Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:31, реферат
Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление науки имеет все основания получить должное распространение.
Введение………………………………………………………………………………………………………3
Общее понятие о психоанализе…………………………………………………………..4
Зигмунд Фрейд (открытие психоанализа)………………………………………….6
Этика и психоанализ………………………………………………………………………………..8
Психоанализ как метод объяснения и понимания
социокультурных процессов………………………………………………………………..10
Психопатология обыденной жизни……………………………………………………10
Бессознательные механизмы психики………………………………………………12
Система психоанализа……………………………………………………………………………13
Альфред Адлер…………………………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………………….19
Уже в студенческие годы Фрейд проявил свой исследовательский талант.
Увлеченно занимался в физиологической лаборатории под руководством
Г.Брюкке – ученика Гельмгольца.
Уже к 29 годам Фрейд становился доктором медицины. А затем приват-
доцентом Венского Университета в начале 90-х годов. Имея за плечами 20-
тилетний
стаж исследовательской работы, он внезапно
делает крутой поворот, оставляя научные
знания и вступает, в новую для него область
медицинской психиатрии. Полную таинственных
явлений. Он намеревается заняться лечением
истерических неврозов – довольно распространенной,
«модной» в то время болезни венской интеллигенции.
2.2.
Фрейд и Ж. Шарко
На
этот шаг его толкнуло
французским психиатром, лечившим истерию с помощью гипноза. Фрейд
отправился, а его клинику Саль-Пертиер под Парижем с целью стажировки. Как начинающий психиатр. Глядя на его работу, Фрейд почувствовал, что
психиатрическая клиника может стать местом новой, театрализованной
медицины, основанной на словесном воздействии врача на больного.
Фрейд к моменту знакомства с Шарко был сложившимся ученым. Он свято верил в законы физики и термодинамики, в то, что психические явления детерминированы физиологическими процессами в мозгу и теле человека. Он был весьма удивлен тем, что источником болезни и способом ее устранения могли быть чисто словесные воздействия. Шарко внушал пациенту, что его рука боли не чувствует. Отсюда было недалеко от вывода, что бытовые психические травмы, эмоциональные и словесные воздействия, мысли определенного рода, могут быть причиной соматических расстройств, истерического паралича, потери чувствительности (осязания, зрения), навязчивых действий и конвульсий.
Фрейд возвращается в Вену, пытается лечить больных методом Шарко. Но
вскоре убеждается, что многие больные не поддаются гипнозу. Сам он не
обладал
хорошими гипнотическими способностями,
Гипноз давал лишь временное облегчение.
Фрейд разочаровался в
Начиная
с 1886 года Фрейд упорно работает над совершенствованием
своего метода, публикует ряд книг и статей,
которые раскрывают природу, конкретных
причин и эволюцию истерических неврозов,
содержат попытки их классификации. Разработка
теории психоанализа, как метода исследования
душевных процессов, выдвигается на первый
план.
2.3.
Бессознательное
Главным объектом исследования становится «бессознательное». Оно
понимается не как заторможенное, пассивное состояние мыслей и чувств, но как «субстанциональная», активная часть «психического пространства».
Постепенно у Фрейда складывается новое представление о человеке,
отличное от того, которое сформировалось в эпоху Просвещения и стало в
центр личности универсальный общечеловеческий разум. Отказ от образа
человека, управляющего разумом, Фрейд называет «коперниканским переворотом» в психиатрии и философии. Возмущенную реакцию общественности он объясняет тем, что в основе поведения и сознательных установок лежит бессознательное ядро личности, связанное с природными инстинктами, респектабельный человек викторианской эпохи чувствует себя уязвленным и униженным. Ведь психоанализ трактует «культурную оболочку» личности – жесты, слова, мысли, поступки – как маскировку и защиту животных инстинктов и анти культурных влечений. Разуму предоставляются только роль слуги инстинктов, страстей.
Психоанализ
исходит оттого, что культурная
оболочка личности, независимо от того,
находится ли она в нормальном или невротическом
состоянии, одновременно скрывает и обнажает
истинные намерения. Предполагается, что
разум врача, да и разум самого пациента
в силах понять причины психических затруднений,
всякого рода страхов, депрессий, навязчивых
мыслей, и с помощью такого понимания освободиться
от них. В психоанализе соединяются характерные
для нашей эпох, вера в разум и недоверие
к нему. Поэтому Фрейда можно назвать и
«сыном Просвещения», и человеком, стоящим
одной ногой в эпохе модерна.
