Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, З. Фрейду. Он представляет психику человека как совокупность противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической.
Введение
Психоанализ (или глубинная
психология) является одним из первых
психологических направлений, появившихся
в результате разделения психологии
на разные школы. Появившиеся в 1900 и
1901 годах книги З. Фрейда «Психология
сновидений» и «Психопатология
обыденной жизни» принято считать
условными вехами рождения этого
направления, так как в них
были сформулированы его основные постулаты.
Психоанализ кардинально
Развитие психоанализа
В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, З. Фрейду. Он представляет психику человека как совокупность противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти. Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам. Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни. Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму. На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А. Адлер, В. Рэйх, Г.Юнг, Э. Фромм.
Э. Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личсти во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.
Влияние фредизма на современную культуру и искусство
Фрейдизм (учение 3. Фрейда и его ближайших последователей) оказал сильнейшее влияние как на сферу художественного творчества XX в., так и на гуманитарные науки, связанные с изучением искусства (искусствознание, филологию, музыковедение, эстетику и др.). Научно обоснованное открытие Фрейдом сферы бессознательного и механизмов ее взаимодействия с сознанием и деятельностью человека, в частности, акцентирование внимания на роли сексуально-эротической энергии (либидо) в психической деятельности человека, а через нее — в культуре, религии, искусстве; тщательная разработка концепции сновидения и указание на прямые параллели между механизмом формирования сновидений и художественным творчеством; выявление роли комплексов (в частности, эдипова) в жизни человека; психофизиологическое обоснование реальности механизма сублимации; усмотрение типологического сходства в деятельности ребенка, невротика и художника; гипотеза о компенсаторной функции искусства и некоторые другие положения фрейдизма дали мощный сознательно-внесознательный толчок развитию многих направлений искусства и отдельных художников и писателей. Далеко не все из них были знакомы с учением самого Фрейда, но бурные дискуссии, протекавшие вокруг его учения на протяжении всей первой половины столетия в самых широких кругах евро-американской интеллигенции, создали особую «фрейдогенную» атмосферу, в которой жили и творили многие крупнейшие мастера искусства авангарда. Во второй половине века фрейдизм стал классикой, не отдать дань которой считалось уже просто неприличным. Крупнейшие представители авангарда и ПОСТ-культуры часто вполне сознательно обращались к сфере бессознательного, стремясь именно ее вожделения, интенции, образы довести тем или иным способом до прямого, обходящего контроль «цензуры» предсознания (Я), воплощения в своих произведениях. Дадаизм, отчасти экспрессионизм, сюрреализм, театр абсурда, литература «потока сознания», динамический абстракционизм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, живопись действия, многие феномены постмодернизма, почти все крупнейшие личности в изобразительном искусстве (Клее, Шагал, Пикассо, Дали, Миро и др.), писатели (Кафка, Джойс, Т.Манн, Гарсиа Маркес и др.) и кинорежиссеры (Бергман, Феллини, Антониони, Бер-толлучи, Гринуэй и др.) XX в. чаще сознательно (иногда бессознательно) творчески трансформировали идеи фрейдизма в своем искусстве и нередко делали на них достаточно сильные акценты. Далеко не всегда эта акцептация была корректной и органичной. Не без влияния фрейдизма беллетристика, кино, театр наполнились повышенным интересом к копанию в глубинных психических процессах героев (или самих авторов); во многих произведениях центральное место стали играть те или иные комплексы и закомплексованные персонажи. Сюрреалисты и некоторые их последователи возвели в закон художественного творчества метод «автоматического письма», «психического автоматизма», то есть спонтанный творческий акт, максимально освобожденный от какого-либо контроля или руководства со стороны сознания. Многие другие художники пользуются этим методом уже стихийно, не впадая в излишнее теоретизирование. В самых продвинутых современных арт-практиках любой жест художника воспринимается как художественно значимый, ибо у его носителя он является транслятором какой-либо бессознательной интенции. Фрейд критиковал современную ему культуру (в основном классическую, ибо был ее приверженцем, а авангардные явления в искусстве начала XX в. считал просто проявлением болезненности их авторов) за чрезмерную ограниченность сексуальной сферы только узами гетерогамной