Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:31, реферат
Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.
Введение………………………………………………………………………………………………………3
Общее понятие о психоанализе…………………………………………………………..4
Зигмунд Фрейд (открытие психоанализа)………………………………………….6
Этика и психоанализ………………………………………………………………………………..8
Психоанализ как метод объяснения и понимания
социокультурных процессов………………………………………………………………..10
Психопатология обыденной жизни……………………………………………………10
Бессознательные механизмы психики………………………………………………12
Система психоанализа……………………………………………………………………………13
Альфред Адлер…………………………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………………….19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Экономический факультет
Кафедра психологии
Контрольная работа
По дисциплине:
Психология
На тему:
Психоанализ
Выполнила:
Студентка 11122 группы
Самтакова А.А.
Проверил:
Самсонова А.О.
Преподаватель
Новосибирск,2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Общее понятие
о психоанализе…………………………………………
Зигмунд Фрейд (открытие
психоанализа)………………………………………….
Этика и психоанализ……………………………………………
Психоанализ как метод объяснения и понимания
социокультурных
процессов………………………………………………………
Психопатология
обыденной жизни………………………………………
Бессознательные
механизмы психики………………………………………………12
Система психоанализа………………………………………………
Альфред Адлер…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы
вкратце, познакомиться с работами З. Фрейда, с тем путем, идя по которому он пришел к своим заключениям. Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.
Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».
К таким
явлениям относится все
стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны,
неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.
Исходя
из наблюдений над так
время которого пациенты, свободно представленные себе, произносили слова и делали жесты, совершенно не связывавшиеся с их бодрственным сознанием, Фрейд предложил метод «свободных» ассоциаций, - метод, сводящийся вкратце к тому, что ему, помимо его воли, приходит, лезет в голову.
Всякий
из нас из личного опыта
знает о тех состояниях
время которых нам в сознание врываются самые пустяковые, иногда дикие
мысли, которые мы нередко отказываемся признавать своими. Тем не менее, конечно, не может быть сомнений, что они также принадлежат нам, как и те, которые мы признаем своими.
Это - действующее в нас, иной раз совершенно помимо, а нередко и против
нашей воли, тенденции, ярко проявляющиеся в тех свойственных всем здоровым людям процессах, которые носят название действий, совершенных по ошибке. Для того, чтобы правильно судить о психоанализе, нужно познакомиться с областью символического мышления.
Всякое психологическое явление имеет свой смысл и значение, и только
узнав смысл его, можно надеяться овладеть и явлением. Смысл и значение
таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому
привыкли,
опираясь на привычки нашего сознательного
мышления и поведения. То, что кажется
убедительным и полным значения в
нашем бессознательном, то может, и чаще
всего и оказывается, совершенно неприемлемым
для сознания, для НАШЕГО сознания, как
нарушающее моральное, социальное, другие
высшие наши стремления.
1.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1. Что
такое психоанализ?
В самом общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.
В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое.
Психические
отклонения перерастают в болезнь
тела. Здесь же формируются глубинные
симпатии и антипатии к людям,
причины конфликтов, которые бывает трудно
понять. В бессознательном подготавливаются
«роковые решения», вызревают побуждения
к героическим или преступным действиям,
которых не ожидает ни само лицо, совершающее
поступки, ни его окружение. Все социальные,
межличностные отношения, массовая психология
– пронизаны бессознательными мотивами.
1.2.
Задачи психоанализа
Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.
Выделение
психоанализа в специальный и
целенаправленный дискурс, в
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму.
Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие
специальной
коррекции личности в ситуации взаимного
отчуждения людей и усиливавшейся
конфликтности. Уникальность, необычность
психоанализа связана с тем, что
он возник на границе между практической
медициной, наукой и бытовым дискурсом.
Этим, во многом объясняется и его научная
революционность, необычный интерес к
нему широкой общественности а также шквал
разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности
и шарлатанстве, которые со всех сторон
посыпались на психоаналитиков. Психоанализ
открыл новую эпоху в истории самопознания
человека.
1.3.
Проблемно-теоретические
слои в психоанализе.
Необходимо
различать три проблемно-
Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами:
свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка
индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.
Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она
складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта,
теоретических
размышлений и дискуссий с
коллегами-психиатрами. Этот второй слой
представляет собой теорию, которая
взаимодействует с другими теориями
в психологии, таким, как рефлексология,
гештальт-терапия, когнитивная психология.
1.4.
История психоанализа
Судьба
психоанализа необычна и
насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.
Уже
в начале ХХ века психоанализ
приобрел всемирную
работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в
основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».
В течение
нескольких десятилетий (с
Знакомство с психоанализом ни для кого не проходит даром, Каждый
человек, вникнув в его суть, становиться более искушенным, более
самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам,
идеологическим штампам. Психоанализ воспитывает в людях терпимость,
самоконтроль,
ответственность, уважение к своей
и чужой свободе. А это как
раз те качества, в которых мы
сегодня больше всего нуждаемся.
2.
ЗИГМУНД ФРЕЙД
ОТКРЫТИЕ
ПСИХОАНАЛИЗА
2. 1.
Жизненный путь и творчество
Зигмунда Фрейда
«Голос
разума – негромкий,
но не
умолкает до тех пор,
пока
его не услышат».
З.
Фрейд родился 6 мая 1856 года
в австрийском городе
Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду тогда было 4 года. В Вене он прожил почти всю жизнь.
В семье постоянно звучали немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда в детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной интуиции и способности к человеческим контактам. Уже в 7-и летнем возрасте Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира, В Лицее он был первым учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе профессии. Его самое большое желание – понять человека. Но дух времени заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский факультет Венского университета.