Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:38, реферат
Феномен психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
Основными методами исследования выступили:
1) теоретический анализ литературы;
2) психодиагностика;
3) качественная и количественная обработка результатов.
В рамках выбранной темы использовалась «Экспресс – диагностика психологической готовности детей к школьному обучению», авторы которой Н.Я. и М.М. Семаго[12].
Рассмотрение проблемы, затронутой в данной курсовой работе, опирается на теоретические разработки таких авторов, как Анастази А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Гинзбург М.Р., Гуткина Н.И., Кравцова Г.Г. и Е.Е., Нижегородцев Н.В., Щадриков В.Д., Рогов Н.И., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б. и другие.
     Курсовая 
работа состоит из содержания, введения, 
2 глав: теоретическая и практическая 
части, заключения, глоссария, списка использованных 
источников, включающего в себя  14 источников 
авторских работ и периодических изданий, 
и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Феномен психологической готовности к школьному обучению
1.1 Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития
Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребенка – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шестого и седьмого года жизни занимает подготовка к школе.
Почти 20 лет в нашей стране существовало обучение в начальной школе двух типов: начиная с 6 лет по программе 1-4 и начиная с 7 лет по программе 1-3. Первоначальный план быстрого перехода на всеобщее обучение с 6 лет не удался не только потому, что далеко не во всех школах могли создать необходимые для учащихся этого возраста гигиенические условия, но и потому, что не всех детей можно обучать в школе с 6 лет. Сторонники более раннего обучения ссылаются на опыт зарубежных стран, где в школу начинают ходить с 5-6 лет. Но при этом как бы забывают, что дети этого возраста учатся там, в рамках подготовительной ступени, где педагоги не проходят с ребятами конкретные предметы, а занимаются с ними разнообразными видами деятельности, адекватными данному возрасту (играют, рисуют, лепят, поют, читают книги, изучают основы счета и учат читать). При этом занятия проходят в свободной манере общения, допускающей непосредственное поведение ребенка, что соответствует психологическим особенностям его возраста. По сути дела, подготовительные классы очень похожи на подготовительные группы в наших детских садах, в которых дети с 6 до 7 лет обучались основам счета и чтения, лепили, рисовали, занимались музыкой, пением, ритмикой, физкультурой, – и все это в режиме детского сада, а не школы. Программа для подготовительной группы детского сада разрабатывалась с учетом требований, предъявляемых к учащимся первого класса1.
В 2002-2003 гг. начальная школа опять переходит на четырехлетнюю программу обучения, но теперь уже независимо от возраста ребенка. При этом в нормативных документах по приему детей в первый класс говорится, что в школе могут начинать учиться дети, которым на 1 сентября исполнилось 6 лет 6 месяцев. Теоретически это означает, что в один класс попадают ребята от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 2 месяцев, а на практике получается, что в одном первом классе встречаются ученики от 6 лет до 8 лет. И здесь в полный рост встает проблема психологической готовности к школе. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей и уровень обученности дошкольников2.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости – это интеллектуальная, эмоциональная и социальная зрелости[4].
Об интеллектуальной зрелости судят по таким признакам, как дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрация внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; логическое запоминание; сенсомоторная координация; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки.
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Об эмоциональной зрелости говорят, что это уменьшение импульсивных реакций; возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствуют потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп; способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Уровень обученности ребенка в дошкольном возрасте показывает наличие у него предпосылок к школьному обучению в виде «вводных навыков». Последние представляют собой знания, умения, способности, мотивацию, то есть все то, что дошкольник должен иметь к началу обучения в школе, чтобы оно было успешным.
Л. С. Выготским считал, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. В связи с этим считаю целесообразным последнее понимание готовности к школе обозначить как «психологическую готовность к школе», дабы отделить его от других3.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л. И. Божович рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность4. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:
1) определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
     2) 
достаточное развитие 
     3)определенный 
уровень развития 
     Основным 
критерием психологической 
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу [14].
Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.
