Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:42, курсовая работа
Цель исследования:
Изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования.
Задачи исследования:
1.Изучить психологические особенности личности тренера.
2.Выделить профессионально важные качества личности тренера.
3.Провести экспериментальное исследование профессионально важных качеств личности тренера.
4.Выделить пути формирования профессионально важных качеств личности тренера.
Введение……………………………………………3
Глава 1 Изучение профессионально важных качеств личности тренера……………….6
1.1Понятие о личности…………………………………………………………………6
1.2Требования к личности тренера….10
1.3Профессионально важные качества тренера………14
1.4Психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров…20
1.5Стили руководства командой………23
Выводы по первой главе….28
Глава 2 Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера………..29
2.1 Организация и методы исследования………..29
2.2 Анализ психодиагностических данных
2.3. Пути формирования профессионально важных качеств личности тренера
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Под стилем руководства в психологии понимаются: «...индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». [2 стр. 136]
Типы руководителей и соответствующие им стили руководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938), которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократический и либеральный, или свободный, попустительский.
Предложенная им классификация оказалась удивительно долговечной и с небольшими изменениями действует и в наши дни (в некоторых современных публикациях авторитарный стиль заменен директивным, а демократический — коллегиальным, но суть, содержание терминов остались прежними).
Авторитарный, или директивный, стиль работы тренера характеризуется полным его единоначалием, т. е. единоличным принятием решений (причем только собственной формулировки), стремлением оставить за собой исключительное право поощрять и наказывать. Все руководящие воздействия тренера-автократа облекаются в форму приказа, ультимативных требований, распоряжений. Какие-либо отклонения, неточности при их выполнении, проявление инициативы и самостоятельности вызывают реакцию в виде взысканий, наказаний, выговоров, лишения льгот и т. д. Такой тренер тщательно и строго контролирует всю деятельность и поведение спортсменов, но не с целью проявить заботу о них, помочь им, а с единственным стремлением — все сделать для того, чтобы не сорвать выполнение поставленной перед ним, тренером, задачи.
Тренеры с директивным стилем управления обычно с симпатией относятся к тем, кто не возражает им ни в чем, кто согласен с любыми их предложениями. Поэтому в коллективах, ими руководимых, бывают, как правило, «любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди товарищей. В общении с остальными своими учениками и с коллегами тренеры-автократы держатся на расстоянии, а если и допускают вербальные контакты, то только кратковременные, часто переходящие в грубость, несдержанность, бестактность. Не умея найти оптимальный, ровный тон в общении со своими учениками, они при неудачных их выступлениях разражаются руганью, оскорблениями, а при удачных — склонны к лести и заискиванию. Естественно, что такой стиль руководства тренера создает в спортивном коллективе нездоровый психологический климат и конфликтные ситуации. [9 стр.86]
Демократический, или коллегиальный, стиль руководства характеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций членам коллектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных решений тренер-демократ привлекает весь коллектив или актив, обсуждая и согласовывая с ним все предложения. [4 стр.74-75]
Развивая дискуссию и обсуждая вопросы, касающиеся деятельности коллектива, тренер развивает деловую личную инициативу и самостоятельность у своих подопечных, не пересекая ту грань, за которой он может оказаться у них на поводу. Коллективно обсуждая те или иные проблемы, тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно желает знать мнение спортсменов, чтобы учесть его, принимая решение. Вместе с тем ответственные и срочные дела, требующие немедленных действий, тренер выполняет сам.
В общении со своими учениками у тренера, пользующегося коллегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нет раздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб, советов, рекомендаций.
Контролируя деятельность членов коллектива, тренер старается сосредоточить свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В отношениях с людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится конкуренции, а в своем окружении предпочитает видеть квалифицированных специалистов.
Либеральный (попустительский, или свободный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством тренера в процесс управления командой. Такой тренер находится как бы в стороне от того, чем занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией и посредничестве между своим коллективом и другими, что мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия.
Требования, советы, рекомендации в общении с учениками у тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснения нарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической оценки.
Такой тренер крайне равнодушен к мнению учеников и окружающих о нем, малообщителен и безынициативен во всем, безразличен к своей управленческой деятельности.
В жизни редко встречаются тренеры, деятельность которых четко укладывалась бы в рамки одного стиля руководства. Обычно в своей работе любой тренер применяет все три стиля, но выраженность каждого из них бывает различной. Преобладание одного или двух из них характеризует тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера. [9 стр.87-88]
Индивидуальный стиль руководства тренера обусловлен личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью; психическим состоянием спортсменов. Если, например, тренеру присущи такие качества, как высокомерие, тщеславие, предвзятость в оценках людей, грубость, безразличие к. ним, то негативное отношение сначала возникает к личности тренера, а затем ко всему, что исходит от него, и станет длительным, стойким. Выполнение любого его приказа в таких случаях явно или скрыто саботируется, а если и выполняется, то безответственно, с сарказмом и презрением.
Позитивное отношение спортсменов к личностным качествам тренера оказывает стимулирующее воздействие на оперативность и четкость выполнения тренерских указаний, положительное восприятие методов его руководства. Даже эмоциональные срывы тренера, если они кратковременны, не способны вызвать отрицательного отношения в целом к методу его управления, поскольку спортсмены понимают, что раздражительность не свойственна их наставнику и вызвана, видимо, чрезвычайными обстоятельствами.
