Психологическая служба в воспитательной колоннии для группы подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:29, реферат

Краткое описание

Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительной системы возлагается на психологическую службу.
Главная задача специалистов данной службы - повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.

Оглавление

Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития психологической службы в воспитательной колонии для подростков
1. Проблема создания «психологических служб» в воспитательных колониях
1.1 Понятие «психологическая служба», «воспитательная колония для несовершеннолетних» стр.
1.2 Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления стр.
1.1 Причины обращения подростков в психологическую службу в воспитательных колониях стр.
2. Современное состояние психологических служб и их опыт решения проблем уголовно-исполнительной системы
2.1. История развития психологической службы в воспитательных колониях
стр.
2.2. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования стр.
2.3. Воспитательная работа с осужденными в карантинном отделении стр.
2.4.Воспитательная работа с осужденными в отряде (отделении) стр.
2.5. Подготовка осужденных к освобождению из воспитательной колонии или перевод в исправительную колонию стр.
3. Опыт работы психологических служб по реабилитации и ресоциализации подростков находящихся в воспитательной колонии
3.1. Использование канадского опыта в России стр.
3.2. проект «Дорога домой» стр.
3.3. региональная программа по Нижегородской области «Точка возврата»
Заключение стр.
Литература

Файлы: 1 файл

«Психологическая служба в воспитательной колонии для группы подростков».doc

— 311.00 Кб (Скачать)

 

Таким образом, в результате пилотажного исследования можно сделать следующий вывод: 1) больше всего испытывают состояние одиночества криминальные подростки; 2) сила переживания состояния одиночества у криминальных подростков значительно выше по сравнению с девиантными подростками и подростками законопослушной группы; 3) частота переживания состояния одиночества примерно одинакова как у криминальных так и у девиантных подростков и значительно ниже у законопослушных.

Проведенное исследование показало, что диагностические возможности данной методики позволили четко выявить содержание одиночества и конкретные формы его проявления.

Оно заключается, в следующем: подростку не с кем поговорить, ему не хватает общения, его никто не понимает, нет человека, к которому он мог бы обратиться. Нет человека, который  разделил бы его интересы и идеи. Подростки отмечают свою покинутость, заброшенность, изолированность и отверженность другими людьми. Это чувство можно выразить одной фразой - “Люди вокруг меня, но не со мной”.

В. К. Краснушкин (1927 г.) отмечал, что без учета целостной личности человека, совершившего преступление, невозможно делать социальный прогноз отдельной личности и назначать соответствующую «социальную терапию». Наиболее целесообразным, по его мнению, для понимания механизма преступления является характерологическое изучение личности, исходя из преступной реакции ее как конфликтно-ключевого переживания. Он выделял три основных личностных типа среди совершающих преступления:

- шизотимный - наиболее частыми были преступления против личности;

- эпилептотимный - наиболее частыми были преступления против личности, подобные личности совершают наиболее тяжкие преступления. Он указывает на существование типов, склонных к асоциальному поведению, аффективной преступности (связь правонарушений со злобно-тоскливым настроением), бродяжничеству, и выделяет эксплозивно-эпилептоидный тип личности.  При этом чем в большей степени шизотимик анестетичен (с более выраженным дефицитом эмоциональной сферы), тем более «сознательно», спокойно и расчетливо, по заранее продуманному плану совершаются преступления, тем хуже оказывается криминальный прогноз личности

- циклотимный -  считается характерным простые имущественные преступления.

Все они соответствывают основным типам конституции – астенический, дигестивный (пикнический) и мускульный.

Н.И. Озерецкий в 43,1% случаев обнаружил личности с аномальным складом характера и выявил большое характерологическое разнообразие несовершеннолетних. В целях более эффективной «социальной» терапии автор рекомендовал разделение подростков на небольшие группы, в зависимости от определяющих черт характера.

Недооценка значимости клинико-психиатрического метода приводит к тому, что зачастую без должного дифференцирования в качестве личностных девиаций рассматриваются такие разрозненные формы психической патологии, как олигофрения, психопатия, алкоголизм, эпилепсия и т.п. Следует отметить, что клинико-психиатрическим методом изучаются в основном качественные характеристики личности, и он является в определенной степени субъективным. Для получения количественной информации о тех или иных параметрах психического состояния подростка и для большей объективности данных необходимо использование экспериментально-психологических методик. Наиболее адекватными из них и апробированными пенитенциарными психологами ВК являются: методика ММР1, СМОЛ, предназначенные для многостороннего исследования личности, диагностический опросник ПДО, дающий возможность определения патохарактерологических особенностей подростков, и тест МР1, выявляющий уровень невротизации (нестабильности) и степень интравертированности (замкнутость, отгороженность от окружающих, трудности социальных контактов). Данные сочетанного практического применения этих методик подтверждают высокую степень их объективности и возможность количественной обработки материала.

