренер не владеет методами и формами обучения и воспитания спортсменов; не умеет корректировать свою деятельность, у него отсутствует потребность в самоконтроле, самообразовании; для него характерны слабая познавательная активность; отсутствие положительной направленности на воспитательную деятельность (в основном преобладает спортивный интерес); отрицательное отношение к исследовательским методам. Тренер недостаточно требователен к себе, плохо планирует работу, затрудняется в определении цели, задач и порядка проведения любого задуманного дела, негативно относится к созданию новых приемов, комбинаций, возможных вариантов изменений в учебно-воспитательной работе.
2. На пассивном уровне тренер
безразлично относится
к спортивным результатам слабых спортсменов,
формально осваивает методы, формы учебно-воспитательной
работы; недостаточно хорошо умеет корректировать
свою деятельность; имеет слабую потребность
в самоконтроле и самообразовании, неустойчивую
направленность на деятельность. Тренер
вял и пассивен как во время разбора игры,
тренировки, так и при прогнозировании
перспектив деятельности команды. Во время
тренировки рассеян, на вопросы воспитанников
совсем не отвечает, а если отвечает, то
с трудом. Действия медленные, вялые, неточные.
3.На активном уровне тренер положительно относится к деятельности; стремится в совершенстве овладеть методами и формами учебно-воспитательной работы; достаточно хорошо умеет корректировать свою деятельность; имеет потребность в самоконтроле и самообразовании, среднюю познавательную активность в учебно-тренировочном процессе. Тренер бодр, активен, жизнерадостен, подвижен. Продуктивно участвует в разборе игры и тренировки. Реализует свои замыслы, разбирая со спортсменами тактические схемы, проблемно-обучающие ситуации.
4. На активно-продуктивном уровне тренер положительно относится к деятельности, глубоко усваивает методы и формы учебно-воспитательной работы; умеет быстро корректировать свою деятельность; имеет устойчивую потребность в самоконтроле и самообразовании; высокую познавательную активность; достаточную продуктивность учебно-воспитательной деятельности. Тренер бодр, чрезвычайно подвижен и оживлен. Внимание сосредоточенное. Нет проявлений нетерпения. Действия энергичные, точные, слово не расходится с делом.
5.На творческом уровне тренер осознанно относится к деятельности в целом; творчески осознает методы и формы учебно-воспитательной работы; хорошо умеет корректировать свою деятельность; имеет устойчивую потребность в самоконтроле и самообразовании, высокую требовательность и самокритичность оценки собственного труда; высокую познавательную активность, стремление внедрять лучший опыт в практику работы спортивного коллектива, современные методы исследования, высокую продуктивность учебно-воспитательной работы со спортсменами. Тренер развивает в воспитанниках необходимые спортивные умения, учит по-настоящему ценить каждую минуту, концентрировать свою волю и внимание, преодолевать недостатки, познавать себя, анализировать движения, делать выводы, учит взаимопомощи.
Тренеры и спортсмены могут каждый по-своему определить личностные характеристики эффективного тренера.
В конце 1960-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность эффективного тренера, работающего с пловцами. С помощью 16-факторного теста Кэттелла испытуемым предлагалось построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми (желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность (достаточно высокий уровень в обоих случаях), эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др. [27].
В целом, оценки спортсменов и тренеров личности эффективного тренера совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.
Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.
Только по двум факторам -- доминирование и готовность принять новое -- не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия. Складывается впечатление, что при построении идеальной модели тренера игнорировались такие нежелательные качества, как подозрительность, неуверенность в себе и другие. Следовательно, в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.
Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров -- «успешных» и «неуспешных». Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось. Однако поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение двух этих категорий -- «успешных» и «неуспешных» -- не было достаточно обоснованным.
Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви в ряде своих работ указал на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой.
Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность, умеют хорошо владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры, как представители определенной социальной группы, имеют высокие показатели по шкале авторитарности.
Итак, анализируя сказанное, можно подчеркнуть, что представления об идеальной личности тренера существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе, видимо, в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой, как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять ту роль, которую ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями вполне может компенсировать некоторые его личностные недостатки [27].
1.3 Особенности индивидуального стиля деятельности тренера
Индивидуальный стиль деятельности -- это устойчивая, рациональная, приводящая к успешному выполнению деятельности система способов действий, обусловленных свойствами общего типа нервной системы. По определению Ю.А. Коломейцева [25], стиль руководства (спортсменом или командой) - это относительно устойчивая система средств и методов влияния тренера на поведение, отношения, взгляды, нравственность спортсменов, направленная на их успешное взаимодействие, взаимоотношения и эффективность деятельности. Стиль руководства характеризуется, с одной стороны, стабильностью, которая проявляется в повторении тех или иных приемов и способов руководства, а с другой - динамичностью, изменчивостью стоящих перед тренером и командой задач, особенностями спортивной команды, уровнем профессионализма членов команды, ситуацией и психическим состоянием тренера.
Поскольку спорт, как и другие виды деятельности, связан с теорией и практикой науки про управление людьми, в нем также используют терминологию стилей руководства, впервые предложенную в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным, который предложил для обозначения стиля использовать термины «авторитарный», «демократический» и «либеральный».
Исходя из трех основных компонентов, которые имеют различную степень выраженности, стиль руководства определяется как: директивность, коллегиальность и пассивное невмешательство. В практике спортивной деятельности редко встречаются тренеры, функции и методы управления которых можно было бы четко определить, ссылаясь на один из вышеуказанных компонентов, потому что, как правило, тренеры в своей работе используют комбинированные варианты. В то же время выраженность или преобладание одного из указанных компонентов является основанием считать комплекс управленческих приемов тренера его индивидуальным стилем, под которым понимают одновременное, определенным образом структурированное объединение различной степени выраженности директивности, коллегиальности и либеральности [25].
Факторы, определяющие стиль руководства, могут быть объективными и субъективными. К объективным относят официально установленные нормы, которые определяют правила поведения руководителя по отношению к подчиненным. В соответствии с этим, независимо от существующего стиля руководства, тренер не может:
Кроме указанных, к объективным факторам Ю.А. Коломейцев [25] также относит:
Среди субъективных причин называют такие:
Если указанные субъективные факторы совпадают у тренера и спортсменов, их соотношение оптимальное, все совместные цели, задачи и проблемы, которые связаны с ними, обговариваются и решаются в процессе взаимного общения, осуществление руководства для тренера не вызывает никаких затруднений.
Информация о работе Психологические особенности эффективного тренера