Психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 03:31, реферат

Краткое описание

Вот уже сто лет психоанализ самим фактом своего существования бросает вызов обычным представлением о науке и познании, заставляя предположить, что здесь мы имеем дело с совершенно особым феноменом. Общеизвестно, что Фрейд проводил параллель между психоанализом и работами Коперника и Дарвина. Во всех этих случаях, пояснял Фрейд, человеческому нарциссизму наносится рана. Человек считал себя центром Вселенной, царем творения, властелином собственной психики, а оказалось, что он живет на малозначительной планете, возникает случайно, в результате биологической эволюции, и не способен осознать даже собственного опыта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ?
Соотношение психоанализа и философии
Раздел II. СУТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
Глава 2. МЕТАПСИХОЛОГИЯ
1. ТОПИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДУШЕВНЫХ ПРОЦЕССОВ
1. 1. Первая топика
1. 2. Вторая топика
2. Динамическое рассмотрение душевных процессов
3. Экономическое рассмотрение душевных процессов
Глава 3. ЗИГМУНД ФРЕЙД И РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Раздел III. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
Индивидуальная психология
Аналитическая психология
Эго-психология
Неофрейдизм

Файлы: 1 файл

Психоанализ.docx

— 104.25 Кб (Скачать)

Твердая убежденность Фрейда (до 20-х  годов) в том, что главным объяснительным принципом всех побуждений, страстей и бед человеческих следует считать  либидо, восстановила против него подавляющее  большинство тех, с кем он вел  исследования бессознательной психики, начиная от Брейера, решительно рассорившимся со своим вчерашнем соавтором. Порвав с Брейером, Фрейд, наряду с тремя испытанными им методами лечения истерии (гипнозом, анализом трансфера и свободных ассоциаций), решил испытать психоанализ с целью выявить причины собственных душевных конфликтов и невротических состояний. Ни один из прежних методов для этого не был пригоден. И тогда он обратился к изучению собственных сновидений, результаты которого изложил в книге “Толкование сновидений” (1900 г.). Ее он неизменно считал своим главным трудом. В книге описывались приемы построения этих образов: их сгущение в некий причудливый комплекс, замена целого частью, олицетворение и т.п. При этом полагалось, что существуют символы, имеющие универсальный смысл для всех людей. Проверка данного положения независимыми авторами не подтвердила этот вывод.

Об отношении между сновидением  и душевным заболеванием Фрейд пишет: “Говоря об отношениях сновидения к душевным расстройствам, можно  подразумевать:

1) этиологическое и клиническое  взаимоотношения, например, если  сновидение заменяет собой психотическое состояние, является началом его или остается после него;

2) изменения, претерпеваемые сновидением,  в случае душевного расстройства;

3) внутреннее взаимоотношение между  сновидением и психозом, аналогия, указывающая на внутреннее сродство.” ([2], стр. 76).

 

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, была блестяще продемонстрирована Фрейдом  в книге “Психопаталогия обыденной жизни” (1901 г.). Различные ошибочные действия, забывания имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы. Если, например, открывая заседание, председатель объявляет его закрытым, то это не простая оговорка, а выражение его нежелания обсуждать на этом заседании неприятный для него вопрос. Подобные примеры читатель найдет в работе Фрейда, согласно которой ничего случайного в психических реакциях человека нет.

В другой работе — “Остроумие и  его отношение к бессознательному” (1905 г.) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые  накладываются на сознание индивида различные социальные нормы.

В “Трех очерках по теории сексуальности” (1905 г.) весь анализ психоневрозов вращался вокруг подавленного сексуального влечения как главной причины страхов, неврастении и других болезненных  состояний. Здесь же предлагалась схема  психосексуального развития личности — от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное половое влечение к лицу противоположного пола. Фрейд выделяет пять фаз: 1) оральную ( 1-й год жизни ); 2) анальную ( 2-3-й годы ); 3) фаллическую (4-6-й годы; в этот период формируется Эдипов комплекс); 4) латентную; 5) генитальную. Каждая из этих фаз различается господством соответствующих эрогенных зон.

