Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 03:31, реферат
Вот уже сто лет психоанализ самим фактом своего существования бросает вызов обычным представлением о науке и познании, заставляя предположить, что здесь мы имеем дело с совершенно особым феноменом. Общеизвестно, что Фрейд проводил параллель между психоанализом и работами Коперника и Дарвина. Во всех этих случаях, пояснял Фрейд, человеческому нарциссизму наносится рана. Человек считал себя центром Вселенной, царем творения, властелином собственной психики, а оказалось, что он живет на малозначительной планете, возникает случайно, в результате биологической эволюции, и не способен осознать даже собственного опыта.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ?
Соотношение психоанализа и философии
Раздел II. СУТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
Глава 2. МЕТАПСИХОЛОГИЯ
1. ТОПИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДУШЕВНЫХ ПРОЦЕССОВ
1. 1. Первая топика
1. 2. Вторая топика
2. Динамическое рассмотрение душевных процессов
3. Экономическое рассмотрение душевных процессов
Глава 3. ЗИГМУНД ФРЕЙД И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Раздел III. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Индивидуальная психология
Аналитическая психология
Эго-психология
Неофрейдизм
Согласно
предполагаемой теории индивидуум представляется
нам как непознанное и
“Однако вытесненное также сливается с Оно и есть только часть его. Вытесненное благодаря сопротивлениям вытеснения резко обособлено только от Я; с помощью Оно ему открывается возможность связаться с Я. Ясно, следовательно, что почти все разграничения, которые мы старались описать на основании данных патологии, относятся только к единственно известным нам поверхностным слоям душевного аппарата. Для изображения этих отношений можно было бы набросать рисунок, контуры которого служат лишь для наглядности и не претендуют на какое-либо истолкование. Следует, пожалуй, прибавить, что Я, по свидетельству анатомии мозга, имеет “слуховой колпак” только на одной стороне. Он надет на него как бы набекрень.
Нетрудно убедиться в том, что Я есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве W-Bw (<система восприятия>-<сознание>) часть Оно, своего рода продолжение дифференциации поверхностного слоя. Я старается также содействовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью в противоположность к Оно, содержащему страсти.” ([3], стр. 22-23).
“Я складывается и обособляется от Оно, по-видимому, не только под влиянием системы W (<системы восприятия>) , но под действием также другого момента. Собственное тело, и прежде всего поверхность его, представляет собой место, от которого могут исходить одновременно как внешние, так и внутренние восприятия. Путем зрения тело воспринимается как другой объект, но осязанию оно дает двоякого рода ощущения, один из которых могут быть очень похожими на внутреннее восприятие. В психофизиологии подробно описывалось, каким образом собственное тело обособляется из мира восприятий. Чувство боли, по-видимому, также играет при этом некоторую роль, а способ, каким при мучительных болезнях человек получает новое знание о своих органах, является, может быть, типичным способом того, как вообще складывается представление о своем теле.
Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности. Если искать анатомической аналогии, его скорее всего можно уподобить “мозговому человечку” анатомов, который находится в мозговой коре как бы вниз головой, простирает пятки вверх, глядит назад и управляет, как известно, слева речевой зоной.” ([3], стр. 24).
Особое значение придавалось Сверх-Я (Супер-Эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказывающим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Супер-Эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я (Супер-Эго) образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью.
Можно сделать грубое допущение, что в результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, в Я отлагается осадок, состоящий в образовании обоих названных (с отцом и матерью), как-то согласованных друг с другом отожествлений. Это изменение Я удерживает особое положение; оно противостоит прочему содержанию Я в качестве идеального Я или Сверх-Я.
Сверх-Я не является, однако, простым осадком от первых избраний объекта, совершаемых Оно, ему присуще также значение энергичного реактивного образования, направленного против них. Его отношение к Я не исчерпывается требованием “ты должен быть таким же (как отец)”, оно выражает также запрет: “таким (как отец) ты не смеешь быть, т.е. не смеешь делать все то, что делает отец; некоторые поступки остаются его исключительным правом”. Это двойное лицо идеального Я обусловлено тем фактом, что Сверх-Я стремилось вытеснить Эдипов комплекс, более того, могло возникнуть лишь благодаря этому резкому изменению.
Если Я (Эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (Ид), но в противовес Сверх-Я (Супер-Эго), то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Сверх-Я черпает энергию от Ид, постольку Сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.
