Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:29, реферат
Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительной системы возлагается на психологическую службу.
Главная задача специалистов данной службы - повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.
Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития психологической службы в воспитательной колонии для подростков
1. Проблема создания «психологических служб» в воспитательных колониях
1.1 Понятие «психологическая служба», «воспитательная колония для несовершеннолетних» стр.
1.2 Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления стр.
1.1 Причины обращения подростков в психологическую службу в воспитательных колониях стр.
2. Современное состояние психологических служб и их опыт решения проблем уголовно-исполнительной системы
2.1. История развития психологической службы в воспитательных колониях
стр.
2.2. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования стр.
2.3. Воспитательная работа с осужденными в карантинном отделении стр.
2.4.Воспитательная работа с осужденными в отряде (отделении) стр.
2.5. Подготовка осужденных к освобождению из воспитательной колонии или перевод в исправительную колонию стр.
3. Опыт работы психологических служб по реабилитации и ресоциализации подростков находящихся в воспитательной колонии
3.1. Использование канадского опыта в России стр.
3.2. проект «Дорога домой» стр.
3.3. региональная программа по Нижегородской области «Точка возврата»
Заключение стр.
Литература
К марту 1931 года по существу была закончена работа по перестройке всех трудовых домов в школы ФЗУ НКЮ[9].
В школы ФЗУ НКЮ помещались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, постановлений других уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий правонарушителей Положение предусматривало несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые, открытые.
Работа школ ФЗУ строилась в органической связи со всей общественно-политической жизнью страны. Непосредственная связь с промышленными предприятиями, с коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое воспитание. Шефство рабочих коллективов, участие комсомола в работе школ как по линии культурного шефства, так и путем выделения лучших молодых рабочих на постоянную работу в школы и другие формы участия общественности в деятельности школ ФЗУ НКЮ помогали успешно решать их задачи.
Фабрики и заводы заключали со школами ФЗУ специальные договоры о подготовке высококвалифицированных рабочих требуемых специальностей. Уже в 1931 году из них было выпущено 500 молодых рабочих. По окончании школы ФЗУ бывшие правонарушители сразу попадали в здоровую среду заводских рабочих. Курс обучения в школах ФЗУ устанавливался в 2–2,5 года. Помимо занятий в школе подростки ежедневно работали на производстве от 4 до 6 часов, с учетом их возраста и состояния здоровья. В школах ФЗУ с сельскохозяйственным уклоном подростки приобретали профессии механиков, животноводов, садоводов, полеводов.
Школы ФЗУ получили всеобщее признание, они довольно быстро и повсеместно открывались. Так, в 1934 году в РСФСР их было 19, в УССР – 5, в БССР – 2[10]. Однако в связи с принятием закона от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», который устанавливал уголовную ответственность несовершеннолетних за определенную категорию преступлений с 12-летнего возраста, судебная практика пошла по линии более широкого применения к ним уголовного наказания, особенно лишения свободы. Возникла необходимость в расширении сети специальных учреждений для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Между тем дальнейшее расширение сети школ ФЗУ было связано с большими трудностями, так как по своему характеру они требовали высокой технической оснащенности и высококвалифицированных кадров специалистов. Встал вопрос о новом типе учреждений, которые можно было бы открыть во всех областях и республиках и в которых можно было бы содержать большее число осужденных.
Постановление СНК СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, это: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители.
До 1935 года несовершеннолетние правонарушители содержались в воспитательно-исправительных учреждениях различных типов: специальных детских домах, школах-коммунах, находившихся в ведении органов просвещения; трудовых домах и школах ФЗО особого типа в системе органов юстиции; трудовых коммунах и колониях в системе органов внутренних дел.
В этом же году было принято Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.
До 1935 года деятельность исправительных учреждений регламентировалась исправительным законодательством (ИТК РСФСР 1924 года и ИТК РСФСР 1933 года).
Согласно этому положению, в трудовых колониях содержались несовершеннолетние преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от 14 до 16 лет (п. 1). Несовершеннолетние же старшего возраста (16–18 лет), осужденные к лишению свободы, подлежали направлению в общие места заключения для взрослых преступников. Такая практика продолжалась до 1948 года (с перерывом с 1940 по 1942 год, когда в эти колонии направлялись все правонарушители в возрасте до 18 лет, подвергнутые лишению свободы).
