Авторские модели психологической службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:07, доклад

Краткое описание

1. Фрагмент педагогической рефлексии жизни детского сада.
2. Авторская модель психологической службы санаторной школы интернат.

Файлы: 1 файл

Авторские модели психологической службы.docx

— 28.66 Кб (Скачать)

Авторские модели психологической службы

  1. Фрагмент педагогической рефлексии жизни детского сада.
  2. Авторская модель психологической службы санаторной школы интернат.

Положение о психологической  службе образования обозначает лишь основные направления профессиональной деятельности психолога. Это общее  в каждом конкретном учреждении образования  приобретает особенные черты  и становится уникальным в случаях  высокого уровня творчества и профессионального  мастерства психолога. Так возникают  имеющие свое лицо авторские модели психологической службы.

Любая авторская  модель школьной психологической службы предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Она должна быть нравственной и экологичной, т.е. культивировать право каждого ребенка на уникальность и неповторимость; опираться на профессиональное и личностное самосовершенствование психолога, его концепцию учреждения, которое создается всеми членами коллектива, взрослыми и детьми. Невозможно представить авторскую модель без конкретных примеров. Ниже представлены концепции современного детского сада и школы, разработанные практическими психологами, которые определяют стратегию психологической службы этих учреждений.

Концепция современного детского сада

Цель и задачи детского сада

Цель — свободное, естественное развитие ребенка. Ребенок, прежде всего, желает, затем чувствует, а потом сознает и размышляет.

Задачи:

·        обеспечение воспитания на основе индивидуального подхода здорового физически и психически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, обладающего сформировавшимся чувством собственного достоинства;

·        создание условий для постепенной безболезненной адаптации ребенка к новым социальным условиям;

·        реальная гуманизация воспитательной работы, превращающая программу обучения и воспитания ребенка в его собственное руководство к действию;

·        сохранение и укрепление здоровья детей.

Образ воспитанника

Воспитанник — развитый, здоровый, уверенный, инициативный ребенок.

Образ воспитателя

Воспитатель — это  особая профессиональная роль, заключающаяся  в принятии на себя ответственности  за условия, характер и перспективы  развития личности другого человека через приобщение его к миру культуры; за те изменения, которые воспитатель вносит в его систему взглядов, ценностей, личностных смыслов.

Функции воспитателя:

·        развивающая — гностическая, исследовательская, информационная;

·        конструктивно-организаторская;

·        координирующая;

·        коммуникативная;

·        материнская.

Модель образовательного процесса

Обучение проводится в зоне актуального и ближайшего развития ребенка на развивающих  занятиях по подгруппам. Форма их проведения достаточно свободная, они логически  и методически связаны. Ребенок  не объект, а субъект обучения и  воспитания.

Модель воспитательного  процесса

Воспитание осуществляется через игру, в которой малыши учатся обращаться с игрушкой, партнером, строить  диалог, взаимодействовать со сверстниками, играть по правилам.

Материально-техническая  база

Материально-технические  условия способствуют созданию дидактической  развивающей среды, экологически способствуют детскому возрасту.

Взаимоотношения

Воспитатель — администрация: доброжелательность, доверие, открытость, совместное обсуждение стратегии развития, уважение.

Воспитатель — воспитатель: доброжелательность, взаимопонимание, открытость, позитивная конкуренция, равноправие, уважение мнения коллеги.

Воспитатель — ребенок: доверие, открытость, принятие ребенка, уважение личности ребенка.

Отношения детского сада с социумом

Детский сад —  центр педагогической и психологической  помощи. Тесная связь с родителями поддерживается с помощью раз-

личных секций, работающих в выходные дни, со школой — через  проведение совместных педсоветов, взаимопосещения детей и педагогов, совместные праздники.

Управление и  организация жизнедеятельности

Управление построено  на демократических началах. Руководство (заведующая, методист, старшая медсестра, врач) работает в тесном контакте с  коллективом. Режим работы детского сада гибкий, т.е. основные режимные моменты  установлены, но могут варьироваться  для группы и индивидуально. В  выходные дни работают группа выходного  дня, театр-кафе, студии, ярмарки.

ФРАГМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

... В нашем детском  саду детям радостно жить, играть, дружить, общаться. Воспитатели испытывают  моральное и профессиональное  удовлетворение от своего труда  и отношений с детьми. Дети  из нашего необычного, «речевого»  детского сада поступают в  лицеи и гимназии с полной  ликвидацией дефектов речи и  успешно учатся. Для нас, педагогов,  важным является то, что они  прекрасно, адаптируются в новых  условиях, приносят с собой доброжелательность, открытость миру, любознательность.

... У детей появилась  свобода выбора, перемещения, общения,  которые ведут к развитию самостоятельности,  выработке внутренней позиции.

... Каждое утро  начинается спокойно, с улыбки. Происходит  новая встреча воспитателя с  ребенком, которой они взаимно  рады. У нас давно нет наказаний,  окриков, детских страхов и  истерик.

... В первой половине  дня дети расходятся по кабинетам  и занимаются со специалистами.  Каждый специалист, глубоко изучивший  программы детского сада, нашел  свою;«нишу» и принимает участие в развитии ребенка; он имеет свой кабинет и оборудование для работы с детьми.

... Много времени  дети проводят на воздухе, на  природе. Свободные игры во  второй половине дня, разнообразные  кружки и секции созданы для  развития способностей детей.

... В жизни*детей  есть события, которые эмоционально  насыщают ее. Таким событием для  нас всех является поездка  на дачу. К нему долго готовятся  и взрослые, и дети, его «со-проживают» и «со-переживают» все вместе.

... Игра для ребенка  — это его жизнь. У нас  она все время присутствует. Это  коллективная, творческая, сюжетно-ролевая  игра, которая продолжается целый  год. Принимая на себя игровые  роли, дети учатся быть Другими,  лучше, чем они есть сегодня,  учатся эмпатии, доброте, смелости, снисхождению.

... У нас принято  еженедельно устраивать праздники  достижений. Каж-ДЬ1й специалист  помогает каждому ребенку показать  свои продвижения,

Из опыта работы заведующей детским салом N° 15 г. Кургана  Л. И.Токаревой.

успехи, достижения. Это вносит в жизнь детей ощущение персональной значимости. Так происходит самоутверждение личности.

Самое главное достижение наших педагогов заключается  в том, что они научились любить: себя, друг друга, детей, свой детский  сад, свою работу.

Концепция современной школы

Цель и задачи школы

Цель — создание адаптивной модели школы, которая приспосабливает  педагогический процесс к реалиям  жизни, изменяющимся условиям социальной среды и развивает активные адаптивные способности ее субъектов: учителей и учащихся.

Задачи (социальный заказ): подготовка образованных, воспитанных, профессионально ориентированных, здоровых, социально зрелых людей.

Образ школы

1. Образ ученика-выпускника

Субъект с личностной и социальной значимостью, необходимым  комплексом знаний, умений и навыков  в различных сферах жизни, с разносторонним развитием и гуманитарной культурой, способный к адаптации в постоянно  меняющемся мире.

2. Образ учителя

Это личность, профессионал с гуманистическим мировоззрением и общей гуманитарной культурой. Он организует, контролирует, анализирует  и регулирует деятельность учащихся, создает благоприятные условия  для обучения и развития их личности.

Организация связана  с подготовкой учащихся к восприятию нового учебного материала с целью  выявления пробелов в знаниях  и установления логических связей в  учебном материале, регуляции учебно-познавательной деятельности и закрепления и  применения на практике полученных знаний.

Контроль предусматривает  обеспечение обратной связи, осведомляющей  о соответствии фактических результатов  поставленным целям.

Аналитическая деятельность учителя направлена на получение  целостной картины процесса обучения путем выделения его этапов и  выяснения того, каким образом  в результате взаимодействия учителя  и ученика происходит достижение целей учения и преподавания.

Регулирование направлено на изменение деятельности педагога и учащихся в случае отклонения фактических  результатов от планируемых.

