Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, З. Фрейду. Он представляет психику человека как совокупность противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической.
2.3. Психосексуальные стадии
развития
В самом начале жизни половое влечение
неотделимо от инстинкта самосохранения,
но в отличие от последнего обладает способностью
к вытеснению и сложной трансформации.
Основная потребность ребенка после рождения
- это потребность в питании. Поэтому большая
часть энергии (либидо) катектирована
в области рта. Во время кормления ребенка
утешают лаской, покачиванием, уговорами.
Все эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить
напряжение, так как ассоциируются ребенком
с процессом кормления. Младенец испытывает
явное удовольствие при сосании не только
груди, но и других предметов, имитирующих
грудь (соска, пальцы, игрушка). Таким образом,
рот - первая область организма, которой
ребенок может управлять и раздражение
которой приносит максимум удовольствия.
По Фрейду, это оральная стадия сексуального
развития.
По мере взросления «зоны удовольствия»
распространяются на новые области тела,
однако определенная часть анергии остается
постоянно «привязанной» к оральной зоне.
У взрослых остается много оральных привычек
и постоянный интерес к поддержанию оральных
удовольствий: еда, сосание, жевание, курение,
облизывание губ и т. п. Некоторые оральные
привычки, такие, как грызение ногтей,
курение, кусание, расцениваются как проявление
неполной психической зрелости, как фиксация
на оральной стадии развития. Термином
«фиксация» Фрейд обозначал задержку,
застревание на одной из стадий сексуального
развития. В таких случаях человек иногда
предпочитает удовлетворить свои потребности
более приятными «детскими» способами,
а не адекватными нормальному развитию.
В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое
внимание сосредоточивает на акте уринации
и дефекации - это анальная стадия. «Проблема
туалета, - пишет Фрейд, - разжигает естественный
интерес к открытию себя. Увеличение психологического
контроля связано с пониманием, что такой
контроль может быть новым источником
удовольствия». Ребенок поначалу не понимает,
что его моча и кал не представляют никакой
ценности; почему его хвалят за то, что
он «это «делал», и ругают, если он это
сделал на иол или взял кусочек кала в
руки? Поощрения и похвалы постоянно сменяются
запретами и табу...
Фиксация на анальной стадии развития
ведет к формированию таких черт характера,
как чрезмерная аккуратность, бережливость,
упрямство. Фрейд в таких случаях говорит
об «анальном характере».
Далее следует фаллическая стадия сексуального
развития. По меньшей мере с 3 лет ребенок
впервые обращает внимание на наличие
или отсутствие у него пениса. Фрейд считает,
что желание девочки иметь пенис и понимание
того, что его нет, - критический период
в развитии женщины. В этот период детства
сексуальность достигает вершины и нередко
связана с непосредственным раздражением
гениталий. Основным объектом либидо становится
родитель противоположного пола. Мальчик
влюбляется в мать, одновременно ревнует
и любит отца (Эдипов комплекс); девочка
- наоборот (комплекс Электры). Выходом
из конфликта является отождествление
себя с конкурирующим родителем. Так формируется
основа морали - супер-Эго и возможность
активного подавления сексуальных влечений.
К 5 годам сексуальная напряженность у
ребенка ослабевает, и он переключается
на учебу, спорт, различного рода увлечения.
С этого времени наступает так называемый
латентный период (6-12 лет).
В подростковом и юношеском возрасте сексуальность
оживает с новой силой. Сначала она проявляется
в эротических сновидениях, поллюциях,
преходящем онанизме, а затем либидозная
энергия полностью переключается на полового
партнера. Наступает стадия половой зрелости
- генитальная стадия.
При нормальном развитии личности сексуальные
представления, связанные с прегенитальным
периодом, полностью вытесняются в сферу
бессознательного, а соответствующие
им представления сублимируются. Однако
нередки случаи, при которых вытеснение
инфантильных сексуальных представлений
совершается неполностью, и тогда «ущемленный
комплекс» проявляется в виде ошибочных
действий, оговорок, в сновидениях, а в
более тяжелых случаях - в форме невротических
расстройств.
2.4. Структура личности
В структуре личности Фрейд выделяет Ид.
Эго и супер-Эго (Оно» Я, сверх-Я).
Ид - это первоначальная, основная, центральная
и вместе с тем наиболее архаичная часть
личности. Ид, считает Фрейд, «содержит
все уникальное, все, что есть
при рождении, что заложено в конструкции
- кроме всего прочего, следовательно,
те инстинкты, которые возникают
в соматической организации и
которые в Ид находят первое психическое
выражение в форме, нам неизвестной. Ид
служит источником энергии для всей личности
и вместе с тем целиком бессознательно.
Мысли или чувства, вытесненные из сознания
в бессознательное Ид, по-прежнему способны
влиять на психическую жизнь человека,
причем со временем сила этого-влияния
не уменьшается. Ид можно сравнить со слепым
и глухим диктатором с неограниченною
властью, но властвовать он может только
через посредников».
Эго развивается из Ид, но в отличие от
последнего находится в постоянном контакте
с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора
дерево, но при этом питается энергией
Ид. Сознательная жизнь протекает преимущественно
в Эго. Посредством накапливания опыта
(в памяти) Эго избегает опасных раздражителей,
адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством
активной деятельности способно перестраивать
его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно
обретает контроль над требованиями Ид,
решая, будет ли инстинктивная потребность
реализована сиюминутно, или ее удовлетворение
будет отложено до более благоприятных
обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует
на потребности, Эго - на возможности. Эго
находится под постоянным воздействием
внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов.
Нарастание этих импульсов сопровождается
напряжением, чувством «неудовольствия»,
уменьшение - релаксацией, чувством «удовольствия».
Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию
и старается избежать неудовольствия.
Супер-Эго развивается из Эго и является
судьей и цензором его деятельности и
мыслей. Это хранилище выработанных обществом
моральных установок и норм поведения.
Фрейд указывает на три функции супер-Эго:
совесть, самонаблюдение, формирование
идеалов.
В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает,
запрещает или разрешает сознательную
деятельность. Самонаблюдение возникает
из способности супер-Эго (независимо
от Ид и Эго) оценивать деятельность, направленную
на удовлетворение потребности. Формирование
идеалов связано с развитием самого супер-Эго.
Иногда неправильно отождествляют супер-Эго
с поведением одного из родителей. «Супер-Эго
ребенка, - подчеркивает Фрейд,- в действительности
конструируется не по модели его родителей,
а по модели супер-Эго его родителей».
Основная цель взаимодействия всех трех
систем - Ид, Эго и супер-Эго - поддерживать
или (при нарушении) восстанавливать оптимальный
уровень динамического развития душевной
жизни, увеличивая удовольствие и сводя
до минимума неудовольствие.
2.5. Механизмы защиты
От напряжения, испытываемого ноя воздействием
различных сил (внутренних, внешних), Эго
оберегает себя с помощью таких защитных
механизмов, как вытеснение, отрицание,
рационализация, реактивные образования,
проекция, изоляция, регрессия и сублимация.
Вытеснение - удаление из сознания чувств,
мыслей и намерений к действию, потенциально
вызывающих напряженность. Однако вытесненные
в бессознательное, эти «комплексы» продолжают
действовать на душевную жизнь и поведение
человека и постоянно ищут выхода «наружу».
Поэтому для удерживания их в бессознательном
требуется постоянный расход энергии.
Отрицание - это попытка не принимать за
реальность события, нежелательные для
Эго. Примечательна способность в таких
случаях «пропускать» в своих воспоминаниях
неприятные пережитые события, заменяя
их вымыслом. В качестве характерного
примера Фрейд приводит воспоминания
Чарльза Дарвина: «В течение многих лет
я следовал золотому правилу, а именно,
когда я сталкивался с опубликованным
фактом, наблюдением или идеей, которые
противоречили моим основным результатам,
я незамедлительно записывал это; я обнаружил
по опыту, что такие факты и идеи гораздо
легче ускользают из памяти, чем благоприятные».
Рационализация - это нахождение приемлемых
причин и объяснений для неприемлемых
мыслей и действий. Естественно, что эти
«оправдательные» объяснения мыслей и
поступков более этичны и благородны,
нежели их истинные мотивы.
Реактивные образования - это поведение
или чувства, противопоставляемые желанию;
это явная или неосознанная инверсия желания.
Проекция - это подсознательное приписывание
собственных качеств, чувств и желаний
другому человеку.
Изоляция - это отделение психотравмирующей
ситуации от связанных с ней душевных
переживаний. Замена ситуации происходит
как бы неосознанно, по крайней мере не
связывается с собственными переживаниями.
Все происходит как будто с кем-то другим.
Изоляция ситуации от собственного Эго
особенно ярко проявляется у детей. Взяв
куклу или игрушечную зверюшку, ребенок,
играя, может «дать» ей делать и говорить
все, что ему самому запрещается: быть
безрассудной, саркастичной, жестокой,
ругаться, высмеивать других и т. п.
Регрессия - соскальзывание на более примитивный
уровень поведения или мышления. Даже
здоровые люди, чтобы как-то защититься
от постоянного эмоционального прессинга,
«спустить пар», время от времени прибегают
к различным формам регрессии. Они курят,
напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски,
читают бульварные романы, портят вещи,
верят мистификаторам, рискованно водят
автомобиль и делают еще массу «глупостей».
Сублимация - это наиболее распространенный
защитный механизм, посредством которого
либидо и агрессивная энергия трансформируются
в различные виды деятельности, приемлемые
для индивида и общества. Разновидностью
сублимации может быть спорт, интеллектуальный
труд, творчество. Сублимированная энергия,
по мнению Фрейда, создает цивилизацию.
Таким образом, «механизмы защиты - это
способы, с помощью которых Эго защищает
себя от внутренних и внешних напряжений».
Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют
значительную роль в патогенезе неврозов.
Невротический синдром есть следствие
неудавшегося защитного процесса. Психоневроз
- проявление защиты сознательной части
душевной жизни от неприемлемых переживаний
и стремлений. С механизмами вытеснения,
в частности, Фрейд связывает некоторые
симптомы истерий, импотенцию, фригидность,
психосоматические заболевания (бронхиальная
астма, язва желудка). Для невроза навязчивых
состояний характерными являются механизмы
изоляции и реактивного образования.
Принципиальная цель психоаналитика состоит
в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить
Эго, сделать его более независимым от
супер-Эго, расширить поле его восприятия
и усовершенствовать его организацию,
чтобы оно могло освоить новую порцию
Ид».
Особенности воззрений последователей З. Фрейда.
Фрейда окружало множество
учеников. Наиболее самобытными из
них были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937),
создавшие собственные
По выражению К. Юнга последователи Фрейда учились у своего "отца" не тому что он наставлял, а тому, что он делал". Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом.
Первым нововведением Юнга было понятие о "коллективном бессознательном". Если по Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет "нащупать" этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими структурами, которые Юнг назвал архетипами. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим образом поясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".
Понятие архетипы Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном, он проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.
Утверждая, что "теория сексуальности чрезвычайно важна для меня и в личностном, и в философском смысле"[15] Юнг, тем не менее отрицает ее, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры "неврозов, в которых проблема сексуальности играла подчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например, проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображений престижа и т.д.
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В "комплексе неполноценности" Адлер видит источник неврозов.
Фрейд и неофрейдизм.
Если мы рассматриваем
психоанализ как систему
огическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являются представителями фрейдизма. В конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.