Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:38, реферат
Феномен психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и др. сторонах общественной жизни, о том, «Что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно овладевать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Представление о времени, и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, - важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный срок. Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе систематическому усвоению знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы[5].
Еще одной стороной умственного развития, определяющей готовность ребенка к школе, является развитие его речи – владения умением связано, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.
Социально-
Л.С.Выготский
отмечал, что с переходом в
новый возрастной период происходят
серьезные изменения в
Трудно
сказать, какие из перечисленных
факторов психологической готовности
к школе являются более существенными,
а какие второстепенными. Степень
сформированности каждого из них у разных
детей разная. Но недостаточная сформированность
какого-либо одного компонента психологической
готовности влечет за собой отставание
или искажение в развитии других, так как
психологическая готовность к школьному
обучению является целостным образованием,
также это приводит ребенка к психологическим
трудностям и проблемам в адаптации к
школе.
Информация о работе Диагностика психологической готовности к школе