Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 03:31, реферат
Вот уже сто лет психоанализ самим фактом своего существования бросает вызов обычным представлением о науке и познании, заставляя предположить, что здесь мы имеем дело с совершенно особым феноменом. Общеизвестно, что Фрейд проводил параллель между психоанализом и работами Коперника и Дарвина. Во всех этих случаях, пояснял Фрейд, человеческому нарциссизму наносится рана. Человек считал себя центром Вселенной, царем творения, властелином собственной психики, а оказалось, что он живет на малозначительной планете, возникает случайно, в результате биологической эволюции, и не способен осознать даже собственного опыта.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ?
Соотношение психоанализа и философии
Раздел II. СУТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
Глава 2. МЕТАПСИХОЛОГИЯ
1. ТОПИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДУШЕВНЫХ ПРОЦЕССОВ
1. 1. Первая топика
1. 2. Вторая топика
2. Динамическое рассмотрение душевных процессов
3. Экономическое рассмотрение душевных процессов
Глава 3. ЗИГМУНД ФРЕЙД И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Раздел III. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Индивидуальная психология
Аналитическая психология
Эго-психология
Неофрейдизм
Экономическая гипотеза Фрейда тесно
связана с двумя другими
Подобным образом, психический конфликт как понятие динамики предполагает, по Фрейду, учет соотношения сил между влечениями, Я, Сверх-Я.
Глава 3. ЗИГМУНД ФРЕЙД И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Чтобы лучше понять суть психоанализа, необходимо проследить историю его становления, которая неотделима от биографии основателя.
Основателем психоанализа был Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд (1856-1939).
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге (в то время находившимся в Австро-Венгрии, ныне Пршибор, Чехия) в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Он окончил гимназию в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет.
Обучаясь в университете, Фрейд вошел в студенческий союз по изучению истории, политики, философии (это в дальнейшем сказалось на его концепциях культуры). Но особый интерес для него представляли естественные науки, достижения которых произвели в середине прошлого века настоящую революцию в умах, заложив фундамент современного знания об организме, о живой природе.
В великих открытиях этой эпохи — законе сохранения энергии и установленном Дарвином законе эволюции органического мира — черпал Фрейд убеждение о том, что научное знание есть знание причин явлений под строгим контролем опыта. На оба закона опирался Фрейд, когда перешел впоследствии к изучению человеческого поведения. Организм он предоставлял как своего рода аппарат, заряженный энергией, которая разряжается либо в нормальных, либо в патологических реакциях.
В отличие от физических аппаратов,
организм является продуктом эволюции
всего человеческого рода и жизни
отдельного индивида. Эти принципы
распространились на психику. Она также
рассматривалась, во-первых, под углом
зрения энергетических ресурсов личности,
служащих “горючим” ее действий и
переживаний, во-вторых, под углом
зрения развития этой личности, несущей
память и о детстве всего
Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдающие истерией. Применяя легкий гипноз, Брейер и Фрейд просили своих пациенток рассказывать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснилось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и “выговориться”, симптомы хотя бы на время исчезали. Такой эффект Брейер назвал древнегреческим словом “катарсис” (очищение), означающим очищение души восприятием произведений искусства. За понятием о катарсисе крылась гипотеза, что больной прежде испытывал напряженное, аффектно окрашенное влечение к какому-либо действию. Симптомы (страхи, спазмы и т.д.) символически замещают это нереализованное, но желаемое действие. Энергия влечения разряжается в извращенной форме, как бы “застревая” в органах, которые начинают работать ненормально. Поэтому предполагалось, что главная задача врача — заставить больного вновь пережить подавленное влечение и тем самым придать нервно-психической энергии другое направление, а именно — перевести ее в русло катарсиса, разрядить подавленное влечение в рассказе врачу о нем. В этой версии о травмировавших больного и потом вытесненных из сознания, аффектно окрашенных воспоминаниях, избавление от которых дает лечебный эффект (исчезают расстройства движения, восстанавливается чувственность и т.д.), содержался зародыш будущего психоанализа Фрейда. Прежде всего, в этих клинических исследованиях, “прорезалась” идея, к которой неизменно возвращался Фрейд. На передний план отчетливо выступали конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми, но нарушающими нормальный ход поведения психическими состояниями. О том, что за порогом сознания теснятся былые впечатления, воспоминания, представления, способные влиять на его работу, давно было известно философам и психологам. Новые моменты, на которых задержалась мысль Брейера и Фрейда, касались, во-первых, сопротивления, которое сознание оказывает неосознанному, в результате чего и возникают заболевания органов чувств и движений (вплоть до временного паралича), во-вторых, обращения к средствам, позволяющим снять это сопротивление, сначала — к гипнозу, а затем — к свободным ассоциациям. Гипноз ослаблял контроль сознания, а порой и совсем снимал его. Это облегчало загипнотизированному пациенту решение задачи, которую Брейер и Фрейд ставили, — “излить душу” в рассказе о вытесненных из сознания переживаниях.
