Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 03:31, реферат
Вот уже сто лет психоанализ самим фактом своего существования бросает вызов обычным представлением о науке и познании, заставляя предположить, что здесь мы имеем дело с совершенно особым феноменом. Общеизвестно, что Фрейд проводил параллель между психоанализом и работами Коперника и Дарвина. Во всех этих случаях, пояснял Фрейд, человеческому нарциссизму наносится рана. Человек считал себя центром Вселенной, царем творения, властелином собственной психики, а оказалось, что он живет на малозначительной планете, возникает случайно, в результате биологической эволюции, и не способен осознать даже собственного опыта.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ?
Соотношение психоанализа и философии
Раздел II. СУТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
Глава 2. МЕТАПСИХОЛОГИЯ
1. ТОПИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДУШЕВНЫХ ПРОЦЕССОВ
1. 1. Первая топика
1. 2. Вторая топика
2. Динамическое рассмотрение душевных процессов
3. Экономическое рассмотрение душевных процессов
Глава 3. ЗИГМУНД ФРЕЙД И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Раздел III. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Индивидуальная психология
Аналитическая психология
Эго-психология
Неофрейдизм
• собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии “трансакция” как взаимодействие эго-состояний вступающих в общение индивидов;
• анализ психологических “игр”;
• скриптоанализ (анализ жизненного сценария — “скрипта”).
Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: “Родитель”, “Ребенок” и “Взрослый”. Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние “Родитель” обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние “Родитель” содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся пожизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: “заботящийся” (советы, поддержка, опека и т.п.) и “контролирующий” (запреты, санкции и т.п.). Эго-состояние “Ребенок” содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка “естественного” (“свободного”) и “адаптированного”. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлены такими разновидностями, как “бунтующий” (против Родителя), “соглашающийся” и “отчуждающийся”. Эго-состояние “Взрослый” включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует “здесь-и-теперь” и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о “переключении” или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться и более чем одном эго-состоянии. Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа — “игры”, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть “хорошими”, когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и “плохими”, когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: “супружеские игры”, “игры в кабинете врача”, “игры преступного мира”, “игры жизни” и т.д. В основе многих игр лежат скрипты, или “скрипт-программы” жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства по воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии “Ребенок”, плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе трансактного анализа, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного “Взрослого”, в первую очередь его деконтаминации, а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития трансактного анализа абсолютизация роли Взрослого в интеграции личности в последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование “новых” эго-состояний “Родитель” и “Ребенок” в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в трансактном анализе разработаны ряд вербальных методик, определяющих развитость, “энергетическую наполненность” эго-состояний и их форм. Несмотря на свою распространенность, эти методы подвергаются критике как клиницистами, так и теоретиками трансактного анализа за узкий подход, не учитывающий особенности отношений между эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике дает разработка проективных, в частности рисуночных, методик, а также метод трансактной реинтерпретации личных опросников (например, опросников Р. Кеттела, ММРI и др.).
В начало раздела III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психоанализ... С момента его возникновения прошло уже целое столетие. З. Фрейд выступил тогда как революционер. Та оппозиция, которую вызвал против себя психоанализ в кругах официальной науки, непререкаемо свидетельствует о том, что здесь были дерзко нарушены вековые традиции западной морали и науки и сделан шаг за границы дозволенного. Новой научной мысли и ее создателям пришлось пережить годы глухого отъединения; против нового учения поднялись в широких кругах общества активнейшая вражда и открытое сопротивление.
Через некоторое время шум, поднятый
вокруг нового учения, постепенно улегся.
Мировое признание если не вполне,
то отчасти сменило прежнюю
Позже наступает время более трезвой оценки психоанализа. Он становится объектом настоящего научного исследования.
Наука о человеке призвана рассказать ему больше, чем он сам о себе знает. Сперва она раскрыла механизмы восприятия окружающего мира, работы его сознания. Ее следующим шагом было проникновение в глубины неосознаваемой душевной жизни. Фрейд первым отважился на этот шаг, и в этом главное историческое значение его психоанализа. Десятилетиями погружаясь в ежедневное изучение психических недугов, он в работе по их исцелению обогатил знание о человеческой личности широким спектром различной ценности подходов, проблем и понятий. Не приемля умозрительные психологические концепции психоанализа, современная научная психология и психотерапия усвоили его уроки, отбирая в них все будоражащее творческую мысль.
Но, несмотря на все достижения, современная наука все еще очень далека от постижения всех тайн человека. Будущее еще ждет своих Колумбов и Менделеевых психики.
В заключении отметим, что сознание является в конечном счете главным рычагом психоанализа, главной опорой доктора Фрейда, имя которого в истории культуры навсегда проглотило понятие о бессознательном. Рациональный анализ иррациональных побуждений и, тем самым, избавление от них — таково было его кредо. Но разве возможен иной рациональный анализ, кроме осознанного? И не случайно в одной из своих завершающих публикаций Фрейд признал, что прежде из-за ненадежности критерия сознательности он недооценивал его. “Здесь, — отмечал он, — дело обстоит так же, как и с нашей жизнью, — она немного стоит, но это все, что у нас есть. Без света этого качества сознательности мы бы затерялись в потемках глубинной психологии”. Ему долго пришлось блуждать в этих потемках, прежде чем поставить знак равенства между ценностью сознания и ценностью нашей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фрейд З. Психология
2. Фрейд З. Толкование
3. Фрейд З. Я и Оно. — М.: МПО “МЕТТЭМ”, 1990.
4. Фрейд З. Введение в
5. Юнг К. Г. Аналитическая
6. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 1995.
7. Берн Э. Введение в психиатрию
и психоанализ для
8. Берн Э. Игры, в которые играют
люди. Психология человеческих
9. Шерток Л., Соссюр Р. де. Рождение психоаналитика: От Месмера до Фрейда / Пер. с фр, и вступ. ст. [с. 5-28], Н. С. Автономовой. — М.: Прогресс, 1991.
10. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1991.
11. Дадун Роже. Фрейд. — М.: Изд-во АО “Х.Г.С.”, 1994.
12. Лаплаш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с фр. — М.: Высшая школа, 1996.
13. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: “Педагогика-Пресс”, 1996.
14. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. — 1996. — №2 — С. 86-103.
15. Гуревич П. Тайные страсти Зигмунда Фрейда // Собеседник. — 1994. — №40. — С. 149.
16. Белкин А. И. Полвека после Фрейда: [Об исслед. в обл. психоанализа]. // Психологический журнал. — 1990. — т. 11, №4. — С. 118-121.
17. Грюнбаум А. Теория Фрейда и философия науки: [О психоанализе: Статья из США] // Вопросы философии. — 1991. — №4. — С. 90-106.
18. Н. С. Автономова. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. — 1991. — №4. — С. 58-75.
19. Л. Шерток, И. Стенгерс. Гипноз — удар по нарциссизму // Вопросы философии. — 1991. — №4. — С. 76-89.
20. Ребеко Г. А. От психоанализа Фрейда к анализу по Фрейду // Психологический журнал. — 1994. — т. 15. — №6. — С. 133-142.