Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, З. Фрейду. Он представляет психику человека как совокупность противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической.
Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи "молодого Маркса" с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно",
существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды" (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной жизни.
На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:
к людям, как потребность в любви
от людей, как потребность в независимости
против людей, как потребность во власти.
При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:
услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
пытающаяся отрешиться от общества
агрессивная, жаждущая престижа и власти.
Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
Идеи нефрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений "новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха о "сексуальной революции", Маркузе об "одномерном" человеке и необходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.
Заключение
Взгляды Фрейда можно разделить на три
области: метод лечения функциональных
психических заболеваний, теория личности
и теория общества. При этом стержнем всей
системы являются его взгляды на развитие
и структуру личности. Фрейд выделял несколько
защитных механизмов, главными из которых
являются вытеснение, регрессия, рационализация,
проекция и сублимация. Наиболее эффективным
является механизм, который Фрейд назвал
сублимацией. Он помогает направить энергию,
связанную с сексуальными или агрессивными
стремлениями, в другое русло, реализовать
ее, в частности, в художественной деятельности.
В принципе Фрейд и считал культуру продуктом
сублимации и с этой точки зрения рассматривал
произведения искусства, научные открытия.
Наиболее успешным этот путь является
потому, что на нем происходит полная реализация
накопленной энергии, катарсис, или очищение,
человека.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал
его метод - психоанализ, для объяснения
работы которого и были собственно созданы
остальные части его теории. В своей психотерапии
Фрейд исходил из того, что врач занимает
в глазах пациента место родителя, доминирующее
положение которого пациент признает
безусловно. При этом устанавливается
канал, по которому происходит беспрепятственный
обмен энергией между терапевтом и пациентом,
то есть появляется трансфер. Благодаря
этому терапевт не только проникает в
бессознательное своего пациента, но и
внушает ему определенные положения, прежде
всего свое понимание, свой анализ причин
его невротического состояния. Этот анализ
происходит на основе символической интерпретации
ассоциаций, снов и ошибок пациента, то
есть следов его вытесненного влечения.
Врач не просто делится с пациентом своими
наблюдениями, но и внушает ему свое толкование,
которое пациент некритично понимает.
Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает
катарсис: принимая позицию врача, пациент
как бы осознает свое бессознательное
и освобождается от него. Поскольку основа
такого выздоровления связана с внушением,
эта терапия была названа директивной
- в отличие от той, которая основана на
равноправных отношениях пациента и врача.
Ни одно течение в истории психологии
не вызывало таких взаимоисключающих
суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи
психоанализа, по свидетельству многих
писателей, настолько проникли в «кровь»
западной культуры, что многим ее представителям
значительно легче мыслить ими, чем игнорировать
их. Вместе с тем во многих странах психоанализ
подвергается резкой критике.
Несмотря на существенную модернизацию
многих положений Фрейда его последователями
основные подходы к психическому развитию,
заложенные в его теории, остались неизменными.
К ним относятся прежде всего следующие
положения:
1) понимание психического развития как
мотивационного, личностного;
2) представление о развитии как адаптации
к среде; хотя среда и не является всегда
и полностью враждебной, однако она всегда
противостоит конкретному индивиду;
3) представление о движущих силах психического
развития как врожденных и бессознательных;
4) идея о том, что основные механизмы развития,
также врожденные, закладывают основы
личности и ее мотивов уже в раннем детстве
и существенного изменения эта структура
в дальнейшем не претерпевает.
И все-таки почему именно З. Фрейд стал
основоположником психоанализа? Я считаю,
потому что именно Фрейду удалось проникнуть
в тайники бессознательного, или, как иногда
говорил сам автор, «преисподнюю» психики.
Действительно, Фрейду удалось доказать,
что мышление душевнобольных и невротиков
отличается как раз такими чертами, которые
сближают их с примитивными людьми.
Фрейду удалось доказать, что сумеречным
состояниям (припадки у истериков) соответствуют
те процессы, которые наблюдаются у здоровых
людей в их сновидениях, и старое предположение,
высказанное целым рядом выдающихся психопатологов
в родстве состояний сна с болезненными
явлениями в области психики, нашло свое
научное подтверждение.
По моему мнению, ни одно психологическое
направление не приобрело столь широкую
известность за пределами этой науки,
как фрейдизм. Это объясняется влиянием
его идей на искусство, литературу, медицину,
антропологию и другие отрасли науки,
связанные с человеком.
Библиографический список
1. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская
мысль / сост. В.М. Лейбин. – М.: Республика,
1994.
2. Психотерапевтическая энциклопедия.
/Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер,
1998.
3. Урсано Р, Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая
психотерапия.-М.: Знание, 1992.
4. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия по истории
психологии. - М.: Наука, 1980.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.
– М: Наука, 1989.
6. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.
- М.: Экзамен, 1997.
7. Фрейд З. Психология бессознательного.
Сборник произведений. Сост. М. Г. Ярошевский.
- М.: Наука, 1989.
8. Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд
Фрейд. - М.: Наука, 1990.
9. Шерток Л. Непознанное в психике человека.
- М.: Знание, 1982.
10. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории
психологии. - М.: Наука, 1995