Психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:31, реферат

Краткое описание

Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………3
Общее понятие о психоанализе…………………………………………………………..4
Зигмунд Фрейд (открытие психоанализа)………………………………………….6
Этика и психоанализ………………………………………………………………………………..8
Психоанализ как метод объяснения и понимания
социокультурных процессов………………………………………………………………..10
Психопатология обыденной жизни……………………………………………………10
Бессознательные механизмы психики………………………………………………12
Система психоанализа……………………………………………………………………………13
Альфред Адлер…………………………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

реферат психоанализ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Экономический факультет

Кафедра психологии     
 
 

Контрольная работа

По дисциплине:

Психология

На тему:

Психоанализ    
 

Выполнила:

Студентка 11122 группы

Самтакова А.А.

Проверил:

Самсонова А.О.

Преподаватель    
 
 
 

          Новосибирск,2011

Содержание:   

Введение………………………………………………………………………………………………………3   

Общее понятие  о психоанализе…………………………………………………………..4   

Зигмунд Фрейд (открытие психоанализа)………………………………………….6   

Этика и психоанализ………………………………………………………………………………..8   

Психоанализ как  метод объяснения и понимания 

социокультурных процессов………………………………………………………………..10   

Психопатология  обыденной жизни……………………………………………………10   

Бессознательные механизмы психики………………………………………………12   

Система психоанализа……………………………………………………………………………13   

Альфред Адлер…………………………………………………………………………………………15   

Заключение……………………………………………………………………………………………….19                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.         
 
 

 Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.    

 Для  того чтобы правильно судить  о самом учении, необходимо хотя  бы

вкратце, познакомиться с работами З. Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям.  Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.  

 Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».  

 К таким  явлениям относится все разнообразие  навязчивых слов, мотивов

стремлений, которые, привязавшись к нам, никак  не могут быть отогнаны,

неподвластны  нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.   

 Исходя  из наблюдений над так называемыми  гипноидным состоянием, во

время которого пациенты, свободно представленные себе, произносили слова и делали жесты, совершенно не связывавшиеся с их бодрственным сознанием, Фрейд предложил метод «свободных» ассоциаций, - метод, сводящийся вкратце к тому, что ему, помимо его воли, приходит, лезет в голову.  

 Всякий  из нас из личного опыта  знает о тех состояниях рассеянности, во

время которых нам в сознание врываются самые пустяковые, иногда дикие

мысли, которые  мы нередко отказываемся признавать своими. Тем не менее, конечно, не может  быть сомнений, что они также принадлежат нам, как и те, которые мы признаем своими.   

 Это  - действующее в нас, иной раз  совершенно помимо, а нередко и против

нашей воли, тенденции, ярко проявляющиеся в  тех свойственных всем здоровым людям  процессах, которые носят название действий, совершенных по ошибке.  Для того, чтобы правильно судить о психоанализе, нужно познакомиться с областью символического мышления.  

 Всякое  психологическое явление имеет  свой смысл и значение, и только

узнав смысл  его, можно надеяться овладеть и явлением. Смысл и значение

таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому

привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного  мышления и поведения. То, что кажется  убедительным и полным значения в  нашем бессознательном, то может, и чаще всего и оказывается, совершенно неприемлемым для сознания, для НАШЕГО сознания, как нарушающее моральное, социальное, другие высшие наши стремления.   
 

1.    ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОАНАЛИЗЕ  

      1.1.          Что такое психоанализ?  

В самом  общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и  деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.

В сфере  бессознательного переплетаются психическое и соматическое.

Психические отклонения перерастают в болезнь  тела. Здесь же формируются глубинные  симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются  «роковые решения», вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология – пронизаны бессознательными мотивами.     

1.2.   Задачи психоанализа  

Первая  и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает  в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.  

 Выделение  психоанализа в специальный и  целенаправленный дискурс, в виде  терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.    

 Психоанализ  как направление в медицине  и психологии возник на заре  ХХ века. Но он не был лишь  научным изобретением, принадлежащим  блестящему уму.

Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие

специальной коррекции личности в ситуации взаимного  отчуждения людей и усиливавшейся  конфликтности. Уникальность, необычность  психоанализа связана с тем, что  он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.  

1.3. Проблемно-теоретические  слои в психоанализе.    

 Необходимо  различать три проблемно-теоретических  слоя в психоанализе.

Первый  связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами:

свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического  психоанализа – это коррекция  психики, переработка

индивидуальных  болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.  

 Второй  слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она

складывается  у психоаналитиков на основе их практического  опыта,

теоретических размышлений и дискуссий с  коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая  взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.     

1.4. История психоанализа    

 Судьба  психоанализа необычна и вместе  с тем характерна. Встреченный

насмешками  и возмущением академических  кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.  

 Уже  в начале ХХ века психоанализ  приобрел всемирную известность.  Ряд

работ Фрейда  и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в

основанной  проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической  библиотечке».  

 В течение  нескольких десятилетий (с середины 20-х до начала шестидесятых  годов) психоанализ находился  под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.   

 Знакомство  с психоанализом ни для кого  не проходит даром, Каждый

человек, вникнув в его суть, становиться  более искушенным, более

самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам,

идеологическим  штампам. Психоанализ воспитывает  в людях терпимость,

самоконтроль, ответственность, уважение к своей  и чужой свободе. А это как  раз те качества, в которых мы сегодня больше всего нуждаемся.          
 
 
 
 
 
 
 

2. ЗИГМУНД ФРЕЙД  

ОТКРЫТИЕ  ПСИХОАНАЛИЗА            
 
 

   2. 1.      Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда                                                   

 «Голос  разума – негромкий,                                                 

 но не  умолкает до тех пор,                                                      

 пока  его не услышат».                       

                                              З. Фрейд       

 З.  Фрейд родился 6 мая 1856 года  в австрийском городе Фрейбурге.  Семья

Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду тогда было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.    

 В семье  постоянно звучали  немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда в детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной интуиции и способности к человеческим контактам. Уже в 7-и летнем возрасте Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира, В Лицее он был первым учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека. Но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.

Информация о работе Психоанализ