Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:07, доклад
1. Фрагмент педагогической рефлексии жизни детского сада.
2. Авторская модель психологической службы санаторной школы интернат.
Авторские модели психологической службы
Положение о психологической службе образования обозначает лишь основные направления профессиональной деятельности психолога. Это общее в каждом конкретном учреждении образования приобретает особенные черты и становится уникальным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства психолога. Так возникают имеющие свое лицо авторские модели психологической службы.
Любая авторская модель школьной психологической службы предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность. Она должна быть нравственной и экологичной, т.е. культивировать право каждого ребенка на уникальность и неповторимость; опираться на профессиональное и личностное самосовершенствование психолога, его концепцию учреждения, которое создается всеми членами коллектива, взрослыми и детьми. Невозможно представить авторскую модель без конкретных примеров. Ниже представлены концепции современного детского сада и школы, разработанные практическими психологами, которые определяют стратегию психологической службы этих учреждений.
Концепция современного детского сада
Цель и задачи детского сада
Цель — свободное, естественное развитие ребенка. Ребенок, прежде всего, желает, затем чувствует, а потом сознает и размышляет.
Задачи:
· обеспечение воспитания на основе индивидуального подхода здорового физически и психически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, обладающего сформировавшимся чувством собственного достоинства;
· создание условий для постепенной безболезненной адаптации ребенка к новым социальным условиям;
· реальная гуманизация воспитательной работы, превращающая программу обучения и воспитания ребенка в его собственное руководство к действию;
· сохранение и укрепление здоровья детей.
Образ воспитанника
Воспитанник — развитый, здоровый, уверенный, инициативный ребенок.
Образ воспитателя
Воспитатель — это особая профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека через приобщение его к миру культуры; за те изменения, которые воспитатель вносит в его систему взглядов, ценностей, личностных смыслов.
Функции воспитателя:
· развивающая — гностическая, исследовательская, информационная;
· конструктивно-организаторская;
· координирующая;
· коммуникативная;
· материнская.
Модель образовательного процесса
Обучение проводится в зоне актуального и ближайшего развития ребенка на развивающих занятиях по подгруппам. Форма их проведения достаточно свободная, они логически и методически связаны. Ребенок не объект, а субъект обучения и воспитания.
Модель воспитательного процесса
Воспитание осуществляется через игру, в которой малыши учатся обращаться с игрушкой, партнером, строить диалог, взаимодействовать со сверстниками, играть по правилам.
Материально-техническая база
Материально-технические условия способствуют созданию дидактической развивающей среды, экологически способствуют детскому возрасту.
Взаимоотношения
Воспитатель — администрация: доброжелательность, доверие, открытость, совместное обсуждение стратегии развития, уважение.
Воспитатель — воспитатель: доброжелательность, взаимопонимание, открытость, позитивная конкуренция, равноправие, уважение мнения коллеги.
Воспитатель — ребенок: доверие, открытость, принятие ребенка, уважение личности ребенка.
Отношения детского сада с социумом
Детский сад — центр педагогической и психологической помощи. Тесная связь с родителями поддерживается с помощью раз-
личных секций, работающих в выходные дни, со школой — через проведение совместных педсоветов, взаимопосещения детей и педагогов, совместные праздники.
Управление и организация жизнедеятельности
Управление построено на демократических началах. Руководство (заведующая, методист, старшая медсестра, врач) работает в тесном контакте с коллективом. Режим работы детского сада гибкий, т.е. основные режимные моменты установлены, но могут варьироваться для группы и индивидуально. В выходные дни работают группа выходного дня, театр-кафе, студии, ярмарки.
ФРАГМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
... В нашем детском
саду детям радостно жить, играть,
дружить, общаться. Воспитатели испытывают
моральное и профессиональное
удовлетворение от своего
... У детей появилась
свобода выбора, перемещения, общения,
которые ведут к развитию
... Каждое утро начинается спокойно, с улыбки. Происходит новая встреча воспитателя с ребенком, которой они взаимно рады. У нас давно нет наказаний, окриков, детских страхов и истерик.
... В первой половине
дня дети расходятся по
... Много времени
дети проводят на воздухе, на
природе. Свободные игры во
второй половине дня,
... В жизни*детей
есть события, которые
... Игра для ребенка — это его жизнь. У нас она все время присутствует. Это коллективная, творческая, сюжетно-ролевая игра, которая продолжается целый год. Принимая на себя игровые роли, дети учатся быть Другими, лучше, чем они есть сегодня, учатся эмпатии, доброте, смелости, снисхождению.
... У нас принято
еженедельно устраивать
Из опыта работы заведующей детским салом N° 15 г. Кургана Л. И.Токаревой.
успехи, достижения. Это вносит в жизнь детей ощущение персональной значимости. Так происходит самоутверждение личности.
Самое главное достижение наших педагогов заключается в том, что они научились любить: себя, друг друга, детей, свой детский сад, свою работу.
Концепция современной школы
Цель и задачи школы
Цель — создание адаптивной модели школы, которая приспосабливает педагогический процесс к реалиям жизни, изменяющимся условиям социальной среды и развивает активные адаптивные способности ее субъектов: учителей и учащихся.
Задачи (социальный
заказ): подготовка образованных, воспитанных,
профессионально
Образ школы
1. Образ ученика-выпускника
Субъект с личностной
и социальной значимостью, необходимым
комплексом знаний, умений и навыков
в различных сферах жизни, с разносторонним
развитием и гуманитарной культурой,
способный к адаптации в
2. Образ учителя
Это личность, профессионал
с гуманистическим
Организация связана
с подготовкой учащихся к восприятию
нового учебного материала с целью
выявления пробелов в знаниях
и установления логических связей в
учебном материале, регуляции учебно-
Контроль предусматривает обеспечение обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов поставленным целям.
Аналитическая деятельность учителя направлена на получение целостной картины процесса обучения путем выделения его этапов и выяснения того, каким образом в результате взаимодействия учителя и ученика происходит достижение целей учения и преподавания.
Регулирование направлено на изменение деятельности педагога и учащихся в случае отклонения фактических результатов от планируемых.
3. Модель учебного процесса
В адаптивной школе работают следующие концептуальные идеи: совершенствование целостного образовательного процесса и со-
ставляющих его компонентов, гуманитар но-культурологически и подход, свободное развитие, творчество, рефлексивность. При этом выполняются условия:
1) разработана методология диагностики обучаемости, развитости учащихся, сформированности у них социально-ценностного отношения к объектам окружающей действительности;
2) осуществляется
учебно-познавательная и
3) реализуется оптимистическая
гипотеза деятельности
4) образовательный
процесс корректируется в
5) совершенствуются
традиционные и
6) в процессе обучения
обеспечивается развитие
4. Технология
I этап:
1) изучение индивидуально-
2) исследование уровня обученности и обучаемости школьников, характера их отношения к учению, мотивации и затруднений в учебной деятельности;
3) анализ состояния
образовательного процесса с
целью выяснения противоречий
в его содержании и
4) разработка концепции адаптивной школы.
II этап: <
1) построение обобщенной
модели образовательного
2) разработка технологии
создания и реализации условий
эффективности
3) поисковая и
опытно-экспериментальная
III этап:
1) корректировка
технологии создания и
2) анализ состояния образовательного процесса в адаптивной школе;
3) прогноз ожидаемых результатов.
5. Модель воспитательного процесса
Содержание предполагает выполнение пяти функций:
· ориентационной — создание условий для профессионального самоопределения учащихся;
· коррекционной — преодоление отставания, неуспеваемости, устранение нарушений учебной деятельности и связанных с ними недостатков в поведении школьников;
· реабилитационной — восстановление уверенности школьников в своих возможностях, создание ситуации успеха;
· стимулирующей — побуждение к разнообразным видам деятельности и предупреждение затруднений в образовательном процессе.
Технология:
· оптимистический взгляд на возможности и способности каждого ученика в процессе личностно ориентированного и дифференцированного обучения;
· разработка программ разноуровнего обучения;
· предоставление возможности свободного выбора занятий по интересам;
· включение учащихся в программы самовоспитания и самообразования;
· создание условий для самовыражения и самореализации каждого ученика.
6. Образ отношений внутри школы
Личность объявляется высшей ценностью. Отношения внутри школы строятся на гуманистических принципах взаимной ответственности и взаимоуважения, субъект-субъектных взаимодействий.
7. Образ отношений школы с социумом
Адаптивная школа — социально-педагогическая открытая система, которая приспосабливается к внутренним и внешним условиям, сама определяет для себя границы взаимодействия с социумом, влияет на него, педагогизируя окружающую среду., и принимает влияния, сотрудничая с ней в воспитании детей.
8. Материально-техническая база
Материальная база современной школы должна формироваться из разных источников финансирования: бюджетного, спонсорского и доходов от дополнительных образовательных услуг, хозяйственной деятельности и рационального использования оборудования самой школы. •
Оборудование школы
включает учебные, наглядные и технические
средства, игровое и спортивное оборудование,
средства организации трудового
воспитания и творческой деятельности
учащихся, а также медико-
9. Управление и организация жизнедеятельности
В рамках школы созданы полуавтономные центры, полностью отвечающие за отдельные разделы ее деятельности: консультативный, диспетчерский, научно-исследовательский, методический, учебной и профессиональной ориентации учащихся, организации жизнедеятельности учащихся, общественного мнения и информации и финансово-хозяйственный.
На основе концепции образовательного учреждения и учитывая его специфику, психолог разрабатывает конкретную модель психологической службы.