Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:29, реферат
Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительной системы возлагается на психологическую службу.
Главная задача специалистов данной службы - повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.
Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития психологической службы в воспитательной колонии для подростков
1. Проблема создания «психологических служб» в воспитательных колониях
1.1 Понятие «психологическая служба», «воспитательная колония для несовершеннолетних» стр.
1.2 Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления стр.
1.1 Причины обращения подростков в психологическую службу в воспитательных колониях стр.
2. Современное состояние психологических служб и их опыт решения проблем уголовно-исполнительной системы
2.1. История развития психологической службы в воспитательных колониях
стр.
2.2. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования стр.
2.3. Воспитательная работа с осужденными в карантинном отделении стр.
2.4.Воспитательная работа с осужденными в отряде (отделении) стр.
2.5. Подготовка осужденных к освобождению из воспитательной колонии или перевод в исправительную колонию стр.
3. Опыт работы психологических служб по реабилитации и ресоциализации подростков находящихся в воспитательной колонии
3.1. Использование канадского опыта в России стр.
3.2. проект «Дорога домой» стр.
3.3. региональная программа по Нижегородской области «Точка возврата»
Заключение стр.
Литература
криминальный опыт (прошлые и настоящие правонарушения);
семейные обстоятельства;
образование и трудовая занятость;
отношения со сверстниками;
злоупотребление психоактивными веществами;
организация досуга;
личностные особенности;
социальные установки и ценности.
Этот перечень охватывает большую часть базовых и актуальных потребностей несовершеннолетних и позволяет оценить степень их удовлетворения, а также уровень криминальности способов их удовлетворения в прошлом. Неудовлетворение наиболее значимых потребностей, таких как потребности в пище, жилье, заботе и внимании со стороны взрослых, медицинском обслуживании, обучении и некоторых других, приводит к проблемам и трудностям в развитии ребенка, а затем и молодого человека, некоторые из которых уже не могут быть нивелированы полностью или восполнены в ходе дальнейшего развития. Зачастую именно эти проблемы являются причинами противоправного поведения несовершеннолетних и их необходимо учитывать, как при определении степени риска повторных правонарушений, так и при формировании реабилитационных программ. Вынесение криминального опыта подростка на первую позицию в рассмотрении указывает на первоочередное влияние этого фактора на риск совершения повторных правонарушений, прежде всего потому, что указывает на неслучайный характер данного правонарушения. Криминальный опыт подростка может свидетельствовать об отсутствии у него навыков и возможностей социально приемлемого удовлетворения потребностей (например, отсутствие образования и возможности найти работу) или о его действительной включенности в жизнь криминального мира, а значит, о наличии соответствующих установок и ценностей. Реальное положение дел в этом вопросе как раз и выясняется при помощи ОРП.
Кроме определения факторов, способствующих риску совершения повторных правонарушений, ОРП позволяет определить и классифицировать факторы, которые могут оказать помощь в процессе реабилитации и ресоциализации.
Этот инструмент может быть использован на различных стадиях работы с несовершеннолетними правонарушителями. В данном исследовании представлен опыт его использования в психокоррекционной и воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в Азовской воспитательной колонии (Ростовская область).
Первичное использование ОРП в воспитательной колонии производится при психодиагностическом обследовании воспитанников сразу после их поступления. В сочетании с результатами психодиагностического обследования это позволяет прогнозировать психологическую причину совершения преступления и риск повторных правонарушений в будущем. В качестве возможных психолого-социальных причин совершения преступления можно назвать следующие:
сознательные антисоциальные установки личности;
бессознательные или частично осознаваемые антисоциальные наклонности личности;
неравновесное психологическое состояние личности;
наличие акцентуированных криминально значимых свойств личности;
наличие актуальных личностных потребностей, удовлетворение которых некриминальным путем вызывает трудности.