семьи двух партнеров; за то, что «ей нежелательна сексуальность как самостоятельный источник наслаждения», то есть не связанная с размножением. XX век оказался чутким к критике авторитетного австрийца и немедленно «исправил» упущения классической культуры. Секс раскрепощен полностью и процветает во всех мыслимых и почти немыслимых формах и в действительности (имея здесь еще все-таки в ряде стран — особенно в США — существенные общественные ограничения), и в искусстве — практически во всех видах и жанрах — от «высокого» элитарного искусства и продвинутых арт-практик до самой низкопробной порно-продукции. Мощный импульс развитию массовой культуры дала идея Фрейда о компенсаторной функции искусства. Отсюда бесчисленные романы и повести, фильмы, телесериалы о супергероях типа Фантомаса или Джеймса Бонда, удачливых ребятах, лихих ковбоях в вестернах и современных полицейских в сериалах, владеющих всеми приемами всех восточных и западных систем единоборств, а также современнейшим вооружением и амуницией. Согласно фрейдизму, при восприятии подобных произведений средний обыватель, сопереживая герою, отождествляя себя с ним, изживает многие свои бессознательные влечения, комплексы, как бы реализует свои сокровенные мечты, то есть компенсирует то, что не удается осуществить в реальной жизни, и от этого получает удовольствие. Не меньшее воздействие фрейдизм оказал и на сферу наук об искусстве. Здесь на вооружение был взят метод психоанализа. Сам Фрейд дал начальные парадигмы его применения к сфере искусства и литературы. У него оказалось много талантливых учеников среди искусствоведов, филологов, философов. К концу столетия вся обозримая история культуры, литературы, искусства оказалась пересмотренной и переписанной под углом зрения психоанализа или опирающихся на него методов. В силу специфики фрейдизма авторы этих исследований наибольшее внимание уделяют особенностям биографий (начиная с самого раннего детства, если это удается) художников и писателей, их сексуальной жизни, психическим расстройствам, другим заболеваниям и эротической символике в их произведениях. В последнем случае они активно опираются на «Толкование сновидений» Фрейда, где были даны многие эротические, по мнению Фрейда, символы и способы их выявления и толкования. Семантика их достаточно примитивна: все продолговатые, вытянутые предметы символизируют мужские гениталии, округлые, дырконесущие, полые предметы и внутренние пространства — женские, те или иные формы и способы их взаимодействия между собой — половой акт или стремление к нему. Тем не менее эта соматическая символика послужила основой для более изощренных и рафинированных герменевтических ходов в той же сфере и легла в основу многих фундаментальных исследований в области истории и теории искусства и литературы.
Без
преувеличения можно сказать, что австрийский
психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939)
является одним из тех ученых, кто во многом
повлиял на все дальнейшее развитие современной
психологии.
З.Фрейд назвал свое учение психоанализом
- по имени метода, разработанного им для
диагностики и лечения неврозов.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе
в 1896 году, а через год он начал проводить
систематические самонаблюдения, которые
фиксировал в дневниках до конца жизни.
В 1900 году появилась его книга «Толкование
сновидений», в которой он впервые опубликовал
важнейшие положения своей концепции,
дополненные в следующей книге «Психопатология
обыденной жизни». Постепенно его идеи
приобретали признание. В 1910 году его приглашают
читать лекции в Америке, где его теория
приобретает особую популярность. Его
работы переводятся на многие языки. Вокруг
Фрейда постепенно складывается кружок
почитателей и последователей. После организации
психоаналитического общества в Вене
его филиалы открываются во всем мире,
психоаналитическое движение ширится.
В то же время Фрейд становится все более
догматичным в своих взглядах, не терпит
ни малейших отклонений от своей концепции,
пресекая все попытки самостоятельной
разработки и анализа некоторых положений
психотерапии или структуры личности,
предпринимаемые его учениками. Это приводит
к разрыву с Фрейдом самых талантливых
его последователей.
О том, что мыслью Фрейда правила общая
логика преобразования научного знания
о психике, говорит сопоставление пути,
следуя которому он пришел к концепции
бессознательной психики, с путями творчества
других натуралистов. Отвергая альтернативу
- либо физиология, либо психология сознания,
они открывали особые психодетерминанты,
не идентичные ни нейродетерминантам,
ни лишенным реального причинного значения
феноменам сознания, понятого как замкнутое
бестелесное «поле» субъекта. В этом общем
прогрессе научного познания психики
важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином,
Сеченовым принадлежит Фрейду.
