Диагностика психологической готовности к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 11:38, реферат

Краткое описание

Феномен психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития. Компоненты психологической готовности к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

Введение+ 1 глава.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

     Готовность  ребенка к школе в области  умственного развития включает несколько  взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас  знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и др. сторонах общественной жизни, о том, «Что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

     Ребенок, поступающий в школу, должен уметь  планомерно овладевать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Представление о времени, и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, - важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный срок. Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе систематическому усвоению знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы[5].

     Еще одной стороной умственного развития, определяющей готовность ребенка к  школе, является развитие его речи –  владения умением связано, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

     Социально-психологическая  готовность к школе означает наличие  таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения  с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему в совместной работе на уроке. Не все дети к этому готовы. Родителям необходимо наблюдать умеет ли их ребенок в процессе игры договариваться с другими детьми, согласует ли свои действия с правилами игры, а может он игнорирует партнера  по игре.

     Л.С.Выготский  отмечал, что с переходом в  новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении  ребенка к самому себе. Он «открывает»  свои переживания. Самооценка становиться  более объективной. Появляется тенденция к обоснованию своих оценок. Это важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, необъективное отношения к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе[3].

     Трудно  сказать, какие из перечисленных  факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень  сформированности каждого из них у разных детей разная. Но недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности влечет за собой отставание или искажение в развитии других, так как  психологическая готовность к школьному обучению является целостным образованием, также это приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе. 

Информация о работе Диагностика психологической готовности к школе