Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:58, контрольная работа
Человек одно из самых сложных существ: с одной стороны -неотъемлемая часть природы, с другой существо общественное.
Большинство конфликтов и расхождений в межличностных отношениях деловых партнеров связано с индивидуальными особенностями их психики. Эти особенности обусловлены как генетическими, так и социально-культурными влияниями.
Введение
1. Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.
2.1 Концепция К. Юнга
2.2 Концепция А. Адлера
2.3 Концепция К. Хорни
2.4 Концепция Э. Фромма
Тест
Список литературы
Введение
Человек одно из самых сложных существ: с одной стороны -неотъемлемая часть природы, с другой существо общественное.
Большинство конфликтов и расхождений в межличностных отношениях деловых партнеров связано с индивидуальными особенностями их психики. Эти особенности обусловлены как генетическими, так и социально-культурными влияниями.
Различные модификации социального поведения деловых партнеров свидетельствуют о наличие существенных отличий в их психической структуре. Сама же по себе психическая структура выступает как знак личности, выражает ее индивидуальность и психические особенности.
По своей сущности психическая структура представляет движущий и текущий процесс, но тем не менее для нее характерна определенная целостность, включающая в себя комплекс устойчивых признаков: Инстинкты, рефлексы, темперамент, способности, мотивации, установки. Все это определяет свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к окружающей среде.
До создания фрейдовской теории психология основной упор делался на сознание, что не давало возможности постичь скрытые мотивы поведения и особенностей человека а, следовательно, и более глубинное изучение структуры личности. Фрейд встал перед необходимостью исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики, которые не вписывались в представление о "сознательном". Исходя из этих задач и предпосылок исследования, он и пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат, состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы.
1. Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Ни одно направление не приобрело столько известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии 1. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, «вытесняется» из сферы сознания в сферу бессознательного. И уже оттуда под всякими масками и облачениями проникает в сознание, угрожая духовному единству. В действии таких вытесненных «комплексов» он видел причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов, и лечение их пытался проводить таким образом, чтобы при беседе можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранить их.
В целом сущность психоанализа делится на три уровня:
1 Психоанализ - как метод психотерапии;
2)Психоанализ - как метод изучения психологии личности;
3)Психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
Учение Фрейда известно прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного. Так же он открыл сложные, конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор
1. Петровский А. В. Психология: Учебник / А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009
субъекта. Сам человек, полагал он, не имеет перед собой ясной картины устройства собственного внутреннего мира. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций». Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось по свободным от контроля сознания ассоциациям. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственные сновидения он, пришел к выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости - код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.
В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под Тонатосом имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и как стремление к агрессии, которая заложена в самой природе человека.
В целом Фрейд рассматривал организацию психической жизни в виде модели, включающую в себя три психические инстанции:
1) «Оно» («Ид») - наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все врожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. Она ничего не знает ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. По своему содержанию представляет внутреннюю стихию психических процессов, аффектов, инстинктов. Не имеет прямого доступа в сознательное, ее требованиям должна удовлетворять инстанция «Я» («эго»). Однако, к примеру, в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по половому признаку. И в зависимости от этого срабатывают механизмы психологической защиты, идентификации и стереотипизации.
2) «Я» («эго») следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание опасных влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).
3) «Сверх-Я» («супер-Эго») воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. «Оно» – своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. «Супер-эго» своего рода противовес «Ид». Если человек примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «сверх-Я», то «Оно» испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины.
Положение «Я» затруднительное. Во-первых, оно должно учитывать и условия реального окружающего мира. Во-вторых, "Я" испытывает постоянное давление со стороны мощного «Оно», и этот конфликт между требованиями внешнего мира («Сверх-Я») и потребностями глубинных уровней личности ("Оно") порождает у "Я" постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, "Я" подвергается отдельному нажиму «Сверх-Я», как моральному прессу. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим проблемам. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключать антикультурные порывы «Оно» в социально приемлемые виды деятельности «Я». Жесткая моральная цензура «Сверх-Я» мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали. Это и проявляется в обыденных поведенческих актах.
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.
2.1 Концепция К. Юнга
Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни и Э. Фроммом.
Как и Фрейд, К. Юнг посвятил себя учению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами, образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.
Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают.
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго - центр сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности 1.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию Фрейда. Однако Юнг пошел дальше, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Он утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на
1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко.- 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
жизнь индивида.
Так же Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. По мнению Юнга, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» .Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Он высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов - архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания как таковые, а предрасполагающие факторы, универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенные типы чувств и мыслей в отношении соответствующего объекта или ситуации. Так же он считал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто имеют сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
2.2 Концепция А. Адлера
Адлер - основатель нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности.
Он первым отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие – стиль жизни. Закладывается в детстве. Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки, решения – формируют комплекс неполноценности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать окружающим.
Адлер создал теорию «Компенсации». Суть которой состоит в том, что ущербные или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, большим стремлением к власти.
Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи:
1)Изучение компенсации неполноценности личности;
2) Формирование социально полезного стиля жизни.
Согласно этой теории личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.
Информация о работе Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности