Психологические особенности личности тренера

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.
Задачи исследования:
1.Изучить психологические особенности личности тренера.
2.Выделить профессионально важные качества личности тренера.
3.Провести экспериментальное исследование профессионально важных качеств личности тренера.
4.Выделить пути формирования профессионально важных качеств личности тренера.

Оглавление

Введение……………………………………………3
Глава 1 Изучение профессионально важных качеств личности тренера……………….6
1.1Понятие о личности…………………………………………………………………6
1.2Требования к личности тренера….10
1.3Профессионально важные качества тренера………14
1.4Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров…20
1.5Стили руководства командой………23
Выводы по первой главе….28
Глава 2 Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера………..29
2.1 Организация и методы исследования………..29
2.2 Анализ психодиагностических данных
2.3. Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 72.04 Кб (Скачать)

 

Под стилем руководства в психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». [2 стр. 136]

 

Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.

 

Предложенная им классификация оказалась удивительно долговечной и с небольшими изменениями действует и в наши дни (в некоторых современных публикациях авторитарный стиль заменен директивным, а демократический — коллегиальным, но суть, содержание терминов остались прежними).

 

Авторитарный, или директивный, стиль работы тренера характеризуется полным его единоначалием, т. е. единоличным принятием решений (причем только собственной формулировки), стремлением оставить за собой исключительное право поощрять и наказывать. Все руководящие воздействия тренера-автократа облекаются в форму приказа, ультимативных требований, распоряжений. Какие-либо отклонения, неточности при их выполнении, проявление инициативы и самостоятельности вызывают реакцию в виде взысканий, наказаний, выговоров, лишения льгот и т. д. Такой тренер тщательно и строго контролирует всю деятельность и поведение спортсменов, но не с целью проявить заботу о них, помочь им, а с единственным стремлением — все сделать для того, чтобы не сорвать выполнение поставленной перед ним, тренером, задачи.

 

Тренеры с директивным стилем управления обычно с симпатией относятся к тем, кто не возражает им ни в чем, кто согласен с любыми их предложениями. Поэтому в коллективах, ими руководимых, бывают, как правило, «любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди товарищей. В общении с остальными своими учениками и с коллегами тренеры-автократы держатся на расстоянии, а если и допускают вербальные контакты, то только кратковременные, часто переходящие в грубость, несдержанность, бестактность. Не умея найти оптимальный, ровный тон в общении со своими учениками, они при неудачных их выступлениях разражаются руганью, оскорблениями, а при удачных — склонны к лести и заискиванию. Естественно, что такой стиль руководства тренера создает в спортивном коллективе нездоровый психологический климат и конфликтные ситуации. [9 стр.86]

 

Демократический, или коллегиальный, стиль руководства характеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций членам коллектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных решений тренер-демократ привлекает весь коллектив или актив, обсуждая и согласовывая с ним все предложения. [4 стр.74-75]

 

Развивая дискуссию и обсуждая вопросы, касающиеся деятельности коллектива, тренер развивает деловую личную инициативу и самостоятельность у своих подопечных, не пересекая ту грань, за которой он может оказаться у них на поводу. Коллективно обсуждая те или иные проблемы, тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно желает знать мнение спортсменов, чтобы учесть его, принимая решение. Вместе с тем ответственные и срочные дела, требующие немедленных действий, тренер выполняет сам.

 

В общении со своими учениками у тренера, пользующегося коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб, советов, рекомендаций.

 

Контролируя деятельность членов коллектива, тренер старается сосредоточить свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В отношениях с людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится конкуренции, а в своем окружении предпочитает видеть квалифицированных специалистов.

 

Либеральный (попустительский, или свободный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством тренера в процесс управления командой. Такой тренер находится как бы в стороне от того, чем занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией и посредничестве между своим коллективом и другими, что мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия.

 

Требования, советы, рекомендации в общении с учениками у тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической оценки.

 

Такой тренер крайне равнодушен к мнению учеников и окружающих о нем, малообщителен и безынициативен во всем, безразличен к своей управленческой деятельности.

 

В жизни редко встречаются тренеры, деятельность которых четко укладывалась бы в рамки одного стиля руководства. Обычно в своей работе любой тренер применяет все три стиля, но выраженность каждого из них бывает различной. Преобладание одного или двух из них характеризует тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера. [9 стр.87-88]

 

Индивидуальный стиль руководства тренера обусловлен личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью; психическим состоянием спортсменов. Если, например, тренеру присущи такие качества, как высокомерие, тщеславие, предвзятость в оценках людей, грубость, безразличие к. ним, то негативное отношение сначала возникает к личности тренера, а затем ко всему, что исходит от него, и станет длительным, стойким. Выполнение любого его приказа в таких случаях явно или скрыто саботируется, а если и выполняется, то безответственно, с сарказмом и презрением.

 

Позитивное отношение спортсменов к личностным качествам тренера оказывает стимулирующее воздействие на оперативность и четкость выполнения тренерских указаний, положительное восприятие методов его руководства. Даже эмоциональные срывы тренера, если они кратковременны, не способны вызвать отрицательного отношения в целом к методу его управления, поскольку спортсмены понимают, что раздражительность не свойственна их наставнику и вызвана, видимо, чрезвычайными обстоятельствами.

 

На отношение спортсменов к стилю руководства тренера оказывает воздействие также своевременность и разумность его руководящих указаний. Способность отдавать такие распоряжения, которые соответствуют ситуации, времени и приводят спортсмена или команду к успеху, создает авторитет тренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю инициативу, считая, что все сказанное и сделанное им обернется пользой для команды, Правда, в этом кроется опасность самоустранения спортсменов от принятия каких бы то ни было решений. Перед тренером в таком случае встает проблема развития личности спортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации, принимать самостоятельные решения. [9 стр.88-94].

