Психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 392.37 Кб (Скачать)

Психоанализ

 

Зи́гмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог.

 

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который  оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.

Известно, что главным  регулятором человеческого поведения  служит сознание. Фрейд открыл, что  за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться  причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств  избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Не ограничившись изучением  и лечением невропатов, упорной работой  по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую  переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах  Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни  убеждены, что "психология - это и  есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу. Не сразу молодые невропатологи Брейер и Фрейд произвели выбор. Совместно они подготовили книгу "Исследования истерии". Она вышла в 1895 г. Иногда ее оценивают как первую главу в истории созданного Фрейдом психоанализа. На одно из них Фрейда натолкнул феномен, приобретший в дальнейшем в психоанализе особое значение под именем "трансфера"(перенесения). Общение врача с пациентом приобретало особую эмоциональную окраску, когда этот пациент переносил свои неизжитые бессознательные желания, сохранявшиеся с детских лет, на личность самого врача. Фрейд установил этот факт, наблюдая за одной из пациенток доктора Брейера, которая стала выражать по отношению к последнему чувства страха, любви и другие, некогда испытываемые по отношению к родителям. Брейера это привело в смятение, и он отказался от дальнейшей терапии. Фрейд же, подвергнув это явление изучению, увидел в нем способ разъяснить больному истинные причины его невроза. Установив перенос бессознательных детских влечений с тех лиц, которые некогда их вызывали, на терапевта, последний мог обнажить смысл этих переживаний, довести их до сознания больного, помочь тем самым их изжить, освободиться от них (благодаря тому, что стал понимать, что же его мучает).

Трансфер, вслед за гипнозом, выступил как еще один способ проникновения  в область подавленных, вытесненных  влечений. Но главным терапевтическим  средством, изобретенным Фрейдом и  ставшим на многие годы "основой  основ" его психоанализа, стали  так называемые "свободные ассоциации". Понятие "ассоциации"- одно из древнейших в психологии. Его можно встретить (как и понятие о катарсисе) у Платона и Аристотеля. Подобно  тому, как ствол дерева, развиваясь, обрастает новыми кольцами, эти понятия, передавая от эпохи к эпохе  мудрость веков, обогащались новым  содержанием. Закон образования  ассоциаций веками считался главным  законом психологии. Он гласил, что  если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечет за собой осознание другого. Порвав с Брейером, Фрейд, наряду с тремя испытанными им методами лечения истерии (гипнозом, анализом трансфера и свободных ассоциаций), решил испытать психоанализ с целью выявить причины собственных душевных конфликтов и невротических состояний. Конечно, ни один из прежних методов для этого не был пригоден. И тогда он обратился к изучению собственных сновидений, результаты которого изложил в уже упоминавшейся книге "Толкование сновидений" (1900 г.). Ее он неизменно считал своим главным трудом, хотя того пансексуализма, с которым обычно связывается имя Фрейда, в ней нет. На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял чувство вины у неврастеников влиянием сверх-Я. С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший теперь большое место в психоанализе. Различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного Оно (ид) и со стороны сверх-Я (супер-эго). Соответственно задача психоанализа усматривалась в том, чтобы освободить Я (эго) от различных форм давления на него и увеличить его силу (отсюда понятие о "силе Я"). От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов"- вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности и т. д. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие  о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Правда, вводя этот фактор и ориентируясь на него как на главную опору в психотерапевтической процедуре избавления субъекта от невроза, Фрейд не отступал от своего давнего сравнения отношения Я к Оно с отношением всадника к своей лошади.

Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung [ˈkarl ˈgʊstaf ˈjʊŋ]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга, разделяемых по установке (экстравертные и интровертные) и по сочетанию функций (мышления, чувства, ощущения и интуиции. На типологии Юнга основываются более развёрнутая Типология Майерс — Бриггс и классификация психотипов в соционике.

Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Карл Юнг в отличие от Фрейда отвергает пан-сексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а психическая энергия как таковая. Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные душевные побуждения или силы, энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений. Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая, однако, не творится человеческим индивидуумом по его усмотрению, а, напротив, сама преобразует его в процессе пробуждения феномена сознания. При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного. Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности, обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену психики было дано Юнгом в статье «Понятие коллективного бессознательного». В своей статье «Совесть с психологической точки зрения» Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом. При этом могут отсутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка. Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как das Selbst -- самость. Выступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта. Становление самости происходит в процессе индивидуализации -- такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным. По мнению Юнга, самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным.

Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

В 1912 году Адлер опубликовал  работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер  основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был  прерван Первой мировой войной. В  течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил  военный госпиталь. В 1919 году при  поддержке австрийского правительства  Адлер организовал первую детскую  реабилитационную клинику. Через несколько  лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники  состоял из врача, психолога и  социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились  в Голландии и Германии, затем  — в США, где функционируют  и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием  — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией  Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).

В 1926 году Адлер получил  приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где  читал лекции в Новой школе  социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского  университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую  деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи  Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная  школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром  Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта  после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная  школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние  годы своей жизни он активно занимался  лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.

Двое из четверых детей  Адлера, Александра и Курт, стали, как  и отец, психиатрами. Основные принципы австрийского врача-психиатра А.Адлера - холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежде всего целями превосходства и овладения средой.

А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности  вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и  действия к «цели победы». Адлер  подчеркивал важность в жизни  человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как  стремление к уничтожению, а как  сильную инициативу в преодолении  препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива - стремления к  превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать  свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может  быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии индивида. Это  выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной  жизни. Однако некоторые люди борются  за личное превосходство, они стремятся  господствовать над другими, унижать  их, а не становиться полезными  другим. По Адлеру,борьба за личное превосходство - невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных  целей. Процесс этот начинается в  детстве как компенсация чувства  неполноценности, небезопасности, неуверенности  и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали свою профессию в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти.

Альфред Адлер подчеркивал  творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого  поведения. Он говорил о чувстве  общности, ощущении родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация - основные черты здорового индивида.

Ка́рен Хо́рни (англ. Karen Horney 16 сентября 1885 — 4 декабря 1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

  Окончила медицинский  факультет Фрейбургского университета.

После получения образования  начала медицинскую практику. Занималась психоанализом. Сотрудничала с К.Абрахамом и испытала его влияние. Была членом Берлинского психоаналитического общества. В 1918-1932 работала в Берлинском психоаналитическом институте. Преодолевая известную односторонность классического психоанализа, разрабатывала основы психологии женщин (женской психологии).

В 1932 эмигрировала в США. Работала в Чикагском институте  психоанализа. С 1934 в основном работала в Нью-Йорке как практикующий психоаналитик. Читала лекции в Нью-Йоркской школе социальных исследований. Сотрудничала с Ф.Александером, Э.Фроммом, Г.Салливаном и др.

Обнаружила некоторую  разницу в этиологии неврозов в Европе и США. Подвергла сомнению и критической переработке некоторые  принципы и концепции З.Фрейда, в том числе теорию либидо, концепцию Эдипова комплекса, учение об инстинктах и инстинктивной природе бессознательного, концепцию неврозов и пр.

Начала активную реформацию психоанализа и фрейдизма путем  отказа от ряда положений и дополнения учения З.Фрейда культурологическими, социологическими и интерперсональными компонентами. Разработала программу модернизации психоанализа. Вскоре вышла из традиционных психоаналитических обществ.

В 1941 основала в Нью-Йорке  Ассоциацию развития психоанализа, Американский институт психоанализа и «Американский  журнал психоанализа».

Считая, что бессознательные  импульсы несут отпечаток определенного  типа культуры и сообщаются индивиду социальной средой, утверждала, что  «неврозы вызываются культурными факторами» и что внутриличностные конфликты отражают социальные антагонизмы и фактически провоцируются обществом.

Исследовала психоаналитические аспекты сексуальности, агрессии, влечения к смерти, невротического конфликта  и др.

Создала концепцию «базального  конфликта», под которым понимала вызываемый несовместимыми типами установок  основной конфликт, выступающий в  качестве динамического центра, порождающего неврозы и являющийся «ядром  невроза».

Полагала, что мотивация  поведения человека обусловливается  чувством «базальной тревоги» («коренной  тревоги») из-за бытия во враждебном мире и стремлением к безопасности и самореализации.

Считала, что блокировка реализации личностного потенциала вызывает невротический конфликт, а  сами неврозы с течением времени  меняются и для каждого исторического  периода характерно доминирование  определенной группы неврозов.

Оказала влияние на развитие психоанализа, фрейдизма, неофрейдизма, психоаналитического движения, психологии, социологии и т.д.

Автор книг  «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые пути в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Неврозы и развитие человека» (1950) и других работ.


 

Источник литературы:

  1. Зигмунд Фрейд «Человек, начавший путешествие в неисчерпаемые глубины души» http://people.jmoro.ru/freud/psychoanalysis.html
  2. Психоанализ К. Юнга http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635a3ad68a4d43b89521316d26_0.html
  3. Психоанализ Альфреда Адлера http://psyera.ru/2492/psihoanaliz-alfreda-adlera
  4. Хорни (Horney) Карен https://sites.google.com/site/psychoanalysisbiography/Home/h/horney 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психоанализ