среди обследуемых в 40–45% случаев выявлялись лица с крайне узким кругом интересов, примитивностью мышления, отсутствием склонности к абстрактным построениям и обобщениям, бедностью рефлексии, со слабо выраженной социальной ориентацией и недостаточным осмыслением ситуации, снижением критики к окружающему и тенденциями к асоциальным поступкам.

При их диагностике необходимо учитывать большую вариабельность нормальных возрастных особенностей психики подростка, зависимость их от естественных фаз созревания. По данным В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикина (1980 г.), в становлении юношеской психопатии можно выделить три этапа: период начальных проявлений, который в основном исчерпывается элементарными возбудимыми, астеническими, истерическими и неустойчивыми формами поведения или реагирования, из которых в дальнейшем формируются все клинические типы психопатий; второй этап характеризуется постепенным формированием определенной клинической структуры психопатий и приходится на пубертатный возраст или период полового созревания; третий этап – период завершения формирования типа психопатий, происходящего к окончанию юношеского возраста.

Основной спектр психических девиаций несовершеннолетних осужденных представляется следующим образом: эпилептоидные (возбудимые), шизоидные (экспансивные, эмоционально тупые, сензитивные), гипертимные (с повышенной активностью), эмоционально-лабильные (неустойчивые, циклоидные, истероидные,), паранойяльные, психастенические, астеноневротические и смешанные.

Результаты исследования показали, что имеется определенная группа несовершеннолетних с типами психических аномалий, связанных с наибольшей криминогенной опасностью. К ним относятся подростки с патохарактерологическими особенностями эпилептоидного, шизоидного, гипертимного и паранойяльного типов. Такие лица совершают более тяжкие преступления, являются лидерами отрицательной направленности, нарушителями режима содержания, трудно поддаются воспитательному воздействию и психологической коррекции.

Эпилептоидный тип. Основными чертами таких подростков являются аффективная взрывчатость, склонность к возникновению злобно-тоскливого настроения с чувством внутренней раздраженности, недовольства окружающим (дисфории). Эти эпизоды возникают беспричинно или под влиянием незначительных ситуационных моментов и обычно сопровождаются актами агрессии, направленной вовне. Подобные состояния наиболее часто служат основой преступного поведения. Многим подросткам этого типа свойственны усиление инстинктивных влечений, ослабление контроля над собой, несдержанность. Хулиганские выходки таких подростков отличаются особой жестокостью и дерзостью, драки – причинением серьезных увечий. Часто выявляются такие черты, как мстительность, злопамятность. Эти лица долго помнят обиды, никогда не прощают обидчику, порой подолгу выжидают удобного момента для отмщения. В связи с этим совершаемые преступления против личности на первый взгляд, кажутся психологически непонятными, немотивированными, и лишь углубленное исследование их личности позволяет понять механизм преступления. Большинство подростков эпилептоидного круга в силу утраты контроля над своими влечениями склонны к злоупотреблению алкоголем, совершают преступления в нетрезвом состоянии. Пьянство чаще носит характер запойного, быстро возникают амнестические формы опьянения с полной утратой контроля над своими поступками. В группе сверстников такие подростки наиболее часто в силу своего физического превосходства, бесстрашия и безрассудства, эмоционального напора и аффективной несдержанности являются лидерами.

Шизоидный тип представляет сборную группу, разнящуюся по определенным признакам. Наиболее общими чертами этого типа являются внутренняя замкнутость, скрытность, отгороженность от окружающих. Особенности эмоциональной сферы проявляются в сочетании холодности, эмоционального отчуждения, отсутствии чувства сопереживания, неспособности вжиться в духовный мир других. Часто эти качества причудливо переплетаются с парадоксально повышенной чувствительностью, обидчивостью. С криминологической точки зрения наибольший интерес представляют экспансивно-шизоидные личности, а также эмоционально-тупые шизоиды.

Экспансивно-шизоидные. Это, как правило, подростки с явным преобладанием рассудочной деятельности над эмоционально-инстинктивной сферой. Это внешне холодные, не по возрасту рассудочные и рациональные юноши, у которых отсутствует игра эмоций, азарт. При внешней контактности и видимом общении, носящем крайне формальный, поверхностный характер, эти подростки остаются замкнутыми, несклонными делиться внутренними переживаниями. В силу их волевой направленности они занимают роль лидера, пользуются уважением сверстников. Преступления они, как правило, совершают в одиночку, тщательно планируют и взвешивают все обстоятельства. Холодный расчет и отсутствие эмоционального резонанса, неспособность оценивать душевные движения других делают совершаемые ими преступления особо циничными, злостными, поражающими своей расчетливостью. Их поведение в воспитательной колонии носит весьма своеобразный характер: при видимой отгороженности от окружающих они неуклонно стремятся к лидерству, всем своим видом и поведением подчеркивают превосходство над остальными; со слабыми подростками и лицами, оказывающими активное сопротивление, они жестоко и скрытно расправляются. Мерам воспитательного воздействия экспансивно-шизоидные личности поддаются с трудом. Формально соглашаясь с воспитателем, они остаются при своем мнении. По отношению к совершенному преступлению критическое отношение неполное, подростки считают себя правыми, свои поступки оправдывают различными доводами.

Эмоционально тупые шизоиды. Особенностью этой группы является выраженный дефицит эмоциональной сферы, часто сочетающийся с признаками умственной отсталости. У таких лиц отсутствует богатство внутренних переживаний, мышление, интересы крайне примитивны, нет склонности к абстрактным построениям. Как правило, обнаруживаются снижение критических способностей, отсутствие адекватного осмысления окружающей обстановки, явления психической и физической незрелости. Эти лица малоконтактны, замкнуты, их отгороженность обусловлена отсутствием внутренней потребности к общению. В группе сверстников такие подростки ведомы, подчиняемы, часто при совершении преступления являются «орудием» более сильных. Совершаемые ими преступления против личности отличаются излишней жестокостью и поражают своей немотивированной злобностью и цинизмом, отсутствием раскаяния в содеянном.

Следует подчеркнуть, что несовершеннолетние с шизоидным типом характера чаще совершают преступления против личности в одиночку или в качестве лидера группы. Направленность их волевых усилий часто не определяется интересами общества, идет вразрез с ними и диктуется малопонятными внутренними побуждениями, которые в случае их асоциальной направленности реализуются в криминальных поступках.

Гипертимный тип. Основные особенности его выражаются в постоянной активности, высоком жизненном тонусе, энергии, часто повышенном настроении. Такие подростки всегда оживлены, подвижны, разговорчивы, не дают перебить себя. В компании стараются заразить разговором, привлечь к себе внимание, отличаются находчивостью, остроумием, не терпят противоречий, стремятся к лидерству, стараются подчинить себе сверстников. Это, прежде всего, люди действия, легко возникающие идеи и желания требуют у них сиюминутной реализации. Они мало задумываются о последствиях своих поступков, поверхностны в суждениях, крайне опрометчивы, любят риск, азарт, легко поддаются асоциальным влияниям. У таких подростков инстинктивная сфера преобладает над рассудком, рано пробуждается половое влечение, склонность к алкоголизации. В силу вышеперечисленных особенностей подростки подобного типа легко совершают правонарушения. Как правило, преступления (изнасилования, грабежи, хулиганские действия) совершаются в группе, а такие лица являются лидерами. В колонии гипертимные личности сохраняют свой оптимизм, легко переносят условия режима, часто нарушают его. В беседе охотно дают обещание исправиться, формально понимают тяжесть содеянного, однако относятся к совершенному преступлению с излишней легкостью и беспечностью.

Паранояльный тип. Главной особенностью подростков, отнесенных к этому типу, является склонность к образованию сверхценных идей, которые, раз образовавшись, остаются стойкими с малой тенденцией к обратимости и оказывают значительное влияние на поведение. Хотя в общей массе несовершеннолетних осужденных их количество невелико (5–7%), однако, совершаемые ими преступления относятся к наиболее тяжким. У подростков встречаются следующие разновидности сверхценных образований:

1) сверхценная идея неполноценности или переоценки собственной личности;

2) синдром дисморфофобии (недовольство собственной внешностью, идеи мнимого уродства);

3) сверхценные привязанности или неприязнь;

4) идеи иных (чужих) родителей, иного происхождения;

5) сверхценные переживания обиды с упорной тенденцией реализации мести;

6) сверхценный страх после реальных событий (нападение, угроза жизни или изнасилования);

7) сверхценный характер увлечений. С криминальной точки зрения особую значимость имеют третья и пятая разновидности сверенных образований.

Развитию сверхценных идей способствуют определенные характерологические особенности: обычно это лица с односторонними интересами, недоверчивые и подозрительные, с повышенным самомнением и эгоцентричностью. Они склонны в каждом видеть недоброжелателя, часто угрюмы и злопамятны, грубы и бестактны. Подобные свойства их психики обусловливают застревание одних и тех же мыслей. Их настойчивость, перерастающая в упрямство, приводит к частым конфликтам, необоснованным домогательствам, борьбе с мнимыми врагами. Необходимо отметить, что сверхценные идеи в отличие от бредовых имеют достаточно жизненные обоснования, связь с реальными событиями, их содержание конкретно, однако теоретические построения и линия поведения вырастают из односторонне подмеченных фактов, ошибочных суждений. В колонии подобные подростки крайне трудно поддаются мерам воспитательного воздействия и при выраженных характерологических изменениях нуждаются в психологической и психиатрической коррекции.

Информация о работе Психологическая служба в воспитательной колоннии для группы подростков