Психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 03:31, реферат

Краткое описание

Вот уже сто лет психоанализ самим фактом своего существования бросает вызов обычным представлением о науке и познании, заставляя предположить, что здесь мы имеем дело с совершенно особым феноменом. Общеизвестно, что Фрейд проводил параллель между психоанализом и работами Коперника и Дарвина. Во всех этих случаях, пояснял Фрейд, человеческому нарциссизму наносится рана. Человек считал себя центром Вселенной, царем творения, властелином собственной психики, а оказалось, что он живет на малозначительной планете, возникает случайно, в результате биологической эволюции, и не способен осознать даже собственного опыта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ?
Соотношение психоанализа и философии
Раздел II. СУТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
Глава 2. МЕТАПСИХОЛОГИЯ
1. ТОПИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДУШЕВНЫХ ПРОЦЕССОВ
1. 1. Первая топика
1. 2. Вторая топика
2. Динамическое рассмотрение душевных процессов
3. Экономическое рассмотрение душевных процессов
Глава 3. ЗИГМУНД ФРЕЙД И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Раздел III. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Индивидуальная психология
Аналитическая психология
Эго-психология
Неофрейдизм

Файлы: 1 файл

Психоанализ.docx

— 104.25 Кб (Скачать)

Сочетание справедливых социальных порядков с прогрессом науки и техники  — таково условие расцвета личности, реализации ее притязаний как самого ценного и высшего творения культуры.

Тем временем социально-психологическая  ситуация становилась все более  тревожной. В 1933 году в Германии к  власти пришел фашизм. Среди сожженных  идеологами “нового порядка” книг оказались и книги Фрейда. Пройдет  всего несколько лет, и в печах  Освенцима и Майданека погибнут четыре сестры Фрейда. Его самого, всемирно известного ученого, ждала бы после  захвата Австрии нацистами та же участь, если бы при посредничестве американского посла во Франции  не удалось добиться разрешения на его эмиграцию в Англию. В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни  его были сочтены. Он мучился от болей, и по просьбе его лечащий врач сделал два укола, положившим конец  страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года.

В начало раздела II

Раздел III.

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Индивидуальная психология

Аналитическая психология

Эго-психология

Неофрейдизм

Трансактный анализ

Еще при жизни Фрейда психоанализ  перестал быть единым целым. Сам Фрейд  к психоанализу относил только свое собственное учение, но так уж сложилось, что этим термином начали называть самые различные течения психологической, социальной и философской мысли. Ввиду ограниченного размера  работы представляется необходимым  дать только краткую характеристику основных неортодоксальных течений  психоанализа и их наиболее выдающихся представителей.

Индивидуальная психология

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский  психолог, представитель психоаналитического  направления в психологии. Создал научную школу “индивидуальной  психологии”. В своем учении Адлер  отстаивал принцип внутреннего  единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы  и антагонизмов между сознательным и бессознательным. В объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявления. Согласно Адлеру, основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. С недоразвитием чувства общности связываются личные формы психопатологии и социальных отклонений. Адлер внес вклад в разработку проблемы жизненного стиля, в теорию сновидений, в исследования неврозов, он изучал вопросы взаимоотношений разновозрастных детей в семье, влияния различных стилей воспитания на формирование личности ребенка и др.

Индивидуальная психология — одно из направлений психоанализа, ответвившееся  от фрейдизма и разработанное  А. Адлером. Исходит из того, что структура  личности (индивидуальность) ребенка  закладывается в раннем детстве (до пяти лет) в виде особого “стиля жизни”, который предопределяет все  последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих  телесных органов испытывает чувство  неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться и  складываются его цели. Когда эти  цели реалистичны, личность развивается  нормально, а когда фиктивны —  становится невротичной и асоциальной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое  вводит в действе механизмы компенсации  и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. Задача психотерапии — помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах. Идеи индивидуальной психологии получили на Западе распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма. Методологическая ограниченность индивидуальной психологии обусловлена прежде всего защитой концепции о предопределенности психического развития, которое мыслится телеологически как реализующее цели, первично заложенные в глубинах личности.

Аналитическая психология

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский  психиатр, психолог, основатель аналитической  психологии. Будучи последователем З. Фрейда, разработал одну из методик  ассоциативного эксперимента, ввел понятие  “комплексы”. В дальнейшем Юнг отошел от фрейдизма, выдвинув положение о  том, что помимо индивидуального  подсознательного существует также  коллективное бессознательное. Юнг  утверждал, что фундамент духовной жизни составляет наследуемый опыт предшествующих поколений, который  образован совокупностью архетипов. Анализ сновидений и психических  расстройств в учении Юнга тесно  взаимосвязаны с изучением основных компонентов культуры, мифов, религий, фольклора. Юнг разработал сложную  и не общепринятую структуру личности, включающую “я”, “тень” (совокупность вытесненных представлений о  себе самом), “самость” (самопознание смысла жизни), “анима” (источник ласки и влечений) и “анимус” (источник непререкаемых суждений). Он предложил типологию характеров в соответствии с преобладанием функций (ощущение, мышление, чувство, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир (экстраверсия — интроверсия) (“Психологические типы”, 1921).