Срок содержания в колонии не всегда зависел от срока, назначенного судебным приговором. Пребывание в этих колониях осужденных определялось не столько сроками наказания по приговору, сколько фактическим достижением цели перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя и обучения его определенной рабочей специальности. Поэтому практиковалось оставление несовершеннолетних в колонии до тех пор, пока они не будут подготовлены и самостоятельной трудовой жизни и не возникнет уверенность, что они не вернутся не путь преступлений.
Для руководства трудовыми колониями в системе НКВД был создан в 1935 году отдел трудовых колоний.
В период Великой Отечественной войны СНК СССР 15 июня 1943 года издал Постановление «Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством».
Их создание позволило более дифференцированно организовать содержание и воспитание разных категорий несовершеннолетних правонарушителей способствовало улучшению деятельности трудовых колоний для несовершеннолетних, куда стали определять лишь несовершеннолетних, лишенных свободы по приговорам суда. В 1948 году в трудовые колонии направляли всех несовершеннолетних до 18-летнего возраста, осужденных к лишению свободы.
В 1956 году были разработаны и приняты новые положения о детских трудовых колониях и детских воспитательных колониях. Трудовые колонии являлись исправительно-трудовыми учреждениями для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В трудовые колонии со строгим режимом направлялись несовершеннолетние, которые злостно нарушали режим или совершали преступления в местах лишения свободы.
Деятельность детских приемников-распределителей, детских воспитательных и трудовых колоний регламентировалась Положением о них, которое утверждалось НКВД-МВД СССР. В 1968 году оно было впервые утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР и ему был придан законодательный характер (Указ ПВС от 03.07.68).
Таким образом, была создана стройная система управления воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.
Образование такой системы сделало руководство этими учреждениями более оперативным, обеспечило условия для непосредственного контакта с управляемыми объектами, повысило ответственность за состояние дел в этих учреждениях, позволило сосредоточить внимание на наиболее важных проблемах, более правильно организовать процесс исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, придать этому процессу большую психолого-педагогическую направленность.
Вся деятельность колоний основывалась на идее гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия.
В колониях были созданы учебно-производственные мастерские, профессионально-технические училища, средние образовательные школы, необходимые условия для проведения политико-воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.
Они были открытыми учреждениями для посещения общественностью, шефами, родителями. В колониях были созданы попечительские советы и родительские комитеты. Ежегодно проводились общественные смотры, родительские конференции, совместные вечера отдыха воспитанников с шефами, спортивными соревнованиями, в том числе и за пределами колонии. Воспитанники выезжали на экскурсии, с концертами, с докладами рапортов о трудовых делах в другие колонии, принимали участие в оказании помощи совхозам и колхозам в посевной и уборочной кампании, работали на подсобном хозяйстве колонии по уходу за животными. Воспитанникам, успешно окончившим среднюю школу, твердо вставшим на путь исправления, разрешалось обучение на заочных отделениях в институтах и техникумах, выдавались золотые и серебренные медали. Хорошо было развито самоуправление воспитанников, детская символика.
Воспитательная работа с воспитанниками строилась на глубоком изучении и творческом использовании наследия А. Макаренко, достижений педагогической, психологической, криминологической и других наук. Именно в этот период в колониях был накоплен значительный потенциал интересных и содержательных форм воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, которые заслуживают изучения и использования в современных ВК.
В июле 1969 года в связи с принятием Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик воспитательно-трудовые колонии вошли в систему исправительно-трудовых учреждений. Отдел ВТК МВД СССР был лишен самостоятельности и стал в рамках ГУИТУ МВД СССР на правах структурного отдела. Из его ведения были изъяты такие важные для деятельности ВТК функции, как производственная и планово-финансовая деятельность, материально-техническое обеспечение, вопросы капитального строительства, оперативная работа и др. Эти функции были переданы в ведение других отделов Главка, интересы которых нередко обусловливали иной подход к решению того или иного общего для ВТК и ИТК вопроса.
Ликвидированы были соответствующие отделы (отделения) по руководству воспитательно-трудовыми колониями и в МВД-УВД.