Во введении в научный оборот различных
гипотез, моделей и понятий, охватывающих
огромную неизведанную область неосознаваемой
психической жизни, и состоит заслуга
Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал
ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие
психики и потому прочно вошедших в арсенал
современного научного знания о ней. К
ним относятся, в частности, понятия о
защитных механизмах, фрустрации, идентификации,
вытеснении, фиксации, регрессии, свободных
ассоциациях, силе Я и др.
Фрейд выдвинул на первый план жизненные
вопросы, которые никогда не переставали
волновать людей, - о сложности внутреннего
мира человека, об испытываемых им душевных
конфликтах, о последствиях неудовлетворенных
влечений, о противоречиях между «желаемым»
и «должным». Жизненность и практическая
важность этих вопросов выгодно контрастировали
с абстрактностью и сухостью академической,
«университетской» психологии. Это и обусловило
тот огромный резонанс, который получило
учение Фрейда как в самой психологии,
так и далеко за ее пределами.
Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых
им проблем, моделей и понятий неизгладимую
печать наложила социально-идеологическая
атмосфера, в которой он творил.
Цель работы рассмотреть основные положения
психоанализа З. Фрейда. Дать ответ на
вопрос: «Почему психоанализ открыл именно
З.Фрейд?»
Задачами курсовой работы являются: рассмотрение
истории развития психоанализа, рассмотрение
психического детерминизма, побуждений,
инстинктов, принципов равновесия, психосексуальных
стадий развития, структуру личности и
механизмы защиты.
1. История психоанализа
Термин «психоанализ» имеет три значения:
теория личности и психопатологии; метод
терапии личностных расстройств; наконец,
метод изучения неосознанных мыслей и
чувств индивидуума.
В самом общем смысле психоанализ – это
стремление выявить скрытые мотивы действий,
мнений, истоки морально-психологических
установок личности. Большинство людей
не задумывается о том, что сознание –
это еще не вся психика и даже не ее большая
часть. За пределами сознания находится
мощный психический аппарат, который формировался
в течение многих тысячелетий и деятельность
которого недоступна самонаблюдению,
подобно тому, как недоступны ему деятельность
печени и других жизненно важных органов.
Однако именно в этой скрытой, бессознательной
части психики находится первоисточник
многих наших чувств и мыслей.
Первая и универсальная задача психоанализа
– это расшифровка, истолкование, противоречивого,
что возникает в сознании и человеческих
отношениях. Очевидно, что психоанализом
занимаются все люди с нормальной, да и
с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются
с чем-то лично их задевающим.
Выделение психоанализа в специальный
и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического
общения врача и пациента произошло в
ХХ веке – вероятно потому, что глубокие
и непривычные перемены во взаимоотношениях
людей привели к психическому дискомфорту
разного рода. Под влиянием урбанизации,
усилившейся мобильности, ускоренного
развития культуры и других факторов,
нарушились привычные психологические
связи между людьми. Возникли не имевшие
аналогов в прошлом ощущения утраты смысла
жизни, непреодолимого барьера между поколениями,
одиночества и отчуждения, невозможности
самореализации. На этой почве возросло
количество заболеваний разного рода,
преступлений, самоубийств, обострились
идеологические конфликты.
Психоанализ как направление в медицине
и психологии возник на заре ХХ века. Но
он не был лишь научным изобретением, принадлежащим
блестящему уму. Он явился также ответом
на социо-культурные перемены, потребовавшие
специальной коррекции личности в ситуации
взаимного отчуждения людей и усиливавшейся
конфликтности.
Уникальность, необычность психоанализа
связана с тем, что он возник на границе
между практической медициной, наукой
и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется
и его научная революционность, необычный
интерес к нему широкой общественности
а также шквал разоблачений, упреков, обвинений
в безнравственности и шарлатанстве, которые
со всех сторон посыпались на психоаналитиков.
Психоанализ открыл новую эпоху в истории
самопознания человека.
Необходимо различать два проблемно-теоретических
слоя в психоанализе. Первый связан с медициной,
практическим лечением неврозов, методами:
свободных ассоциаций, толкований сновидений,
группового тренинга и др. Цель практического
психоанализа – это коррекция психики,
переработка индивидуальных болезненных
комплексов. В процессе клинического психоанализа
добывается огромное количество конкретных
знаний о больной и здоровой психике. Их
нелегко обобщить и привести в систему,
поскольку они возникают на основе неповторимого
взаимодействия между врачом и пациентом
как между уникальными личностями.