Для лучшего освоения гипноза Фрейд на несколько месяцев съездил в Париж к знаменитому Шарко, “Наполеону неврозов”, где сопровождал знаменитость вместе с большой толпой практикантов. Случай помог Фрейду сблизиться с Шарко, к которому он обратился с предложением перевести его лекции на немецкий. В этих лекциях утверждалось, что причину истерии, как и любых других заболеваний, следует искать только в физиологии, в нарушении нормальной работы организма, нервной системы. В одной из бесед с Фрейдом Шарко заметил, что источник странностей в поведении невротика таится в особенности его половой жизни. Это наблюдение запало в голову Фрейда, тем более что и он сам, да и другие врачи сталкивались с зависимостью нервных заболеваний от сексуальных факторов. Через несколько лет Фрейд выдвинул постулат (названный впоследствии “пансексуализмом”), придавший всем его последующим концепциям, каких бы психологических проблем они не касались, особую окраску и навсегда соединивший его имя с идеей всесилия сексуальности во всех человеческих делах.
Ряд своих постулатов Фрейд оценивал как незыблемые (такие, как Эдипов комплекс, страх кастрации у мальчиков и т.п.).
Эдипов комплекс — характерная, по мнению Фрейда, установка ребенка по отношению к родителям, которая складывается в фаллической фазе сексуального развития примерно между 3 и 4 годами. Назван по имени героя древнегреческой легенды царя Эдипа, который, не зная того, убил собственного отца и женился на собственной матери. Для мальчика обычно характерен позитивный Эдипов комплекс (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). Может развиться, однако, и негативный (обратный) Эдипов комплекс — любовь к отцу и ненависть к матери. Зачастую обе формы сочетаются (так называемый полный Эдипов комплекс) и возникает амбивалентная установка по отношению к родителям. (У девочки аналогичный комплекс (любовь к отцу и ненависть к матери) и обратный к нему называется комплексом Электры. Этот термин введен К. Г. Юнгом и не был поддержан Фрейдом. С точки зрения Фрейда, у девочки комплекс Эдипа имеет свои особенности — ведь в начальный этап жизни мать играет главную роль для младенцев обеих полов).
Кастрационный комплекс — комплекс, возникающий у ребенка в тесной связи с детским сексуальным развитием (сексуальными исследованиями детей и детскими сексуальными теориями). Основным проявлением комплекса кастрации у мальчиков является возникающий под влиянием мнимых или реальных угроз со стороны взрослых страх потерять свой половой орган в качестве наказания за детский онанизм. У девочки кастрационный комплекс состоит в своеобразном, появляющимся после открытия различных полов, сплаве чувств страха и зависти к мужскому половому органу, определенных сексуальных фантазий и т.п.
С подобными феноменами Фрейд встречался в своей клинической практике. Фрейду представилось, что он здесь имеет дело не с симптомами, наблюдаемыми у отдельных лиц, страдающих психоневротическими расстройствами, а с проявлением глубинных начал человеческой природы. И сколько бы возражений ни выдвигалось против этих догм психоанализа, его создатель оставался поразительно слеп к любой критике. Заметив (и здесь он не был одинок, многие врачи до Фрейда писали об этом) сексуальную этиологию неврозов у своих пациентов, Фрейд отождествлял любые скрытые от сознания вожделения человека с сексуальными. Этим он и взбудоражил интеллектуальный мир.
Нетрудно понять, что упор на сексуальный
фактор сам по себе не мог произвести
революцию в психологии, радикально
изменить систему понятий этой науки.