Определение возможной психологической причины совершения преступления позволяет пенитенциарному психологу определить основное направление психокоррекционной работы, которая должна быть направлена именно на минимизацию факторов, послуживших причиной правонарушения. Наличие структурированной оценки степени удовлетворенности основных потребностей воспитанника позволяет определять направление проводимой с ним воспитательной работы и также должно учитываться при его обучении и профессиональной деятельности в условиях учреждения исполнения наказания.
Повторное обследование воспитанников с использованием ОРП осуществляется при наступлении срока подачи документов на условно-досрочное освобождение. В этом случае результаты обследования приобщаются к документам, направляемым в суд, и могут быть использованы при принятии судебного решения. При этом решение может быть принято не только в пользу защиты общества от криминально активных молодых людей, но и в пользу обеспечения возможности реализации базовых потребностей освобождающихся несовершеннолетних путем принятия необходимых частных определений суда.
3.2. проект «Дорога домой»
Цель проекта - ресоциализация и подготовка воспитанников колонии к освобождению В целях психо-коррекционной работы с родителями и осужденными подростками уже проводятся психологические тренинги, направленные на профилактику насилия и агрессии. Занятия пройдут 100% воспитанников. Кроме того, проект предусматривает занятия и с сотрудниками «общение без насилия».
Психологическая служба взаимодействует со многими организациями, такими как Реабилитационный центр по работе с наркозависимыми «Перекресток семи дорог», Правозащитная молодежная организация «ЮВЕНТА», областная общественная организация «Российский Красный Крест», Международная гуманитарная неправительственная организация СПИД Фонд «Восток-Запад». С высшими учебными заведениями осуществляется взаимное сотрудничество по вопросам обучения пенитенциарных психологов, студентам предоставляют места для практики. Кроме того, студенты психологических факультетов оказывают практическую помощь сотрудникам психологической службы, работая в качестве волонтеров.
3.3. Региональная программа по Нижегородской области «Точка возврата»
Цель программы - повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, посредством организации межведомственного непрерывного социально-правового патронажа и социального сопровождения, социализации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления.
Основные задачи программы: развитие и повышение доступности инфраструктуры региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; оптимизация межведомственной системы оперативного сбора, аккумуляции и учета информации о несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления, нуждающихся в различных видах помощи и контроля; организация межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из воспитательных колоний; развитие системы услуг, профилактических программ, в том числе с использованием потенциала общественного сектора, оказываемых несовершеннолетним, находящихся в конфликте с законом, а также лицам из числа несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из воспитательных колоний; развитие технологий и методик социализации, реабилитации и социального сопровождения различных категорий несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или оказавшихся в конфликте с законом, в контексте их социально девиантного поведения; повышение правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их родителей, эффективности индивидуальной профилактической работы и профилактических программ. создание системы методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Основные исполнители программы: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области; министерство социальной политики Нижегородской области; главное управление внутренних дел по Нижегородской области (по согласованию); главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (по согласованию); департамент по развитию спорта Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство внутренней политики Нижегородской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы); Нижегородский областной благотворительный Фонд «Дети-сироты» (по согласованию). Ожидаемые результаты программы: снижение числа преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними в Нижегородской области, с 12000 до 11280; снижение доли повторных преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений и правонарушений несовершеннолетних, с 18,5 до 14%; увеличение доли несовершеннолетних в конфликте с законом, охваченных программами межведомственного сопровождения, вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с 30 до 90%; увеличение доли несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний и охваченных программами межведомственного сопровождения, вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа несовершеннолетних освободившихся из воспитательных колоний Нижегородской области, с 10 до 90%; увеличение доли специалистов, прошедших обучение, повысивших квалификацию в рамках Программы, от общего числа специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений, с 35 до 95%. |
Заключение
Психологи-пенитенциаристы (М.Н. Гернет, В.Ф. Пирожков, Г.Ф. Хохряков и др.) отмечают следующее:
1. В связи с уголовным наказанием личность осужденного приобретает особое правовое положение, заключающееся в ограничении ее прав, но, как известно, любые ограничения и запреты порождают у осужденных стремление к их нарушению, активизируют в этом отношении их изобретательность и изощренность.