В работах Е. Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается пароль общения в развитии ребенка5. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребенка с взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития[8].
Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). К ним относятся мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности[9].
     Л. 
С. Выготский выдвинул положение 
о «зоне ближайшего развития» - ребенка, 
которая определяется как «расстояние 
между уровнем его актуального развития, 
определяемым с помощью задач, решаемых 
самостоятельно, и уровнем возможного 
развития, определяемым с помощью задач, 
решаемых под руководством взрослых и 
в сотрудничестве с более умными сотоварищами». 
Сотрудничество при этом понимается очень 
широко: от наводящего вопроса до прямого 
показа решения задачи. Опираясь на исследования 
по подражанию, Л. С. Выготский пишет, что 
«подражать ребенок может только тому, 
что лежит в зоне его собственных интеллектуальных 
возможностей», а потому нет оснований 
считать, что подражание не относится 
к интеллектуальным достижениям детей. 
Зона ближайшего развития гораздо существеннее 
определяет возможности ребенка, чем уровень 
его актуального развития. Два ребенка, 
имеющие одинаковый уровень актуального 
развития, но разную зону ближайшего развития, 
будут различаться в динамике умственного 
развития в ходе обучения. Различие зон 
ближайшего развития при одинаковом уровне 
актуального развития может быть связано 
с индивидуальными психофизиологическими 
различиями детей, а также наследственными 
факторами, определяющими скорость протекания 
процессов развития под влиянием обучения[3].                  
Обучение, соответствующее зоне ближайшего развития, все равно опирается на некоторый уровень актуального развития, который для нового этапа обучения будет являться низшим порогом обучения, а затем уже можно определить высший порог обучения, или зону ближайшего развития [4]. В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным. Школьные программы составлены таким образом, что они опираются на некий средний уровень актуального развития, которого достигает нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста [6]. Отсюда ясно, что эти программы не опираются на те психические функции, которые являются новообразованиями младшего школьного возраста и которые в работах Л. С. Выготского фигурировали как незрелые, что, тем не менее, не препятствовало ученикам обучаться письму, арифметике и т. д. Эти незрелые функции не являются тем низшим порогом, на который опираются школьные программы, и потому их незрелость не мешает обучению детей[3].
     Работы 
Л. И. Божович и Д. Б. Эльконина 
как раз и были посвящены выявлению 
того уровня актуального развития первоклассника, 
без которого невозможно успешное обучение 
в школе[14].  
1.2 Компоненты психологической готовности к школьному обучению
     На 
сегодняшний день практически общепризнано, 
что готовность к школьному обучению 
- многокомпонентное образование, которое 
требует комплексных 
Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка (личностная готовность), помогающая ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это – общественные мотивы поведения, т.е. усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
     Уже 
в дошкольном возрасте ребенок оказывается 
перед необходимостью преодоления 
возникающих трудностей и подчинения 
своих действий поставленной цели. Это 
приводит к тому, что он начинает сознательно 
контролировать себя, управлять своими 
внутренними и внешними действиями, своими 
познавательными процессами и поведением 
в целом. Это дает основание полагать, 
что уже в дошкольном возрасте возникает 
воля. Сначала взрослые с помощью слова 
регулируют поведение ребенка, потом, 
усваивая практически содержание требований 
взрослых, он постепенно начинает с помощью 
собственной речи регулировать свое поведение, 
делая тем самым существенный шаг вперед 
по пути волевого развития. После овладения 
речью слово становится для дошкольников, 
не только средством общения, но и средством 
организации поведения. 
Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, 
что появление волевого акта подготавливается 
предшествующим развитием произвольного 
поведения дошкольника[3]. 
           На протяжении 
дошкольного детства усложняется характер 
волевой сферы личности и изменяется ее 
удельный вес в общей структуре поведения, 
что проявляется главным образом, в возрастающем 
стремлении к преодолению трудностей. 
Развитие воли в этом возрасте тесно связано 
с изменением мотивов поведения, соподчинения 
им.
Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.
Информация о работе Диагностика психологической готовности к школе