Второй слой идей психоанализа совпадает
с общей теорией личности. Она складывается
у психоаналитиков на основе их практического
опыта, теоретических размышлений и дискуссий
с коллегами-психиатрами. Этот второй
слой представляет собой теорию, которая
взаимодействует с другими теориями в
психологии, таким, как рефлексология,
гештальт-терапия, когнитивная психология.
Судьба психоанализа необычна и вместе
с тем характерна. Встреченный насмешками
и возмущением академических кругов, он
со временем завоевал популярность, сравнимую
разве что с популярностью марксизма и
мировых религий. Будучи задуман своим
творцом как метод лечения неврозов и
теория душевной жизни, психоанализ превратился
со временем в философию человека и культуры,
оказался в центре политической полемики.
Достаточно сказать, что в нацистской
Германии книги Фрейда были сожжены, а
в СССР – запрятаны в спецхран.
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел
всемирную известность. Ряд работ Фрейда
и его учеников был издан в 20-30 годы на
русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым
«психоаналитической библиотечке».
В течение нескольких десятилетий (с середины
20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ
находился под запретом. И только с середины
80-х годов стали широко издаваться работы
Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.
2. Теория психоанализа
З.Фрейда
Психоанализ – первая современная система
психологии, предметом которой является
не какой-то отдельно взятый аспект проблемы
человека, а человека как целостная личность.
В противоположность экспериментальному
методу традиционной психологии, вынужденной
ограничиваться изучением частных феноменов,
Фрейд выдвинул новый метод, давший ему
возможность изучать личность в целом,
а также понять, что вынуждает человека
поступать так, а не иначе. Это метод –
анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок,
перенесений – позволяет сделать ранее
«скрытые», доступные только самопознанию
и самоанализу состояния сознания «явным»
в процессе общения между индивидом и
психоаналитиком. Тем самым психоаналитический
метод сделал доступными для наблюдения
и изучения такие явления, которые иным
путем не наблюдаемы. Стало возможным
выявление и тех эмоциональных переживаний,
которые не были доступны даже для самоанализа,
поскольку вытеснялись из сознания.
В начале исследований Фрейда интересовали
главным образом невротические симптомы,
Но чем дальше продвигался психоанализ,
тем более очевидным становилось, что
полное понимание симптомов невроза возможно
только при понимании типа характера человека.
Теперь уже не отдельные симптомы, а сам
невротический характер стал предметом
психоанализа и психоаналитической терапии.
2.1. Психический детерминизм
Фрейд полагал, что душевная
жизнь - это «последовательный
В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня:
сознание, предсознание и подсознание
(бессознательное). Все психические процессы
связаны между собой по горизонтали и
по вертикали. Если мысль или чувство кажутся
не связанными с предшествующими мыслью
и чувством, то эти связи нужно искать
в бессознательном.
«Определенные нарушения наших психических
функций или неправильности в действиях,
которые кажутся нам немотивированными,
- писал Фрейд, - оказываются вполне мотивированными,
если их подвергнуть психоаналитическому
исследованию». Бессознательное и предсознательное
отделены от сознательного особой психической
инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет
две функции:
1) вытесняет в область бессознательного
неприемлемые и осуждаемые личностью
собственные чувства, мысли и понятия;
2) оказывает сопротивление активному
бессознательному, стремящемуся проявиться
в сознании.
К бессознательному относятся многие
инстинкты, вообще недоступные сознанию,
а также мысли и чувства подвергнутые
«цензуре».
Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются
к воспоминанию, а поэтому проявляются
в сознании не прямо, а опосредованно,
окольными путями - в обмолвках, описках,
ошибках памяти, сновидениях, «несчастных»
случаях, неврозах. Происходит также сублимация
бессознательного - замещение запретных
влечений социально приемлемыми действия
ми. Бессознательное обладает большой
жизнеспособностью и не подвластно времени.
Мысли и желания, вытесненные в свое время
в бессознательное и вновь допущенные
в сознание даже через несколько десятилетий,
не теряют своего эмоционального заряда
и действуют на сознание с прежней силой.
То, что мы привыкли называть сознанием,
представляет собой, образно говоря, айсберг,
большую часть которого занимает бессознательное.
В этой нижней части айсберга и находятся
основные запасы психической энергии,
побуждения и инстинкты.
