Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:29, реферат
Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительной системы возлагается на психологическую службу.
Главная задача специалистов данной службы - повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.
Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития психологической службы в воспитательной колонии для подростков
1. Проблема создания «психологических служб» в воспитательных колониях
1.1 Понятие «психологическая служба», «воспитательная колония для несовершеннолетних» стр.
1.2 Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления стр.
1.1 Причины обращения подростков в психологическую службу в воспитательных колониях стр.
2. Современное состояние психологических служб и их опыт решения проблем уголовно-исполнительной системы
2.1. История развития психологической службы в воспитательных колониях
стр.
2.2. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования стр.
2.3. Воспитательная работа с осужденными в карантинном отделении стр.
2.4.Воспитательная работа с осужденными в отряде (отделении) стр.
2.5. Подготовка осужденных к освобождению из воспитательной колонии или перевод в исправительную колонию стр.
3. Опыт работы психологических служб по реабилитации и ресоциализации подростков находящихся в воспитательной колонии
3.1. Использование канадского опыта в России стр.
3.2. проект «Дорога домой» стр.
3.3. региональная программа по Нижегородской области «Точка возврата»
Заключение стр.
Литература
В льготных условиях отбывания наказания находятся осужденные, готовящиеся к условно-досрочному освобождению. В это время они проживают, как правило, в общежитии за пределами ВК без охраны, но под надзором администрации. Полусвободный режим отбывания наказания позволяет разнообразить арсенал педагогических средств, форм и приемов работы с данной категорией лиц.
Подготовка осужденных к переводу в исправительные колонии (ИК).
Между тем далеко не для всех осужденных, поступивших для отбывания наказания в воспитательную колонию, лишение свободы заканчивается освобождением из воспитательной колонии. Значительная часть из них переводится для дальнейшего отбывания наказания в исправительные колонии, где отбывают наказание взрослые осужденные.
При подготовке к переводу в исправительную колонию должны решаться следующие задачи:
ознакомление осужденных с требованиями режима и условиями отбывания наказания в исправительной колонии, различиями между воспитательной колонией и ИК;
ознакомление с условиями, необходимыми для досрочного освобождения из исправительной колонии;
оказание помощи в выборе оптимальной модели поведения в ИК (во взаимоотношениях с администрацией, с другими осужденными, на производстве, в быту и т.д.).
Среди всех форм воспитания осужденных, готовящихся к переводу в исправительную колонию, следует выделить индивидуальную работу, но нельзя игнорировать и групповые формы работы (чтение писем осужденных, переведенных из ВК в ИК, обсуждение их содержания). При этом может оказаться полезным использование многотиражной печати, где публикуются разнообразные материалы о жизни исправительных учреждений области.
Особая роль в работе с этой категорией осужденных принадлежит психологам, которые каждому в индивидуальном порядке должны помочь определить модель поведения в исправительной колонии.
Результативность внедрения в практику деятельности воспитательных колоний Примерной программы воспитательной работы с осужденными зависит от многих факторов, но, прежде всего – от желания персонала воспитательной колонии помочь несовершеннолетним осужденным вернуться в общество полноправными гражданами, подготовленными к правопослушной жизни.
Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительной системы возлагается на психологическую службу.
Главная задача специалистов данной службы - повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.
Воздействие на осужденных без учета их индивидуальных социально-психологических особенностей порождает конфликтные ситуации, усиливает отрицательное влияние криминогенных факторов на личность в местах лишения свободы. Изучать личность осужденного необходимо в целях профилактики правонарушений. Зная прошлое и настоящее лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, анализируя их отношение к наказанию, режиму, трудовой деятельности, к окружающим людям, мы можем прогнозировать поведение осужденного, как во время отбывания наказания, так и после освобождения.
Первые должности психологов в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) начали вводиться еще в 70-е годы в воспитательных колониях, так как появилась необходимость в объективном профессиональном изучении личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, в разработке программ и методик дифференцированного воспитательного воздействия. Однако этап наибольшего развития психологической службы начался с конца 90-х годов. Он совпадает с передачей УИС из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции.
Психологическое обеспечение работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, включает: изучение осужденных в следственном изоляторе и карантине исправительных учреждений, разработку рекомендаций по индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц с психическими отклонениями, склонностью к суициду, членовредительству, проведение психокоррекционных и психопрофилактических мероприятий. Проводится психологическая диагностика осужденных при представлении их к условно-досрочному освобождению, при переводе в колонию-поселение, при предоставлении права передвижения без конвоя. В колониях проводится психологическая подготовка осужденных к освобождению. Сотрудники психологической службы всегда готовы оказать экстренную психологическую помощь осужденным при различных инцидентах. Благодаря работе психологической службы значительно улучшился психологический климат среди осужденных, уменьшилось количество конфликтов, нарушений дисциплины.
Психологи подразделений решают, прежде всего, практические задачи, их деятельность отличается высоким уровнем новизны, используемые психотехнологии носят наукоемкий характер. Однако используемые методы работы часто не стандартизированы и не адаптированы к условиям пенитенциарных учреждений. Основная масса специалистов в силу своей загруженности решением текущих задач не в состоянии сочетать научную и практическую деятельность. Их исследования носят разрозненный характер и их трудно объединить в единую систему.
В настоящее время психологи углубленно изучают психологические особенности следующих категорий осужденных: вновь прибывших в ИУ (в карантине), освобождающихся условно-досрочно, находящихся в местах лишения свободы более 5 и более 10 лет.
