Психологическая служба в воспитательной колоннии для группы подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:29, реферат

Краткое описание

Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительной системы возлагается на психологическую службу.
Главная задача специалистов данной службы - повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.

Оглавление

Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития психологической службы в воспитательной колонии для подростков
1. Проблема создания «психологических служб» в воспитательных колониях
1.1 Понятие «психологическая служба», «воспитательная колония для несовершеннолетних» стр.
1.2 Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления стр.
1.1 Причины обращения подростков в психологическую службу в воспитательных колониях стр.
2. Современное состояние психологических служб и их опыт решения проблем уголовно-исполнительной системы
2.1. История развития психологической службы в воспитательных колониях
стр.
2.2. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования стр.
2.3. Воспитательная работа с осужденными в карантинном отделении стр.
2.4.Воспитательная работа с осужденными в отряде (отделении) стр.
2.5. Подготовка осужденных к освобождению из воспитательной колонии или перевод в исправительную колонию стр.
3. Опыт работы психологических служб по реабилитации и ресоциализации подростков находящихся в воспитательной колонии
3.1. Использование канадского опыта в России стр.
3.2. проект «Дорога домой» стр.
3.3. региональная программа по Нижегородской области «Точка возврата»
Заключение стр.
Литература

Файлы: 1 файл

«Психологическая служба в воспитательной колонии для группы подростков».doc

— 311.00 Кб (Скачать)

 

Пребывание осужденного в отряде (отделении) – основной этап в процессе воспитательной работы с ним. В это время происходит либо психологический, нравственный «перелом» во внутреннем мире осужденного, либо продолжает развиваться и закрепляться в неблагоприятной педагогической среде мест лишения свободы отрицательный, криминальный опыт поведения.

Этот этап работы с осужденными является наиболее продолжительным.

В ходе его решаются следующие основные задачи:

         формирование установки на законопослушное поведение как в период пребывания в воспитательной колонии, так и после освобождения;

         формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин и других;

         приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии.

         Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:

         нравственное и правовое просвещение;

         включение осужденного в различные виды деятельности (трудовую, учебную, досуговую);

         включение осужденного в систему отношений и ответственной зависимости – участие в самодеятельных организациях, кружках и секциях по интересам, собраниях осужденных (отделенческих, отрядных, колонийских) и т.д.;

         обеспечение получения осужденными необходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей (гражданин, работник, семьянин и других);

         вооружение осужденного методикой самоконтроля.

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными в ВК, согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства, являются: нравственное, трудовое, правовое и физическое, хотя работа может проводиться и по другим направлениям с учетом сложившихся традиций и возможностей учреждения. Выделенные направления работы являются ведущими.

К методам воспитательного воздействия на осужденных принято относить: убеждение, приучение, поощрение, принуждение, пример, доверие. Все они реализуются с помощью разнообразных форм и приемов работы.

Направления воспитательной работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процессе нравственного воспитания формируется жизненная позиция, причем следует отметить, что именно отсутствие нравственных основ привело в свое время большинство несовершеннолетних к совершению преступления. Под нравственным воспитанием понимается процесс, направленный на формирование качеств личности, соответствующих нормам поведения человека в обществе, выражающихся в отношении к закону, труду, к окружающим, к самому себе, к своим поступкам.

Однако полученные знания о морали необходимо подкреплять реальным опытом отношений в различных сферах: учебе, труде, быту, во взаимодействиях с другими осужденными, сотрудниками колонии, родителями. Участвуя в общественно полезной деятельности, общаясь с окружающими, подростки выполняют различные функции, каждая из которых готовит их к определенным социальным ролям.

Трудовое воспитание осужденных тесно связано с нравственным.

Педагогически правильно организованное трудовое воспитание формирует у осужденных определенные моральные качества.

Трудовое воспитание представляет собой одно из направлений процесса подготовки осужденных к жизни после освобождения из ВК, достойному выполнению социальной роли работника. Осужденных необходимо ориентировать на то, чтобы в перспективе, после освобождения, они занимались полезным для общества делом, соответствующим их индивидуальным способностям и личностным особенностям. К этому надо себя готовить, находясь в колонии.

В условиях колонии задачами трудового воспитания осужденных являются:

         формирование у осужденных убежденности в необходимости труда;

         приобретение каждым подростком профессии, формирование разнообразных трудовых навыков, воспитание привычки трудиться;

         профессиональная ориентация на перспективу, определение профессии (специальности), соответствующей индивидуальным способностям и личностным особенностям осужденного, выбор путей, которые в дальнейшем могут помочь им в приобретении конкретной профессии (специальности).

В последнее время в воспитательных колониях появились объективные трудности в организации полноценного трудового воспитания осужденных. В силу неблагоприятно сложившихся экономических условий производственные предприятия находятся на уровне остановки, а некоторые из них прекратили свое существование. Время требует использования новых форм трудового воспитания, которые были бы адаптированы к современным экономическим условиям. Целесообразно организовать труд осужденных как в самой колонии, так и за ее пределами, например: прилегающих сельскохозяйственных объектах, лесничествах, стройках и т.п. К труду за пределами колонии можно привлекать осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях.

Организуя трудовое воспитание, необходимо учесть тот факт, что интересная работа (после освобождения) отмечается осужденными среди приоритетных ценностей. Интересной они, как правило, считают «чистую» и «высокооплачиваемую». В ряду предпочитаемых профессий указывается работа в торговой палатке, в автосервисе, шофером, фермером.

В организации трудового воспитания осужденных в ВК могут сложиться идеальные условия, если совпадут по крайней мере, три элемента: профессиональные интересы (желания осужденных); их личностные характеристики (особенности, предъявляемые к личности в области той или иной профессии); наконец, наличие возможностей в условиях колонии приобрести именно эту профессию (специальность). Как правило, третий элемент в практике деятельности колонии отсутствует. Поэтому, работая в области трудового воспитания, акцент должен делаться на решение перспективных, профориентированных задач, которые в полной мере воплотятся в жизнь лишь после освобождения. Но готовить осужденных к этому надо в воспитательной колонии.

Правовое воспитание в условиях ВК рассматривается как одно из основных направлений работы с осужденными. Оно предусматривает ознакомление осужденных с основами права.

Основными задачами правового воспитания являются:

         формирование понимания осужденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);

         формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление;

         изучение прав и обязанностей осужденных, осознание необходимости соблюдения режимных требований;

         воспитание привычки правопослушного поведения, сознания ответственности за свои поступки.

Содержание правового воспитания осужденных в ВК включает:

         разъяснение правовых норм, необходимости и полезности жить в соответствии с требованиями закона (например, в колонии – это дифференциация условий отбывания наказания от льготных до строгих в зависимости от поведения и отношения к труду и учебе);

         превращение правовых знаний в привычку поступать в соответствии с нормами права путем социально-ролевых тренингов.

При организации правового воспитания осужденных в ВК необходимо учитывать ряд особенностей.

Большинство правонарушителей характеризуется глубокой деформацией личности. Более половины осужденных даже после двухлетнего пребывания в колонии рассматривают факт совершения ими преступления как естественный выход из ситуации, в которой оказались, и не осознают морального и материального ущерба, причиненного ими, считая меру наказания несправедливой и слишком суровой.

Правовое воспитание в условиях колонии проводится в форме специальных занятий, бесед, лекций, юридических консультаций, викторин, встреч с работниками суда, прокуратуры, адвокатуры, органов внутренних дел, а также оформления уголков правовых знаний в отряде (отделении) и тренингов.

Физическое воспитание осужденных в ВК имеет своей целью физическое развитие подростков и снятие психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. Кроме того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических требований.

Организуя физическое воспитание в ВК, необходимо учитывать тот факт, что среди досуговых интересов осужденных спорт занимает ведущее место. Многие несовершеннолетние изъявляют желание заниматься в спортивных секциях. К занятиям физкультурой и спортом должны привлекаться все осужденные с учетом состояния их здоровья.

При подготовке и проведении физкультурно-спортивных мероприятий следует опираться на помощь актива из числа осужденных, привлекать представителей общественных объединений и родителей.