2.4.
Три периода творческой
деятельности З.
Фрейда
Задумываясь
над мотивами человеческих
нормальных, так и патологических – Фрейд, пришёл к выводу, что они
обусловлены сексуальностью. Сексуальный инстинкт – самый мощный среди других. Сексуальная этиология неврозов становится краеугольным камнем фрейдовской психотерапии. Именно тема сексуальности, которой Фрейд был увлечен в первый период своей деятельности в качестве психоаналитика (1900- 1914) вызвала наибольшее возмущение в научных кругах среди общественности.
Второй
период творчества Фрейда (1914-1926)
отмечен шоком от последствий
мировой войны, которая
Третий и последний период – с 1927 по 1939 год отличается сложностью и
противоречивостью
исторических событий. Фрейд – уже
старик. Прогрессирует его болезнь.
После аншлюса Австрии Гитлером он становится
узником еврейского гетто. Книги Фрейда
публично сжигают на площади (1933 год). Его
сестра погибают в газовых камерах. В этот
период судьбы культуры, религии, цивилизации
привлекают Фрейда. Его мировоззрение
окрашивается в скептические и пессимистические
тона. Он не стремится вырваться из венского
гетто, где провел всю жизнь. Только поддавшись
уговорам друзей, имея в виду возможность
лечения, он с семьей переезжает в Лондон.
С большим трудом, при посредничестве
резидента США Франклина Рузвельта, заплатив
немецким властям сто тысяч долларов,
французская принцесса Мария Бонапарт
– ученица Фрейда – в 1938 году вызволяет
его из плена. Но английский период жизни
длится не долго. 29 сентября 1939 года Фрейд
умирает, перенеся 32 операции, в возрасте
83 лет.
3.ЭТИКА
И ПСИХОАНАЛИЗ.
Наиболее значимый вклад заключается в том, что психоанализ – первая
современная система психологии, предметом которой является не какой-то
отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека, как целостная
личность.
В противоположность
психологии, вынужденной ограничиваться изучением частных феноменов, Фрейд выдвинул новый метод, давший ему возможность изучать личность в целом, а также понять, что вынуждает человека поступать так, а не иначе. Это метод – анализ свободных ассоциаций, снов, оговорок, перенесений – позволяет сделать ранее «скрытые», доступные только самопознанию и самоанализу состояния сознания «явным» в процессе общения между индивидом и психоаналитиком. Тем самым психоаналитический метод сделал доступными для наблюдения и изучения такие явления, которые иным путем не наблюдаемы. Стало возможным выявление и тех эмоциональных переживаний, которые не были доступны даже для самоанализа, поскольку вытеснялись из сознания.
В начале
исследований Фрейда
Несмотря
на свою молодость,
надменность
могут быть проявлением чувства
несостоятельности и
Не
менее важно для этики понятие
бессознательной мотивации.
понятие, в общей форме, восходит к Лейбницу и Спинозе, Фрейд был первым, кто приступил к систематическому эмпирическому исследованию бессознательных стремлений, заложив тем самым основы теории человеческой мотивации. Таким образом, понятие бессознательной мотивации открыло новые возможности этических высказываний. Не только «низменное», как отметил Фрейд, «но и возвышенное в Ego может быть проявление бессознательного», являясь сильнейшим мотивом различных поступков; вот почему этика не может игнорировать изучение бессознательного.
Хотя
психоанализ располагает
формирования ценностных суждений и мотиваций, Фрейд и его школа не
воспользовались ими для углубленного изучения этических проблем.
Фрейд
не касался специально
характера. Нормальное же развитие сопровождается развитием зрелого,
самостоятельного и творческого характера, способного к труду и любви; и
тогда, в конечном счете, оказывается, что согласно Фрейду, здоровье и
добродетель
– одно и то же.
4.ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
ПРОЦЕССОВ.
Каждый
крупный социальный мыслитель
мыслит в своей особой
Общий
объяснительный принцип
Фрейд,
принимая близко к сердцу