Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:58, контрольная работа
Человек одно из самых сложных существ: с одной стороны -неотъемлемая часть природы, с другой существо общественное.
Большинство конфликтов и расхождений в межличностных отношениях деловых партнеров связано с индивидуальными особенностями их психики. Эти особенности обусловлены как генетическими, так и социально-культурными влияниями.
Введение
1. Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.
2.1 Концепция К. Юнга
2.2 Концепция А. Адлера
2.3 Концепция К. Хорни
2.4 Концепция Э. Фромма
Тест
Список литературы
Основной принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни и социальная принадлежность человека.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости и несостоятельности.
Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений. Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.
Возникновение неврозов, по мнению Адлера, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.
2.3 Концепция К. Хорни
На творчество Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой войны, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала большое значение бессознательным процессам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.
В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: к людям, от людей и против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой; пытающаяся отрешиться от общества и агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном, стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе — движение к людям). Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе — движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе движение от людей).
В то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.
2.4 Концепция Э. Фромма
Эрих Фромм - психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Один из создателей Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода - бремя. Он описал три типичных невротических механизма «бегства» (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий - в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы простор «свободе на» («Душевно здоровое общество», 1945; "Искусство любить», 1956). Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовывать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Он описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Наиболее подробно основные принципы, на которых должно строиться душевно здоровое общество, Фромм изложил в книге «иметь или быть?» (1976). Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.
Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистенциального» и «исторического».
К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:
1) Человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»;
2) Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенциалов, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются в процессе жизни, или в последующие периоды истории.
Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге «Революция надежды» (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагает большие надежды на введение «гуманистического планирования», активизацию индивида путем замещения методов «отчужденной бюрократии» методами «гуманистического управления», изменения способа потребления в направлении увеличения «активации» человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации, которые должны быть эквивалентами религиозных систем прошлого. Одновременно он выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих психодуховных ориентациях.
Тест
Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:
А) Бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;
Б) Концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;
В) Концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.
1)А.Адлер;
2)К.Юнг;
3)Э.Фромм
Ответ:
А – 1. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его «жизненного стиля». Он представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и бессознательном стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях.
Б – 2. Юнг считал, что фундаментом психи индивида выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубокий слой бессознательного. Эта гипотеза явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности.
В – 3. По Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях развитого капитализма, рождает и «человека нового типа»,обладающего рыночным характером. Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».
Список литературы
1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко.- 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
2. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. – М.: Прогресс, 1994
3. Фрейд З. Я и Оно: Хрестоматия по истории психологии / З. Фрейд. – М., 1980
4. Петровский А.В. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский.- М.: Академия, 2005.
5. Петровский А. В. Психология: Учебник / А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009.
14
Информация о работе Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности