Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 03:31, реферат
Вот уже сто лет психоанализ самим фактом своего существования бросает вызов обычным представлением о науке и познании, заставляя предположить, что здесь мы имеем дело с совершенно особым феноменом. Общеизвестно, что Фрейд проводил параллель между психоанализом и работами Коперника и Дарвина. Во всех этих случаях, пояснял Фрейд, человеческому нарциссизму наносится рана. Человек считал себя центром Вселенной, царем творения, властелином собственной психики, а оказалось, что он живет на малозначительной планете, возникает случайно, в результате биологической эволюции, и не способен осознать даже собственного опыта.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ?
Соотношение психоанализа и философии
Раздел II. СУТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
Глава 2. МЕТАПСИХОЛОГИЯ
1. ТОПИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДУШЕВНЫХ ПРОЦЕССОВ
1. 1. Первая топика
1. 2. Вторая топика
2. Динамическое рассмотрение душевных процессов
3. Экономическое рассмотрение душевных процессов
Глава 3. ЗИГМУНД ФРЕЙД И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Раздел III. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Индивидуальная психология
Аналитическая психология
Эго-психология
Неофрейдизм
Эрик Эриксон (р. 1902) — американский психолог, представитель эго-психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества, подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как “чувство непрерывной самотождественности”, психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу (“потери себя”). На основании этого Эриксон делал вывод о обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т.д.). Смысл терапевтической работы усматривается в возращении пациенту утраченного чувства идентичности.
Неофрейдизм
Фрейдо-марксизм — одно из течений в психоанализе, представители которого пытаются объединить фрейдизм и марксизм, обосновывая это общностью их отдельных положений. Первый представитель фрейдо-марксизма В. Райх считал, что революционная борьба пролетариата должна быть дополнена борьбой за новую политику в области сексуального воспитания. Продолжатель линии Райха Г. Маркузе усматривал смысл капиталистической эксплуатации в ограничении реализации людьми своих влечений, в том числе извращенных, а революционную борьбу, в конечном счете, сводил к борьбе за “раскрепощение” инстинктов. “Революционными” силами, согласно Маркузе, являются “отверженные” общества, к которым он без разбора относил студентов и безработных, люмпен-пролетариат и национальные меньшинства. Такого рода взгляды Маркузе сделали его идеологом левацких и анархиствующих элементов среди молодежи. Особого внимания заслуживают притязания Эриха Фромма на близость с марксизмом. Манипулируя идеями Карла Маркса и нередко подменяя их содержание своими собственными взглядами, он пытался создать впечатление близости своей концепции с марксизмом, оставаясь, однако, на позициях абстрактной критики капитализма и его последствий.
Эрих Фромм (1900-1980) — немецко-американский философ, социолог и психоаналитик, ведущий представитель неофредизма. В 1922 году получил степень доктора философии Гейдельберзского университета и до 1933 года работает в Германии. После прихода к власти фашистов Фромм переезжает в Соединенные Штаты, где работает в Колумбийском и Йельском университетах. В 1974 году поселился в Швейцарии.
Основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной гармонической связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи. Вся активность человека подчинена решению указанной базовой проблемы — обретению единства с миром и с самим собой. Единственно адекватным ответом на проблему человеческого существования является, согласно Эриха Фромма, любовь — форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное “Я” (“Искусство любви”, 1964). Путь к оздоровлению современного общества, не совместимого с гуманистическими требованиями человеческой природы, лежит через моральное обновление, духовное очищение человека.
Фромм считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, но при этом он не преуменьшал роли биологических факторов. Фромм показал, что основной подход к изучению личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому себе. Человек — существо общественное. Следовательно, ключевая проблема психологии состоит в том, чтобы раскрыть отношение человека и мира.
Такие идеалы, как истина, справедливость,
свобода хоть и не всегда, но очень
часто стают истинными
Фромм стремился гуманизировать психоанализ. Он придал психоаналитическоиу методу и результатам его применения новое понимание и перспективу толкования. По мнению Фромма, психоанализ — это исповедь человека, в которой она открывает свои мысли, желания, тяжелые воспоминания. Это дополняется толкованием снов. Психоанализ доказывает, что сны имеют смысл. Методика психоанализа раскрывает его в своей работе “Забытый язык”. Фромм обращается к анализу снов и мифов и подчеркивает, что в древние времена миф играл другую роль, чем в наши дни. Мифы и сны рассматривались как наиболее важные проявления души. Фромм пытался создать типологию символов, с помощью которой можно было бы сравнивать разные формы забытого языка.
Эти открытия Фромма изменили развитие психоанализа. Возможными стало использовать его для анализа социально-исторической динамики. Особое внимание уделил философ анализу гуманистического потенциала К. Маркса. Фромм показал, что для Маркса история человечества — это прежде всего летопись постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. Фромм подчеркнул большую разницу между взглядами Маркса и практикой тоталитарного псевдокоммунизма. Человек стает пленником тех политических институтов, которые он сам создал.
В отличие от многих исследователей,
которые считали нацизм или казарменный
социализм случайным
Но о чем бы не писал Фромм — о бытии, власти, государстве, деспотии, культуре, нации — он начинает с человека и рассматривает его в определенной ситуации. Можно сказать, что именно это создает оригинальность философской антропологии Э. Фромма, которая где-то отбрасывает, а где-то дополняет попытки разгадать тайну человека, которые делали Л. Фейербах, К. Маркс, З. Фрейд. Своеобразие философии Фромма в том, что он превращает человека на меру всех вещей в том понимании, что отбрасывает все попытки покорить человека какой-то другой сущности.
Такой подход не означает, что Фромм идеализирует человека. Он совсем не отвлекается от того, что именно человек создал антигуманное общество, разорвал на куски природу. Именно о борьбе живого и мертвого в человеческой природе идется в работе “Анатомия деструктивности”. Концепция разрушительного в человеке раскрыта в таких работах Фромма, как “Душа человека”, “Из плена иллюзий”. Э. Фромму принадлежит оригинальная мысль: история не способствует тому, чтобы человек ставал человечнее. Наоборот, он часто действует вопреки своей человеческой природе.
Иметь и Быть — вот проблема философской антропологии Фромма. Владение кажется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, мы должны владеть вещами. Более того, мы должны владеть такими вещами, чтобы получать от них удовольствие. Если придерживаться такой точки зрения, то кажется, что сущность бытия именно во владении, что человек ничто, когда он ничего не имеет. Фромм считает, что за душу человека борются два принципа — принцип владения и принцип бытия. Тенденция владения черпает силу в биологической природе человека, в стремлении к самосохранению. Вторая тенденция — Быть — означает отдавать себя, жертвовать собой. Она выявляет себя в специфических условиях человеческого существования.
Все это характеризует Фромма как представителя философской антропологии. Но этого определения недостаточно. С другой стороны, этот философ принадлежал к направлению исследований, который получил название неофрейдизм. Именно психоаналитический аспект исследований Фромма составляет важную часть его вклада в мировую философско-психологическую мысль. Фромм предупреждает, что в информационном обществе может исчезнуть проблема свободы человека, его ответственности, потому что мир и общество, когда оно будет построено по рецептам технократического мышления, перестает быть людским.
Процесс социального формирования человека начинается тогда, когда индивид выявляет свое отношение к людям через формы человеческих отношений. Развитие той или иной формы общения приводит к формированию общественного характера, то есть стабильной и четкой системы ориентации. В соответствии с 5 средствами социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм, любовь) возникают средства адаптации к социуму. На этой основе Фромм разрабатывает свою характерологию, которая, по его мнению, необходима для этической теории.
Философская антропология Фромма включает в себя психоаналитические, экзистенциальные, собственно антропологические, марксистские идеи. Она открыта для древней мистической традиции и восточного оккультизма. Но исходные позиции не претерпевают существенных изменений. Доминанта философского поиска — напряженное постижение разумом тайны человека.
Гарри Стэк Салливен (1892-1949) — американский психиатр и психолог, представитель неофрейдизма. Подобно другим последователям этого направления произвел социологическую модификацию классического психоанализа, выдвинув “межличностную теорию психотерапии”, согласно которой главной детерминантой психического развития выступают межличностные отношения (как реальные, так и воображаемые), в которых личность формируется и проявляется. Отвергая фрейдовское представление о либидо как доминирующем энергетическом источнике поведения человека, Салливен рассматривал в качестве первого и важнейшего компонента личности систему динамизмов — особых “образов энергии”, проявляющихся в межличностных отношениях и обеспечивающих удовлетворение потребностей. Несоответствия потребностей способам их удовлетворения, а также “беспокойство” личности по поводу своей безопасности, передающееся ребенку от матери и развивающееся в неблагоприятных межличностных ситуациях, вызывают, по мнению Салливена, многочисленные личностные “напряжения”, конфликты. Основным механизмом защиты от них выступает “система самости” — особая инстанция личности, предписывающая и запрещающая определенные образцы поведения, в зависимости от конкретных межличностных ситуаций. Второй компонент личности составляет система персонификаций — образов себя и окружающих, которые раз возникнув, продолжают стереотипно определять отношение к себе и другим. Третий компонент личности — когнитивные процессы: прототаксис — бессвязное течение идей, свойственное ребенку; паратаксис — фиксация связей лишь между связанными во времени событиями; синтаксис — оперирование символами, значение которых разделяется определенной социальной группой. На этой основе Салливен выделил ряд стадий онтогенетического развития личности, связанных с изменением сложившихся межличностных отношений. Основная цель психотерапии Салливена — выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих ее адекватное приспособление к окружающим — достигалось посредством выдвинутого им метода “психиатрического интервью”, предполагающего активное воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом.
Карен Хорни (1885-1952) — американский психолог. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействий окружающей среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства — “коренной тревоге”, которая возникает у ребенка из-за “изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире”. Это чувство заставляет человека стремится к безопасности, в нем заключена потребность к самореализации. Эти положения легли в основу неофрейдизма. Каждый индивид может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает невротический конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных “стратегий” поведения, таких, как движение к людям, от людей, против людей.
Существуют два основных вида психологической защиты: экстернализация и интернализация.
Экстернализация — механизм психологической защиты, при котором проблемы осознаются как внешние обстоятельства. Так, страх перед сексуальным контактом не осознается, но субъект считает, что различные объективные обстоятельства препятствуют реализации его сексуальных намерений. В целом данный механизм выражает тенденцию субъекта видеть себя лишь частью внешней силы, полностью от нее зависимой, т.н. экстернальность. Эта черта весьма характерна для тоталитарного типа личности.
Интернализация — механизм психологической защиты, при котором неопределимые внешние препятствия осознаются как нежелание субъекта совершить тот или иной поступок. Желаемый объект обесценивается, существование препятствия на пути к достижению игнорируется. “Я без труда могла бы стать принцессой, но идея монархии вызывает у меня отвращение”. Как черта личности интернализация проявляется в стремлении субъекта искать причины событий не во внешних обстоятельствах, а в самом себе, подчеркивать свою личную ответственность: “любое изменение начинается с самого себя”.
Трансактный анализ
Эрик Берн (1902-1970) — американский психолог и психиатр. Развивая идеи психоанализа, разработал “трансактный анализ” — оригинальное направление как в теоретической психологии, так и в психотерапевтической практике.
Трансакционный (трансактный) анализ — это направление в психологии, включающее:
• структурный анализ (теория эго-состояний);