Практика деятельности воспитательных колоний за период после их включения в общую уголовно-исполнительную систему показала, что такая структура управления исправительными учреждениями для несовершеннолетних страдала серьезными изъянами и не обеспечивала выполнение стоящих перед ними задач по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей.
Многие воспитательные колонии стали напоминать учреждения для взрослых, откуда были перенесены в их деятельности многие формы и методы работы. Произошло выхолащивание педагогической сути работы этих учреждений. Приоритет стал отдаваться производственной деятельности и ее результатам, которая отодвинула личность несовершеннолетнего на второй план. Эффективность работы воспитательно-трудовых колоний резко снизилась.
Такое положение сложилось в ВТК потому, что при существовавшей структуре управления они превратились во второстепенные учреждения, своего рода пасынков, которым всегда все доставалось в последнюю очередь – деньги, фонды, кадры и т.п. На местах их деятельность замыкалась на одном – двух инспекторах, многие из которых работу этих учреждений знал слабо. Что касается отделов и служб УИТУ, ОИТУ МВД, УВД, то они, как правило, «руководили» соответствующими линиями работы ВТК без учета их специфических особенностей, предусмотренных исправительно-трудовым законодательством, что крайне отрицательно сказывалось на их деятельности.
Влияние ОВТК ГУИД на эти отделы было опосредованным, поскольку они ему не были подчинены. Вследствие этих и других причин он не в состоянии был обеспечить высокий организационный и идейный уровень руководства деятельностью воспитательно-трудовыми колониями, оказания конкретной методической помощи их работникам.
Указом Президента Российской Федерации от 28.07.98 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение системы Министерства юстиции Российской Федерации» отдел воспитательных колоний в составе ГУИН также перешел в ведение Минюста России. При пересмотре структуры Главка его численность определена в количестве 6 сотрудников. В результате своей малочисленности отдел не в состоянии обеспечить в полном объеме руководство и контроль этими воспитательными учреждениями.
Следовательно, проблема управления воспитательными колониями является и на сегодня одной из самых злободневных, требует своего творческого переосмысления, с тем чтобы сделать ее более оптимальной и действенной. Речь, однако, должна идти не о проведении каких-либо волевых преобразований: история учит нас, насколько чревата негативными последствиями поспешная, порой ничем не обоснованная перестройка управления в той или иной отрасли хозяйствования. Но имеется твердое убеждение, что с учетом сложившегося положительного опыта систему управления деятельностью воспитательных колоний следует унифицировать и сделать более мобильной и эффективной.
На наш взгляд, суть перестройки работы ВК состоит в том, чтобы целенаправленная воспитательная работа и обучение в них приобрели доминирующее положение:
производство, режим, оперативно-розыскная деятельность должны быть подчинены этой главной задаче. Разумеется, производственные аспекты ни в коем случае не должны игнорироваться, поскольку перевоспитание происходит и в труде;
раскрепощение отношений с осужденными, изменение сути этих отношений, переход из системы бездумного подчинения в систему сотрудничества и взаимного доверия, преодоление отчуждения от позитивной среды и ценностей общества, в том числе закрепленных в законе. Личность осужденного должна быть в центре внимания;
чрезвычайно важно обеспечить открытость ВК, гласность в их деятельности и постоянное участие в ней общественности и общественных организаций в качестве стабильных факторов развития этих учреждений;
гуманизация исполнения наказания должна сочетаться с созданием оптимальных условий его отбывания на основе дифференциации осужденных не по признакам их пригодности к тому или иному виду труда, а с учетом их нравственной запущенности, общественной опасности, степени исправления и перевоспитания;
создание в ВК психологической службы, роль которой не может быть сведена к отдельным консультациям. Она обязана будет принимать участие в планировании и осуществлении воспитательной и индивидуальной работе с конкретными осужденными, с их участием должны составляться планы такой работы и вноситься в них изменения, разработка критериев оценки деятельности ВК;
обеспечение постпенитенциарной опеки и помощи освобожденным от наказания, поскольку возможность повторных преступлений зависит не только от эффективности деятельности работы ВК, но и от всех субъективных и объективных трудностей, с которыми сталкивается освобожденный по выходе на свободу;
Информация о работе Психологическая служба в воспитательной колоннии для группы подростков