Психологическая служба УИС дает возможность расширить наши представления о психологических особенностях отдельных категорий осужденных, способах и особенностях работы с ними, позволяют повысить надежность использования диагностического материала, правильного подбора психокоррекционных мер воздействия. Надеемся, эти материалы будут полезны не только психологам, но и сотрудникам других служб УИС - начальникам отрядов, оперативным работникам, всем, кто осуществляет индивидуально-воспитательную и профилактическую работу с осужденными.
Исправить и перевоспитать преступника - значит осуществить глубинную личностную его перестройку, изменить его личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности.
Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по - разному действует на разных людей.
Исправление провинившейся личности не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо покаяние - самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения - раскаяния.
Исправить провинившуюся личность - значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушенную социальную ценность.
Пенитенциарное воздействие - воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения - лишь условие для принятия ею своих решений.
В силу определенных социально - исторических условий наше общество стало криминализироваться. Социальная дестабилизация отразилась и на деятельности тюрьмы. Исправительные учреждения (ИУ) перестали решать свою основную задачу - оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить преступные связи и установки, сформировать у осужденного систему социально - положительных связей.
«Работа делает человека хорошим» - таков простой тоталитарный принцип всей деятельности нашей исправительно - трудовой системы.
Для того чтобы современное ИУ стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого - педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного душеизлечения.
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие: психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции; разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации; осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий; всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций; разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация; организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности вовнутрегрупповых межличностных отношениях; широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения.
3. Опыт работы психологических служб по реабилитации и ресоциализации подростков находящихся в воспитательной колонии
3.1. Использование канадского опыта в России
В рамках общей криминальной ситуации в России проблема подростковой преступности занимает особое место. В 2007 г. 132 тыс. несовершеннолетних совершили уголовные преступления, при этом 38,1 тыс. на момент совершения преступления не достигли 16 лет [1]. Изучение последствий исполнения наказания в местах лишения свободы в различных странах привело к пониманию того факта, что для многих несовершеннолетних воспитательная колония становится не местом исправления, а, скорее, школой приобщения к жизни криминального мира. Кроме того, анализ детской и подростковой преступности свидетельствует о том, что причиной преступления часто является невозможность (наличие значительных трудностей) удовлетворения значимых потребностей некриминальным путем, и многие несовершеннолетние правонарушители сами являются жертвами жестокого обращения со стороны взрослых. Это привело к выделению правосудия несовершеннолетних из общего уголовного правосудия и образованию института ювенальной юстиции.
В Канаде отдельная система правосудия для молодежи действует с 1908 г. с момента принятия Закона «О несовершеннолетних преступниках». Этот подход получил свое дальнейшее развитие с принятием в 1984 г. Закона «О молодых преступниках» и в 2003 г. закона «О ювенальной юстиции». Эти правовые документы закрепили на законодательном уровне обязанность канадского общества «решать проблемы развития и учитывать потребности молодежи, чтобы помочь молодежи войти во взрослую жизнь» и определили в качестве основной цели ювенальной юстиции в Канаде реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетних правонарушителей [2]. При этом работа с молодежью группы риска не является исключительной прерогативой профессионалов, закон предусматривает обязательное участие в ней родителей, родных и близких правонарушителя, общественности и потерпевшей стороны. Такой подход делает молодежную преступность действительно общественным делом.
Ювенальная юстиция позволяет осуществлять действительно индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему правонарушителю, как в процессе судопроизводства, так и в процессе дальнейшей реализации решений суда, в том числе и в процессе исполнения наказания, вне зависимости от его формы и срока. Это позволяет варьировать уровень надзора и вмешательства в жизнь несовершеннолетнего правонарушителя. Целью такого вмешательства является предотвращение совершения несовершеннолетним повторного правонарушения и помощь в процессе его реабилитации и ресоциализации. Следовательно, критерием уровня надзора выступает величина риска совершения повторного преступления, которая определяется в процессе кейс-менеджмента. Кейс-менеджмент представляет собой «динамичный, хорошо скоординированный, целенаправленный и гибкий оценочный подход. Он включает весь комплекс услуг, имеющихся в окружении несовершеннолетнего, которые могут быть направлены на удовлетворение его потребностей в реабилитации и реинтеграции. Кейс-менеджмент является руководством для вмешательства, призванного уменьшить риск повторных правонарушений и обеспечить качественную заботу о подростке путем последовательного планирования, осуществления и прекращения предоставления услуг в рамках приговора суда по делам несовершеннолетних» [3].
В качестве основного инструмента для проведения кейс-менеджмента выступает метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними «Оценка риска и потребностей» (ОРП). Этот метод позволяет оценить именно те характеристики и потребности несовершеннолетнего, которые по результатам научных исследований непосредственно связаны с вероятностью повторных правонарушений. Использование ОРП и реализация его результатов осуществляются в соответствии с тремя принципами вмешательства [3].
Принцип риска устанавливает прямо пропорциональную зависимость между величиной риска совершения повторного правонарушения и интенсивностью надзора.
Принцип потребностей определяет соответствие оказываемых услуг криминогенным потребностям правонарушителя. Под криминогенными потребностями в данном контексте понимаются те потребности несовершеннолетнего, удовлетворение которых криминальным путем послужило причиной правонарушения. Изменение этого типа потребностей или формирование у подростка установки на их социально приемлемую реализацию и является целью реабилитации подростка.
Принцип реактивности подразумевает соответствие видов помощи индивидуальным склонностям, возможностям и жизненным обстоятельствам правонарушителя.
Использование ОРП позволяет не только определить степень риска совершения несовершеннолетним повторных правонарушений, но и выделить те потребности, удовлетворение которых будет способствовать его ресоциализации. ОРП рассматривает факторы риска криминальной активности несовершеннолетних, проявленные в следующих сферах:
Информация о работе Психологическая служба в воспитательной колоннии для группы подростков