3. Модель учебного  процесса

В адаптивной школе  работают следующие концептуальные идеи: совершенствование целостного образовательного процесса и со-

ставляющих его компонентов, гуманитар но-культурологически и подход, свободное развитие, творчество, рефлексивность. При этом выполняются условия:

1) разработана методология  диагностики обучаемости, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностного отношения к объектам окружающей действительности;

2) осуществляется  учебно-познавательная и профессиональная  ориентация учащихся;

3) реализуется оптимистическая  гипотеза деятельности педагогов;

4) образовательный  процесс корректируется в целях  преодоления учебных затруднений  школьников;

5) совершенствуются  традиционные и разрабатываются  или используются новые педагогические  технологии;

6) в процессе обучения  обеспечивается развитие личности, в частности ее субъектных  свойств.

4. Технология

I этап:

1) изучение индивидуально-типологических  и личностных особенностей школьников, их интересов и потребностей, склонностей и способностей;

2) исследование уровня  обученности и обучаемости школьников, характера их отношения к учению, мотивации и затруднений в учебной деятельности;

3) анализ состояния  образовательного процесса с  целью выяснения противоречий  в его содержании и организации  с учетом установленных потребностей  и интересов учащихся и в  соответствии с социальным заказом;

4) разработка концепции  адаптивной школы.

II этап: <

1) построение обобщенной  модели образовательного процесса;

2) разработка технологии  создания и реализации условий  эффективности образовательного  процесса в адаптивной школе;

3) поисковая и  опытно-экспериментальная работа  по проверке технологии.

III этап:

1) корректировка  технологии создания и реализации  условий эффективности образовательного  процесса в адаптивной школе;

2) анализ состояния  образовательного процесса в  адаптивной школе;

3) прогноз ожидаемых  результатов.

5. Модель воспитательного  процесса

Содержание предполагает выполнение пяти функций:

·        ориентационной — создание условий для профессионального самоопределения учащихся;

·        коррекционной — преодоление отставания, неуспеваемости, устранение нарушений учебной деятельности и связанных с ними недостатков в поведении школьников;

·        реабилитационной — восстановление уверенности школьников в своих возможностях, создание ситуации успеха;

·        стимулирующей — побуждение к разнообразным видам деятельности и предупреждение затруднений в образовательном процессе.

Технология:

·        оптимистический взгляд на возможности и способности каждого ученика в процессе личностно ориентированного и дифференцированного обучения;

·        разработка программ разноуровнего обучения;

·        предоставление возможности свободного выбора занятий по интересам;

·        включение учащихся в программы самовоспитания и самообразования;

·        создание условий для самовыражения и самореализации каждого ученика.

6. Образ отношений  внутри школы

Личность объявляется  высшей ценностью. Отношения внутри школы строятся на гуманистических  принципах взаимной ответственности  и взаимоуважения, субъект-субъектных взаимодействий.

7. Образ отношений  школы с социумом

Адаптивная школа  — социально-педагогическая открытая система, которая приспосабливается  к внутренним и внешним условиям, сама определяет для себя границы  взаимодействия с социумом, влияет на него, педагогизируя окружающую среду., и принимает влияния, сотрудничая с ней в воспитании детей.

8. Материально-техническая  база

Материальная база современной школы должна формироваться  из разных источников финансирования: бюджетного, спонсорского и доходов  от дополнительных образовательных  услуг, хозяйственной деятельности и рационального использования  оборудования самой школы. •

Оборудование школы  включает учебные, наглядные и технические  средства, игровое и спортивное оборудование, средства организации трудового  воспитания и творческой деятельности учащихся, а также медико-реабилитационное оборудование и оргтехнику.

9. Управление и  организация жизнедеятельности

В рамках школы созданы  полуавтономные центры, полностью отвечающие за отдельные разделы ее деятельности: консультативный, диспетчерский, научно-исследовательский, методический, учебной и профессиональной ориентации учащихся, организации жизнедеятельности  учащихся, общественного мнения и  информации и финансово-хозяйственный.

На основе концепции  образовательного учреждения и учитывая его специфику, психолог разрабатывает  конкретную модель психологической  службы.

Информация о работе Авторские модели психологической службы