Доступными формами физического воспитания осужденных являются: утренняя зарядка, разнообразные спортивные соревнования (олимпиады), праздники, смотры-конкурсы, занятия в спортивных секциях. Эта система может быть дополнена следующими видами деятельности:

         ежедневным соблюдением осужденными санитарно-гигиенических требований;

         беседами и вечерами, посвященными пропаганде здорового образа жизни;

         участием осужденных в строительстве и оборудовании спортивных сооружений, изготовлении и ремонте спортивного инвентаря;

         изготовлением осужденными средств наглядной агитации с целью пропаганды спорта, здорового образа жизни, достижений отдельных осужденных и команд;

         организацией показательных выступлений по различным видам спорта, встреч со спортсменами и тренерами, ветеранами спорта, проведением спортивных викторин.

Перечисленные направления воспитательной работы, содержание, методы и формы ее проведения в разном объеме могут быть осуществлены с осужденными, отбывающими наказание в различных условиях. Наиболее полно – с осужденными, находящимися в обычных, облегченных и льготных условиях, и в уменьшенном объеме – с осужденными, находящимися в строгих условиях.

            

2.5. Подготовка осужденных к освобождению из воспитательной колонии или перевод в исправительную колонию

 

Благотворное влияние на решение задачи подготовки осужденных к освобождению и постепенной адаптации к условиям новой среды оказывают ежегодные оплачиваемые отпуска, предоставляемые им с выездом к родителям, предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников, посещение зрелищных и спортивных мероприятий за пределами ВК, длительные свидания с родственниками, телефонные переговоры.

Однако к освобождению осужденных необходимо готовить специально, направленно, за два-три месяца до этого.

Подготовка к освобождению рассчитана прежде всего на решение организационных и психологических задач, которые сводятся к бытовому и трудовому устройству освобождаемых и их психологической подготовке к освобождению (адекватному восприятию возможных трудностей в жизни и выбору путей их преодоления). Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической подготовки необходимо сделать все возможное для их снижения.

Реализация названных задач происходит, как правило, в рамках «школы» по подготовке к освобождению. Помимо коллективных лекций, бесед и консультаций с осужденными проводится индивидуальная работа: одним необходимо содействие в налаживании отношений с родителями, другим – оказание помощи в противодействии негативному влиянию ближайшего окружения и так далее.

Решая вопросы психологической подготовки осужденных к освобождению, на занятиях можно использовать педагогический прием морального выбора. Он заключается в том, что осужденному предлагается выбрать приемлемый для него способ поведения в той или иной ситуации, задаваемой руководителем занятий. Для этого подросток должен определить, с одной стороны, характер самой ситуации, с другой – выбрать способ поведения, соответствующий нравственным нормам.

В программу работы «школы» по подготовке осужденных к освобождению помимо традиционных занятий (лекций, бесед, консультаций) целесообразно включать поведенческие тренинги, посвященные разбору поведения человека в конкретных жизненных ситуациях, которые могут возникать у лиц, освободившихся из ВК. Применение индивидуального и группового поведенческого тренинга позволяет существенно повысить порог психологической устойчивости, способность ориентации в сложных ситуациях, научить выбору разумного выхода из них.

Поведенческие тренинги можно проводить в форме ситуационно-ролевых игр. Например, ситуации: «По дороге из колонии домой», «Первый день дома», «Отказ в приеме на работу» и т.д. На занятиях происходит имитация возможных ситуаций, обсуждение, выбор и закрепление разумных вариантов поведения. Каждому осужденному, готовящемуся к освобождению, можно предложить сыграть роль человека, только что оказавшегося на свободе. Эту роль поочередно исполняют все лица, готовящиеся к освобождению. Роли других участников ситуации (друзей, родителей, коллег по работе и т.д.) исполняют другие осужденные, а также руководители занятий (психолог, воспитатели, учителя).

Одно из условий успешного проведения занятий – обеспечение ролями всех участников тренинга (можно поочередно). Все осужденные должны быть активными участниками занятия, искать различные варианты поведения, обмениваться мнениями, объяснять, почему они поступили так, а не иначе. Руководитель занятий должен иметь набор типовых житейских ситуаций и варианты выхода из них. Конечно, нельзя застраховаться таким образом на все случаи жизни, но определенные стереотипы поведения и приемы психологической защиты могут быть выработаны.

Информация о работе Психологическая служба в воспитательной колоннии для группы подростков