Аналитическая психология — система  взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, давшего ей это имя с  целью ограничить ее от родственного направления — психоанализа Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая  никогда не может стать содержанием  сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования — архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов.

Архетип — центральное понятие  аналитической психологии. Архетип  — способ связи образов, переходящих  из поколения в поколение. Согласно Юнгу, архетип представляет собой  структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего  человечества. Они наследуются подобно  тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру  личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении  творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг видел в них форму, образующую начало, присутствующие в психике каждого человека. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и зла, характеризуются амбивалентностью, имманентной закономерностью. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей, с особой отчетливостью они проявляются в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при некоторых расстройствах психики. Набор архетипов ограничен: они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимоотношения людей.

В качестве метода анализа скрытых  мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Целью психического развития человека аналитическая психология считает  индивидуализацию — особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует  себя как уникальное неделимое целое. Хотя аналитическая психология отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималось не сексуальная бессознательная психическая энергия, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции.

Аналитическая психология представила  данные истории, мифологии, искусства, религии, трактуя их как порождения некоего психического начала. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные  категории людей — экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила, независимо от аналитической психологии, развитие в конкретных психологических  исследованиях личности.

СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЮНГУ

(от поверхностных слоев к  глубинным)

1. Эктопсихическая сфера

Эктопсихика — система связей между содержанием сознания и фактами (данными), идущими из внешней среды.

1.1. Ощущение

Ощущения говорят, что нечто  есть; они не говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто  присутствует.

1.2. Мышление

Мышление в своей простейшей форме говорит, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие, ибо мышление есть восприятие и суждение.

1.3. Чувство

Чувство с помощью определенных чувственных тонов информирует  нас о ценности вещей. Оно говорит  субъекту, что тот или иной предмет  стоит для него, какую ценность он представляет.

1.4. Интуиция

Интуиция дает возможность воспринимать ситуацию в целом, не вдаваясь в детали.

В центре расположено ЭГО (Е), которое  обладает определенной энергией. Эта  энергия и есть сила воли. В зависимости  от мыслительного типа эта сила может  быть направлена к мышлению (Т), чувству (F), ощущению (S) или интуиции (I). Функция Т отрицает функцию F, а функция S — функцию I, т.е. нельзя одновременно эффективно мыслить и чувствовать, ощущать и быть в режиме интуиции.

2. Эндопсихическая сфера

Эндопсихика — это мир теней; мы не можем заглянуть в него, мы загадка самим себе.

2.1. Память

Функция памяти, или воспроизведения, связывает нас с вещами, ставшими подсознательными. То, что мы называем памятью, — это дар репродуцировать  бессознательные содержания, и это  — главная функция, ясно различимая во взаимосвязи между нашим сознанием  и содержанием, которые в действительности не существуют перед нашим взором.

2.2. Субъективные компоненты сознательных  функций

Это некоторая предрасположенность  действовать определенным образом, и часто такая предопределенность носит недоброжелательный характер.

2.3. Аффекты (эмоции)

Это то состояние, когда внутренняя сторона психики человека завладевает им, чему он не в силах помешать. Человек усилием воли может сохранить спокойствие, но им в данный момент времени владеет тень.

2.4. Инвазии (вторжения)

Здесь теневая сторона, сфера бессознательного имеет полный контроль и может  даже нарушить условия существования  сознания. Сознательный контроль в  подобных случаях — наименьший. Сюда относятся и те состояния  человеческой жизни, которые необязательно  называть патологическими, они патологичны  лишь в старом смысле этого слова, когда патология означала науку  страстей.

 

3. Личное бессознательное

Личное бессознательное — бессознательное, состоящее из личностных элементов, составляющих личность как целое.

3.1. Познаваемый материал сугубо  личностного происхождения

Это программы (индивидуально приобретенные  либо являющиеся результатом инстинктивных  процессов), формирующие личность как  целое.

3.2. Забытые или подавленные содержания  и творческие процессы

(У некоторых людей подобные  процессы могут протекать осознанно.)

4. Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное  — это содержания, не воплощающие  свойства отдельно разума или психического бытия человека, а несущие в  себе свойства всего человечества, как некоего общего целого. Данные содержания имеют характерную особенность  — они мифологичны по сути.

Эти коллективные паттерны, или типы, или образы, Юнг называет архетипами.

Эго-психология

Эго-психология — одно из направлений  психоанализа, возникшее как реакция  на ортодоксальный фрейдизм. В отличие  от последнего, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть  личности, эго-психология считает, что  ее эго играет более важную и независимую  роль, чем полагал З. Фрейд. Помимо борьбы с влечениями, эго регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные  структурные характеристики и собственную  систему защитных механизмов. При  этом функции эго прямо не зависят  от влечений. Ключевое для психоанализа понятие “конфликт” в эго-психологии заменяется понятием “диалог” индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию эго. Среда или социум рассматриваются в эго-психологии упрощенно, только как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития эго сводится к адаптации. Подлинно социальные закономерности функционирования при таком подходе не учитываются. Главные представители эго-психологии — А. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон.

Информация о работе Психоанализ