Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:29, реферат
Современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбывания наказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительной системы возлагается на психологическую службу.
Главная задача специалистов данной службы - повышение эффективности исправительного воздействия на осужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использование человеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений между осужденными и личным составом.
Введение стр.
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития психологической службы в воспитательной колонии для подростков
1. Проблема создания «психологических служб» в воспитательных колониях
1.1 Понятие «психологическая служба», «воспитательная колония для несовершеннолетних» стр.
1.2 Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления стр.
1.1 Причины обращения подростков в психологическую службу в воспитательных колониях стр.
2. Современное состояние психологических служб и их опыт решения проблем уголовно-исполнительной системы
2.1. История развития психологической службы в воспитательных колониях
стр.
2.2. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования стр.
2.3. Воспитательная работа с осужденными в карантинном отделении стр.
2.4.Воспитательная работа с осужденными в отряде (отделении) стр.
2.5. Подготовка осужденных к освобождению из воспитательной колонии или перевод в исправительную колонию стр.
3. Опыт работы психологических служб по реабилитации и ресоциализации подростков находящихся в воспитательной колонии
3.1. Использование канадского опыта в России стр.
3.2. проект «Дорога домой» стр.
3.3. региональная программа по Нижегородской области «Точка возврата»
Заключение стр.
Литература
5. Просветительская - заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.
Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.
6. Исследовательская - направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.
Основные задачи психологической службы:
1. Постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;
2. Оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;
3. Психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;
4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-
5. Изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.
В настоящее время в связи со вступлением России в Совет Европы пенитенциарная система в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная современная пенитенциарная психология-наука о внутренних, психических механизмах самоорганизации личности.
1.3. Причины обращения подростков в психологическую службу в воспитательных колониях
1. Одиночество как психологический феномен коренным образом влияет на развитие личности подростка и его законопослушное поведение.
2. Возрастное одиночество является возрастным новообразованием, связанным с развитием личности и ее неадекватно возрастным обособлением.
3. Независимо от типа категорий учащихся, причин возникновения, одиночество имеет типичные черты по направлению и содержанию.
4. Непреодоленное состояние одиночества - верный путь ухода в преступную группу, где подростку гарантирована психологическая помощь и психологическая поддержка.
5. Важным условием профилактики одиночества является своевременная ее диагностика и оказание психологической поддержки. Особую роль в этом должна сыграть психологическая служба, создаваемая в школах, СпецПУ и воспитательных колониях.
Выявлены причины, механизмы, влияющие на возникновение подросткового одиночества. Раскрыты содержание и особенности одиночества у разных категорий подростков.
Доказано, что психологический механизм одиночества является ведущим фактором криминализации в подростковой среде
Полученные данные позволили создать теоретическую модель возникновения и динамики одиночества у подростков с различными характеристиками социального поведения в современных условиях и дать конкретное обоснование путей выхода из него: т.е. создать инструментарий для педагогов, воспитателей специальных школ в воспитательных колониях, родителей, использование, которого максимально помогает устранить состояние одиночества и активизировать процесс социальной адаптации подростка практическим психологом специальных учреждений:
1) научиться выявлять состояние одиночества, т.е. своевременно устанавливать кризисное состояние подростка, его причины и следствия;
2) принимать действенные профилактические меры, изменяющие поведение подростка.
При рассмотрении психологических особенностей подросткового возраста важное значение имеют основные характеристики ранних периодов, которые несут в себе возможность возникновения состояния одиночества.
Основные признаки возникновения одиночества: трудно завести друзей или сохранять дружеские отношения; смена школы или места жительства; когда друзья расходятся; неблагополучные отношения в семье, школе.
Начало подросткового периода знаменуется появлением свободного волеизъявления, обусловливающего изменение стиля поведения, которое получило название “реакция эмансипации”. Подростки претендуют на свою “субкультуру”, отвечающую их представлению об эстетических ценностях.