Предсознание - та часть бессознательного,
которая может стать сознанием. Оно расположено
между бессознательным и сознанием. Предсознание
подобно большому складу памяти, в котором
сознание нуждается при выполнении своей
повседневной работы.
2.2. Побуждения, инстинкты
и принцип равновесия
Инстинкты - это силы, побуждающие человека
к действию. Физические аспекты инстинкта
Фрейд называл потребностями, психические
- желаниями.
Инстинкт содержит четыре компонента:
источник (потребности, желания), цель,
импульс и объект. Цель инстинкта состоит
в уменьшении потребности и желания до
такой степени, что дальнейшее действие,
направленное на их удовлетворение, перестает
быть необходимым. Иными словами, цель
заключается в том, чтобы дать организму
то, в чем он испытывает потребность или
что он в данный момент желает. Импульс
инстинкта - это те энергия, силы или напряжение,
которые используются для удовлетворения
инстинкта. Объект инстинкта - это те предметы
или действия, которые удовлетворяют первоначальную
цель.
Рассмотрим, к примеру, как проявляются
эти компоненты у человека, испытывающего
жажду. Тело обезвоживается и начинает
нуждаться в жидкости (источник инстинкта
- потребность в жидкости, жажда). По мере
нарастания жажды нарастают напряжение,
энергия (импульс), направленные на ее
удовлетворение. Цель состоит, в том, чтобы
уменьшить это напряжение, ликвидировать
жажду. «Объект» - это не только жидкость,
но и все действия, которые направлены
на поиски или приготовление влаги, и,
наконец, сам акт выпивания жидкости.
Человек, испытывающий потребность, будет
продолжать поисковую деятельность до
тех пор, пока не удовлетворит эту потребность
и связанное с ней напряжение. Напряжение
сменяется релаксацией, релаксация - напряжением...
И так до бесконечности. Идеальным считается
состояние покоя, равновесия, соответствующее
внутриутробной жизни.
Если человек с жадностью поедает пищу,
значит, он голоден, если кричит, значит,
у него что-то болит или он чего-то хочет...
Поэтому, рассматривая поведение, сон
или любой другой психический процесс,
нужно искать лежащие за ними побуждения
и желания.
Работа психоаналитика включает в себя
поиск причин мыслей, чувств и поведения,
чтобы потребность (инстинкт), неправильно
или недостаточно удовлетворяемая определенной
мыслью или поведением, могла найти лучшую,
более оптимальную форму удовлетворения.
Иногда некоторые мысли или формы поведения
не только не уменьшают напряжение, а,
наоборот, усиливают его. Это означает
одно из двух: либо прямое выражение потребности
блокировано, либо эти конкретные мысли
и формы поведения не удовлетворяют ее.
Хотя существует большое разнообразие
инстинктов, Фрейд попытался свести их
к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие
жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие
жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный
антагонизм существует всегда, но, может
быть, не видим в психической жизни, потому
что большинство наших мыслей и действий
связаны не с одним из этих инстинктов,
а являются результатом их взаимодействия
и взаимовлияния. Инстинкты - это «каналы,
по которым протекает энергия», и эта энергия
подчиняется своим собственным законам.
По мнению Фрейда, «каждый из этих двух
обобщенных инстинктов (сексуальный и
деструктивный) имеет и свой источник
энергии». Либидо (в пер. с лат. - желание)
- энергия, присущая инстинктам жизни;
деструктивным инстинктам присуща агрессивная
энергия. Эта энергия имеет свои количественные
и Динамические критерии. Катексис - это
процесс помещения либидозной (или противоположной
ей) энергии в различные сферы психической
жизни, в идею или в действие. Катектированное
либидо перестает быть подвижным и уже
не может перемещаться к новым объектам:
оно укореняется в той области психической
сферы, которая удерживает его.
Если представить себе либидо как определенную
сумму денег, то катексис - процесс покупки,
вкладывание денег в ценности. Чем больше
вложено денег в одни ценности, тем меньше
их останется для других.Психоаналитик
всегда пытается понять непропорциональность
катектирования либидо и старается перераспределить
его. Стремление высвободить связанные
энергии мы находим также у Роджерса и
Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из
этих теорий строит свои заключения на
наличии и поиске источников психической
энергии, но все они согласуются с фрейдовским
представлением о том, что обнаружение
и канализация психической энергии - одна
из основных проблем в понимании личности.