2. В условиях изоляции подросток приобретает и специфические обязанности, в рамках которых обычный для любого гражданина нравственные нормы приобретают правовой характер, а их нарушение влечет правовые последствия.
3. Факт социальной изоляции носит для личности стигматизирующий характер: приобретается социальный статус преступника или правонарушителя, который воспринимается как акт клейальной защиты, и индивидуализации мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступления. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление правонарушителя через покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создание перспективы для социальной адаптации.
Несмотря на сложившиеся в целом большие трудности в исправительно-исполнительной системе нашего государства, в ряде исправительных учреждений все же имеются успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и психологов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников формируются механизмы социально адаптированной групповой интеграции в сфере заключенных, создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающееся получением определенных льгот, создается перспектива будущего.
С введением в штаты ИУ должности психолога возможность квалифицированного и углубленного изучения личности осужденных существенно увеличивается. Это вполне естественно, так как психологи являются специалистами в сфере человеческих отношений, имеют фундаментальные знания о закономерностях поведения человека, владеют навыками проведения специальных психологических мероприятий. Объем работы, выполняемой сотрудниками психологической службы, постоянно увеличивается. Так, в 2003 г. психологами обследовано 587 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 г. Увеличивается удельный вес обследованных осужденных в карантине. В большинстве территориальных органов эту процедуру проходят все вновь прибывшие, но в среднем по России психодиагностическим обследованием в карантине охвачено всего 72 % осужденных. [Обзор материалов Всероссийского семинара начальников психологических служб УИС//Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. №5. С. 15-21.]. По мере увеличения численности психологов в исправительных учреждениях эта проблема будет решаться.
Благодаря работе психологической службы значительно улучшился психологический климат среди осужденных, и уменьшиться количество конфликтов, нарушений дисциплины
Литература
1. УК РФ
2. УИК РФ
3. ИТК РФ
4. Отчёт о состоянии воспитательной работе за первый квартал 2003г.
5. Ведомости уголовно-исполнительной системы 2002 №5.
6. Беляева А.И. «Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителейв России (Середина XIX века начало XX века)». Академия МВД России, Москва1995г, c.4-25.
7. «Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России(Середина XIX века начало XX века)». Академия МВД России, Москва 1995г..
8. Педагогика. / Под ред. В.К.Бабанокогр. М.: Просвещение, 1983, с. 45-65.
9. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980г., с53-62.
10. М.Г. Детков «Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930годов» Москва 1992г., с28-76.
11. «Криминология» учебник для ВУЗов под ред. А.И.Долговой. Москва 1997г.,с. 87-94.
12. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. А.И. Зубков, М.П. Стурова,Рязань 1993г., 265-278.
13. «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних», Москва. Издательство «Права человека» 2000г. Тюремная библиотека выпуск № 10., с 58-84.
14. «Психология основных средств исправления и рессоциализации осуждённых»Б.Б. Казак, А.И. Ушатиков, Рязань 2000г., с 35-67.
15. Кочетов А.И. Вопросы самообразования и самовоспитания, Рязань, 1975.,с 253-263.
16. Крупская Н.К. Пед. соч. Т. 3. И.: АПН РСФСР,~ 1958г., с 41-48.
17. Макаренко А.С., Соч. Т. 5. М.: АПН РСФСР, I960г.,с 56-65.
18. Макаренко А.С. Соч. Т. 5.М.: АШ РОХЗР,' 1958г., с 32-41.
19. «Характеристика осуждённых к лишению свободы» по материалам специальнойпереписи 1999 год. Том II. Под ред. А.С. Михлин., с 343-374.
Информация о работе Психологическая служба в воспитательной колоннии для группы подростков