Выводы по первой главе

 

1. Личность немыслима вне общества  так же, как и человеческое  общество не может существовать  без составляющих его личностей. Человек всегда является членом  того или другого общественного  коллектива: семьи, школы, предприятия, спортивной команды и др. Активная  деятельность, взаимоотношения в  коллективе в значительной степени  определяют и формируют индивидуальные  черты личности.

 

2. Современный спорт требует  незаурядных способностей от  тренера. Он должен владеть всем  арсеналом современных знаний, учитывать  психологические, социальные, материально-технические  и все другие аспекты подготовки  спортсмена. Успехи спортсменов  во многом зависят от личности  тренера - его знаний, педагогического  таланта, авторитета, воли, способности  к творческому обобщению. По своей  сути тренер - это, прежде всего  педагог, и к нему предъявляются  все те же требования, как и  к любому воспитателю.

 

3. Мастерство тренера во многом  определяется имеющимися у него  качествами, которые придают своеобразие  его общению с учащимися, определяют  быстроту и степень овладения  им различными умениями. Наиболее  важными из них являются профессионально  важные качества личности тренера: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

 

4. Многое во взаимоотношениях  между тренером и учениками  зависит от поведения самого  тренера. Дело в том, что представление  о качествах «идеального тренера»  расходятся у тренеров и учеников. Первые акцентируют внимание, прежде  всего, на деловых и профессиональных  качествах педагога (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные  пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются  учителями, но им не придается  решающего значения. Ученики же, наоборот, выдвигают эти качества  на первое место. Вначале спортсмены  смотрят, «какой он человек», а  потом уже обращают внимание  на то, как тренер проводит  тренировку.

 

5. Индивидуальный стиль руководства  тренера обусловлен личностными  качествами тренера; поведением  тренера, тоном голоса, каким он  отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов  и их своевременностью; психическим  состоянием спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера

2.1 Организация и методы  исследования.

 

В связи с целью нашего исследования изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования, объектом нашего исследования является группа тренеров по разным видам спорта, состоящая из 5 человек, различного возраста, имеющая разную квалификацию и группа детей, занимающаяся под их руководством.

 

Предметом исследования являются профессионально важных качеств личности тренера

 

Мы предположили, что у тренеров имеющих высокую квалификацию, оценка своих личностных качеств более реалистична. Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали следующие методики:

 

1.Теоретико-библиографический анализ

 

2.Анкетный опрос 

 

В ходе нашего исследования мы использовали анкету «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физической культуры»[8. стр. 479-482]. Она позволяет нам оценить у наблюдаемого тренера наличие каждого из перечисленных качеств и умений. Испытуемым была предложена анкета, состоящая из 10 разделов, каждый из которых содержит перечень качеств или умений: внешний вид, умение держаться, нравственный качества, волевые качества, познавательные процессы, физическая подготовка, педагогическая направленность, профессионально важные знания, умение общаться с учащимися, культура речи. [Приложение 1] Испытуемым тренерам предлагалось оценить у себя наличие этих качеств и умений. Если они проявляются постоянно и испытуемый считает, что они у него выражены – рядом ставится знак «+». Если какое-либо из перечисленных качеств и умений у испытуемого проявляется редко, эпизодически, не в достаточной степени – знак «–». Для перекрестного опроса отобрали группу учеников, занимающимся под руководством испытуемых тренеров наиболее продолжительный период (4 – 5 лет). Им было предложено оценить наличие перечисленных качеств и умений у своего тренера при помощи аналогичной анкеты.

 

 

 

2.2 Анализ психодиагностических  данных

 

С помощью анкеты контроля и самооценки уровня профессионального мастерства тренера был произведен перекрестный опрос тренеров и их учеников. По данным опроса учеников был выведен средний балл оценки профессионально важных качеств своих тренеров. Данные перекрестного опроса занесены в таблицы: «Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров» (Табл. 1) и «Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров их учениками» (Табл. 2).

 

Табл. 1 «Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров»

Ф.И.О. 

Качества и умения 

Итого

 

Внешний вид 

Умение держаться 

Нравственные качества 

Волевые качества 

Познавательные процессы 

Физическая подготовка 

Педагогическая направленность 

Профессионально важные знания 

Умение общаться с учащимися 

Культура речи

 

Липницкий А.Ю. 

10 

10 

10 

59

 

Гробовец Н.Н. 

11 

12 

11 

60

 

Есаян Э.Ш. 

11 

12 

11 

58

 

Марлис В.Л. 

10 

10 

12 

60

 

Екимов В.Ю. 

10 

10 

10 

59

 

 

Табл. 2 «Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров их учениками»

Ф.И.О. 

Качества и умения 

Итого 

Средний балл

 

Внешний вид 

Умение держаться 

Нравственные качества 

Волевые качества 

Познавательные процессы 

Физическая подготовка 

Педагогическая направленность 

Профессионально важные знания 

Умение общаться с учащимися 

Культура речи

 

Липницкий А.Ю.

 

1.Губич О.И. 

12 

10 

56 

54.4

 

2.Короткий В.Ю. 

11 

12 

57

 

3.Барсуков А.Л. 

10 

53

 

4.Скоробко А.Н. 

10 

54

 

5.Фомич В.С. 

52

 

Гробовец Н.Н.

 

1.Бабич А.Л. 

10 

13 

10 

56 

51.6

 

2.Мазепо Ю.К. 

10 

52

 

3.Шляшко А.В. 

11 

48

 

4.Красавский Н.Д. 

10 

51

 

5.Водчиц С.А.  

Информация о работе Психологические особенности личности тренера