Основываясь на психологической характеристике личности правонарушителя, авторы (М. Алемаскин, Г. Бочкарев, Э. Дранищев, М. Зюбин, К. Игошев и др.) раскрыли индивидуально-психологические особенности личности подростков-правонарушителей. Дана их классификация в зависимости от степени психолого-педагогической, социальной запущенности и трудновоспитуемости, криминальной зараженности. Вскрыты интересы, склонности, потребности, идеалы, мировоззрение, положение в системе групповых и коллективных отношений, условия, причины и мотивы, побудившие подростков к совершению правонарушений.
Поведение человека представляет собой сложную систему его отношений с окружающими людьми. Отсутствие хорошего воспитания и культуры общения в раннем возрасте способствует формированию у ребенка отрицательных характерологических черт, что впоследствии ведет к его социальной дезадаптации, отчужденности, повышает риск девиантного поведения (Б. Братусь, П. Сидоров, В. Татенко, В. Гульдан, Н. Максимова и др.).
При анализе основных причин, ведущих к формированию одиночества в структуре личности подростка, особенно четко выступают недостатки, ошибки, просчеты семейного воспитания (И. Невский)
В формировании у детей чувства одиночества следует особенно подчеркнуть значение такой формы воспитания, как эмоциональное отвержение со стороны родителей, особенно матери. В данном случае подростки начинают искать эмоциональную поддержку у сверстников, в том числе в уличных компаниях. Трудные подростки - это чаше всего школьники с необъективной самооценкой. Самооценка выступает не только в роли регулятора отношений подростка с самим собой, но и как один из важнейших факторов, определяющих включаемость в группу.Таким образом можно сделать выводы:
1. Одиночество - состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации.
2. Провоцирующие проявления одиночества - психосоциальные основные источники: - старшие (мать, отец, семья, ближайшее окружение, учителя); - сверстники (классный коллектив, группа, друг, любимый человек); - общество, государство.
3. Между одиночеством и самооценкой существует взаимосвязь: низкая самооценка может выступать и как причина, и как следствие одиночества.
Для выявления состояния одиночества подросткам задавались два вопроса: 1) “Согласны ли Вы с утверждением: “Я чувствую, что я одинок?”; 2) “Как часто Вы испытываете состояние одиночества?”
Анализ полученных данных позволил выделить подростков, испытывающих состояние одиночества. Количественный состав одиноких подростков по названным выше категориям, которые в дальнейшем стали объектом.
Категории подростков | Количество испытуемых | Количество чел., испытывающих одиночество | Степень выраженности состояния одиночества | ||
высокая | средняя | низкая | |||
1 Законопослушные | 210 | 60 (29%) | 17(28%) | 30 (50° о) | 13 (22%) |
2.Девиантные | 200 | 100 (50° о) | 39 (39%) | 40 (40%) | 21 (21%) |
3 .Криминальные | 203 | 110(54%) | 53 (48%) | 52(47%) | 5(5%) |
Всего: | 613 | 270 (44%) | 109(40%) | 122(45%) | 39(15%) |
Это объясняется тем, что большая часть криминальных подростков находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Они как бы отстранены от общества и от малых социальных групп (семьи, друзей и т.д.). Это определяет своеобразную мотивацию силы переживания состояния одиночества у данной категории подростков состояния одиночества у подростков приведено в таблице
Количественное распределение подростков по частоте переживания одиночества (в абсолютных величинах и в %)
Категории подростков | Количество испытуемых | Из них испытывают состояние одиночества | ||
всегда | часто | иногда | ||
1. Законопослушные | 60 | 17(28%) | 32 (53%) | 11(19%) |
2. Девиантные | 100 | 40 (40%) | 48 (48%) | 12(12%) |
3. Криминальные | 110 | 39 (35%) | 59 (54%) | 12 (%) |
Всего | 270 | 96(36%) | 139(51%) | 35(13%) |
Информация о работе Психологическая служба в воспитательной колоннии для группы подростков