На отношение спортсменов к стилю руководства тренера оказывает воздействие также своевременность и разумность его руководящих указаний. Способность отдавать такие распоряжения, которые соответствуют ситуации, времени и приводят спортсмена или команду к успеху, создает авторитет тренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю инициативу, считая, что все сказанное и сделанное им обернется пользой для команды, Правда, в этом кроется опасность самоустранения спортсменов от принятия каких бы то ни было решений. Перед тренером в таком случае встает проблема развития личности спортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той или иной ситуации, принимать самостоятельные решения. [9 стр.88-94].
Выводы по первой главе
1. Личность немыслима вне
2. Современный спорт требует
незаурядных способностей от
тренера. Он должен владеть всем
арсеналом современных знаний, учитывать
психологические, социальные, материально-технические
и все другие аспекты
3. Мастерство тренера во многом
определяется имеющимися у
4. Многое во взаимоотношениях
между тренером и учениками
зависит от поведения самого
тренера. Дело в том, что представление
о качествах «идеального
5. Индивидуальный стиль
Глава 2 Экспериментальное исследование: определение профессионально важных качеств личности тренера
2.1 Организация и методы исследования.
В связи с целью нашего исследования изучить профессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути их формирования, объектом нашего исследования является группа тренеров по разным видам спорта, состоящая из 5 человек, различного возраста, имеющая разную квалификацию и группа детей, занимающаяся под их руководством.
Предметом исследования являются профессионально важных качеств личности тренера
Мы предположили, что у тренеров имеющих высокую квалификацию, оценка своих личностных качеств более реалистична. Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали следующие методики:
1.Теоретико-библиографический
2.Анкетный опрос
В ходе нашего исследования мы использовали анкету «Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физической культуры»[8. стр. 479-482]. Она позволяет нам оценить у наблюдаемого тренера наличие каждого из перечисленных качеств и умений. Испытуемым была предложена анкета, состоящая из 10 разделов, каждый из которых содержит перечень качеств или умений: внешний вид, умение держаться, нравственный качества, волевые качества, познавательные процессы, физическая подготовка, педагогическая направленность, профессионально важные знания, умение общаться с учащимися, культура речи. [Приложение 1] Испытуемым тренерам предлагалось оценить у себя наличие этих качеств и умений. Если они проявляются постоянно и испытуемый считает, что они у него выражены – рядом ставится знак «+». Если какое-либо из перечисленных качеств и умений у испытуемого проявляется редко, эпизодически, не в достаточной степени – знак «–». Для перекрестного опроса отобрали группу учеников, занимающимся под руководством испытуемых тренеров наиболее продолжительный период (4 – 5 лет). Им было предложено оценить наличие перечисленных качеств и умений у своего тренера при помощи аналогичной анкеты.
2.2 Анализ психодиагностических данных
С помощью анкеты контроля и самооценки уровня профессионального мастерства тренера был произведен перекрестный опрос тренеров и их учеников. По данным опроса учеников был выведен средний балл оценки профессионально важных качеств своих тренеров. Данные перекрестного опроса занесены в таблицы: «Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров» (Табл. 1) и «Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров их учениками» (Табл. 2).
Табл. 1 «Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров»
Ф.И.О.
Качества и умения
Итого
Внешний вид
Умение держаться
Нравственные качества
Волевые качества
Познавательные процессы
Физическая подготовка
Педагогическая направленность
Профессионально важные знания
Умение общаться с учащимися
Культура речи
Липницкий А.Ю.
1
3
4
6
5
6
4
10
10
10
59
Гробовец Н.Н.
1
3
5
6
5
3
3
11
12
11
60
Есаян Э.Ш.
1
3
5
3
5
2
5
11
12
11
58
Марлис В.Л.
0
3
4
5
5
6
5
10
10
12
60
Екимов В.Ю.
1
1
5
6
6
5
5
10
10
10
59
Табл. 2 «Оценка профессионально важных качеств и умений тренеров их учениками»
Ф.И.О.
Качества и умения
Итого
Средний балл
Внешний вид
Умение держаться
Нравственные качества
Волевые качества
Познавательные процессы
Физическая подготовка
Педагогическая направленность
Профессионально важные знания
Умение общаться с учащимися
Культура речи
Липницкий А.Ю.
1.Губич О.И.
1
2
4
5
5
5
3
9
12
10
56
54.4
2.Короткий В.Ю.
1
3
4
5
5
5
3
8
11
12
57
3.Барсуков А.Л.
1
2
4
6
5
5
4
7
10
9
53
4.Скоробко А.Н.
1
2
4
4
5
6
4
9
9
10
54
5.Фомич В.С.
1
3
4
5
5
5
5
8
8
8
52
Гробовец Н.Н.
1.Бабич А.Л.
1
3
4
3
4
4
4
10
13
10
56
51.6
2.Мазепо Ю.К.
1
3
4
4
4
4
4
9
10
9
52
3.Шляшко А.В.
1
2
3
4
3
3
4
8
9
11
48
4.Красавский Н.Д.
1
3
3
4
4
4
4
9
10
9
51
5.Водчиц С.А.
1
2
3
4
3
Информация о работе Психологические особенности личности тренера