На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял чувство вины у неврастеников влиянием Сверх-Я. С помощью такого подхода объяснялся феномен тревожности, занимавший теперь большое место в психоанализе. Различались три тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного Оно (Ид) и со стороны Сверх-Я (Супер-Эго). Соответственно задача психоанализа усматривалась в том, чтобы освободить Я (Эго) от различных форм давления на него и увеличить его силу (отсюда понятие о силе “Я”). От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (Эго) спасается с помощью специальных “защитных механизмов” — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности и т.д. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.
Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Правда, вводя этот фактор и ориентируясь на него как на главную опору в психотерапевтической процедуре избавления субъекта от невроза, Фрейд не отступал от своего давнего сравнения отношения Я и Оно с отношением всадника к своей лошади. Наездник определяет цель и направление движения, но энергия последнему придается лошадью, т.е. исходит из того же самого котла влечений и аффектов, который заложен в организме как биологической системе. Принцип антагонизма биологического и социального (сведенного к воображаемому типу связей между людьми различного пола, возникшему в праисторические времена и перешедшему через поколения в структуру современной семьи) препятствовал пониманию того, что, говоря словами А. А. Ухтомского, “природа наша делаема и возделываема”. Предвзятое положение о том, что мотивационные ресурсы личности начисто исчерпываются энергией нескольких квазибиологических влечений, которые Я как ядро личности вынуждено подчинять тирании навязанного ему с детства квазисоциального Сверх-Я, лишило Фрейда возможности объяснить динамику развития Я, пути наращивания его собственных сил, его преобразований в континууме жизненных встреч с социальным миром. Проведя демаркационную линию между Я и сознанием, показав, что Я как психическая (а не гносеологическая) реальность — это особая подсистема в системе личности, решающая свои задачи благодаря тому, что оперирует собственными психологическими (а не физиологическими) “снарядами”, указав на драматизм ее отношений с другими подсистемами личности, Фрейд столкнул психологию с областью, которая хотя и имеет жизненно важное значение для бытия человека в мире, однако оставалась для науки неизведанной.
Динамическое рассмотрение душевных
процессов — это рассмотрение
психических процессов и
С точки зрения динамики психические феномены порождаются столкновением и сложением сил, осуществляющих некоторое давление и являющихся первоначальной пружиной влечения.
Психоанализ заменил так называемую
статическую концепцию
“Динамическим” Фрейд называл бессознательное, постоянное давление которого побуждает к действию противонаправленную силу, не допускающую его в сознание. Об этой динамике бессознательного свидетельствует клинический опыт: доступ в бессознательное прегражден сопротивлениями, а вытесненное в свою очередь приводит к возникновению в бессознательном все новых отростков.
Динамика бессознательного проявляется в образовании компромиссов, обязанных своей внутренней устойчивостью “поддержке с обеих сторон”.
Вот почему Фрейд различал два понятия бессознательного: в “описательном” смысле бессознательное есть то, что находится вне сознания, включая и предсознание; в “динамическом” смысле оно обозначает не только любые скрытые представления, но прежде всего динамику мыслей, оторванных от сознания, несмотря на всю свою силу и действенность.
3. Экономическое рассмотрение
Экономическое рассмотрение душевных процессов — это рассмотрение душевных процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергетическим источником, согласно Фрейду, является Оно.
Согласно экономической
Экономическая точка зрения представляет
собой попытку проследить все
превращения отдельных
Экономический подход характеризует творчество Фрейда в целом: без учета экономики нагрузок описание психических процессов не может быть полным.
Это требование фрейдовской мысли порождается, с одной стороны, научным духом и понятийным аппаратом с его энергетическими понятиями, а с другой — клиническим опытом с обилием фактов, которые, как казалось Фрейду, можно объяснить лишь на экономическом языке.
Экономическая гипотеза постоянно присутствовала в целом ряде понятий фрейдовской теории. По-видимому, главный момент здесь — это мысль о существовании особого аппарата (который поначалу описывался как нейронный, а затем все решительнее, как психический), чья функция заключается в удержании энергетических процессов на как можно более низком уровне. Этот аппарат совершает определенную работу, которую Фрейд описывает по-разному: как преобразование в связанную энергию, как отсрочку разрядки, как психическую обработку возбуждений и пр. Такая обработка предполагает разграничение между представлениями и квантом аффекта или суммой возбуждения, способными перемещаться по ассоциативным цепям, обеспечивая энергетическую нагрузку того или иного представления или всей совокупности представлений и пр. Отсюда — собственно экономический смысл таких понятий, как смещение и сгущение.
Психический аппарат получает возбуждение в результате внешнего или внутреннего воздействия; в последнем случае постоянное давление этих возбуждений или влечений “побуждает к работе”. Функционирование психического аппарата в целом может быть описано в экономическом языке как взаимодействие нагрузок, разгрузок, противонагрузок, сверхнагрузок.