Ведь действие этого фактора легко
объяснить чисто
Не сразу молодые
Брейер и Фрейд пришли в клинику после нескольких лет работы в физиологической лаборатории. Оба были естествоиспытателями до мозга костей и, прежде, чем занялись медициной, уже приобрели известность своими открытиями в области физиологии нервной системы. Поэтому и в своей медицинской практике они, в отличие от обычных врачей-эмпириков, руководствовались теоретическими идеями передовой физиологии. В это время нервная система рассматривалась как энергетическая машина. Брейер и Фрейд мыслили в терминах нервной энергии. Они предполагали, что ее баланс в организме нарушается при неврозе (истерии), возвращаясь к нормальному уровню благодаря разряду этой энергии, каким является катарсис. Будучи блестящим знатоком строения нервной системы, ее клеток и волокон, которые годами изучал с помощью скальпеля и микроскопа, Фрейд предпринял отважную попытку набросать теоретическую схему процессов, происходящих в нервной системе, когда ее энергия не находит нормального выхода, а разряжается на путях, ведущих к нарушению работы органов зрения, слуха, мышечного аппарата и другим симптомам болезни. Сохранились записи с изложением этой схемы, получившей уже в наше время высокую оценку физиологов. Но Фрейд испытывал крайнюю неудовлетворенность своим проектом (он известен как “Проект научной психологии”). Фрейд вскоре расстался и с ним, и с физиологией, которой он отдал годы напряженного труда. Это вовсе не означает, что он с тех пор считал обращение к физиологии бессмысленным. Напротив, Фрейд полагал, что со временем знания о нервной системе шагнут столь далеко, что для его психологических представлений будет найден достойный физиологический эквивалент. Но на современную ему физиологию, как показали его мучительные раздумья над “Проектом научной психологии”, рассчитывать не приходилось. Он не предполагал, что через два десятилетия Павлов откроет в лабораторном эксперименте простейший физиологический механизм невротической реакции (причем на саму идею данного эксперимента Павлова натолкнуло чтение одной из работ Фрейда).
Попытки вывести психику из работы
“нервной машины” Фрейду не удались.
Но и современные ему
Работа в клинике требовала применения методических средств, позволяющих проникнуть в скрытые от сознания пласты. На первых порах главным и единственным орудием был гипноз. Фрейд не владел им столь мастерски, как Брейер. Неудовлетворенность гипнозом побудила его искать другие средства.
На одно из них Фрейда натолкнул феномен, приобретший в дальнейшем в психоанализе особое значение под именем “трансфера” (перенесения). Общение врача с пациентом приобретало особую эмоциональную окраску, когда этот пациент переносил свои неизжитые бессознательные желания, сохранившиеся с детских лет и некогда испытываемые по отношению к родителям, на личность самого врача. Фрейд (в отличие от Брейера, открывшего трансфер) подвергнул это явление изучению, увидел в нем способ разъяснить больному истинные причины его невроза, не применяя гипноз, и, таким образом, довести до сознания больного смысл его переживаний, помочь тем самым их изжить, освободиться от них (благодаря тому, что стал понимать, что же его мучает).
Еще одним из терапевтических средств, применяемых Фрейдом, был метод свободных ассоциаций. Этот метод был разработан К. Г. Юнгом (совместно с З. Фрейдом).
Пациенту предлагалось, находясь в расслабленном состоянии (обычно лежа на кушетке), непринужденно говорить обо всем, что ему приходит в голову, “выплеснуть” свои ассоциации, какими бы странными возникающие мысли ни казались. В тех случаях, когда пациент испытывал замешательство, начинал запинаться, повторял несколько раз одно и то же слово, жаловался на то, что не в состоянии припомнить что-либо, Фрейд останавливал на этих реакциях свое внимание, предполагая, что в данном случае его больной, сам того не подозревая, сопротивляется некоторым своим тайным мыслям, притом сопротивляется не умышленно, а несознательно. Для этого должны были быть какие-то причины особой, “тормозящей” активности психики. Этот незримый, неосознаваемый субъектом цензор бдительно следит за тем, что происходит в сознании, пропуская в него или не пропуская различные мысли и представления. Метод свободных ассоциаций помогает субъекту при помощи психотерапевта осознать свои влечения, хотя и подавленные, но продолжающие “взрывать” поведение, влиять на его ход. На понятие о влечении (потребности, мотиве, побуждении) как моторе и “горючем” всех действий, мыслей, переживаний человека и сосредоточилась напряженная творческая работа Фрейда на протяжении десятилетий. Используя понятия об энергии и инстинкте, взятых из физики и биологии, Фрейд вкладывает в них свое понимание. Фрейд придает термину “энергия” значение психологического “заряда”, служащего источником влечения. Этот “заряд” изначально заложен в организме и в этом смысле подобен инстинкту. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведением, — инстинкт самосохранения, без которого живая система рухнула бы, и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Именно этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в его теперь уже не биологической, а психологической теории на царственное место и окрашен именем либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. (См. главу 1 “Основные положения и принципы”, а также главу 2 “Метапсихология”, п. 1. 1. “Первая топика”).