Продолжая практику психотерапевта, Фрейд обратился от индивидуального  поведения к социальному. В памятниках культуры (мифах, обычаях, искусстве, литературе и т.д.) он искал выражение тех же комплексов, все тех же сексуальных инстинктов и извращенных способов их удовлетворения. Следуя тенденциям биологизации человеческой психики, Фрейд распространил на объяснение ее развития так называемый биогенетический закон. Согласно этому закону, индивидуальное развитие организма (онтогенез) в краткой или сжатой форме повторяет основные стадии развития всего вида (филогенез). Применительно к ребенку это означало, что, переходя от одного возраста к другому, он следует за теми основными этапами, которые прошел человеческий род в своей истории. Руководствуясь этой версией, Фрейд утверждал, что ядро бессознательной психики современного ребенка образовано из древнего наследия человечества. В фантазиях ребенка и его влечениях воспроизводятся необузданные инстинкты наших диких предков.

Обращение Фрейда к данным, касающихся психики “первобытных людей”, “дикарей”, ставило целью доказать сходство между их мышлением и поведением и симптомами неврозов. Об этом говорилось в его работе “Тотем и табу” (1913 г.). Фрейд пытается психоаналитически  объяснить целый комплекс этических  проблем. Он обращается к истокам  возникновения моральности и  делает вывод о наличии определенного  “категорического императива”, что  свидетельствует о моральных  основах человеческого бытия. Само понятие у первобытного человека еще не существовало. Опираясь на идеи этнографа Аткисона, Фрейд выводит моральность из первых запретов — табу. Табу на кровопролитие между родственниками, а также запрет инцеста, с одной стороны, и стремление человека к удовлетворению своих влечений, с другого, — вот те основы, на которых строилась моральность с точки зрения психоанализа.

Рассмотрение этической проблематики, тесно переплетено с комплексом проблем культурного и социального  характера. Фрейд исходит из противостояния индивида и культуры, личности и  общества. Культура целиком строится на результатах подавления бессознательных  влечений человека. Она выступает  в форме определенных запретов, которые  ограничивают выявление естественных стремлений и страстей индивида. Цель культуры — угнетение первичных  влечений сексуального характера. Культура, по Фрейду, — это такое приобретение человечества, благодаря которому осуществляется угнетение человеческой природы. С  другой стороны, требования культуры трактуются Фрейдом как источник позитивных результатов деятельности людей. Сексуальные  влечения человека, угнетение которых  культурой угрожает неврозами, берут  участие в создании высших духовных ценностей художественного и  эстетического порядка.

Благодаря сублимации, то есть замене сексуальной цели другой, более ценной в культурном и социальном отношении, бессознательные влечения людей  направляются в русло творческой деятельности, способствуют формированию и обогащению духовного мира человека.

Фрейд считал социальной несправедливостью  то, что культурная мораль требует  от всех людей одинакового сексуального поведения. Конкретное предложение  Фрейда может быть сведено к необходимости  ослабить угнетение влечений в современной  западной культуре.

Сексуальность — не единственный канал получения удовлетворения человеком. В своей работе “Неудовлетворение  культурой” (1930 г.) Фрейд обращается к освещению трудовых процессов. Он считает, что профессиональная трудовая деятельность на основе свободного выбора дает человеку очень большое удовлетворение. Но в современном западном обществе большинство людей работает лишь по необходимости и поэтому не получает от труда никакого удовлетворения, кроме денег. Принуждение к труду есть одной из характерных особенностей данного общества.

С тех пор Фрейд стал на путь приложения своего психоанализа к коренным вопросам религии, морали, истории общества. Это был путь, оказавшийся тупиковым.

Не эти культурно-исторические изыскания Фрейда, а его идеи, касающиеся роли неосознанных влечений как при неврозах, так и в обыденной жизни, его ориентация на глубинную психотерапию стали центром объединения вокруг Фрейда большого сообщества врачей, психиатров, психотерапевтов. К Фрейду приходит международная слава. В 1909 г. он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джеймс. Обняв Фрейда, он сказал: “За Вами будущее”.

В 1910 г. в Нюрнберге собрался Первый международный конгресс по психоанализу. Правда, вскоре среди этого сообщества, которое объявило психоанализ особой наукой, отличной от психологии, начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были и ставшие крупными психологами исследователи Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Большинство рассталось с Фрейдом из-за его приверженности к принципу всемогущества сексуального инстинкта. Против этого догмата говорили как факты психотерапии, так и их теоретическое осмысление.

 

Вскоре и самому Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. К этому вынудила жизнь. Грянула  первая мировая война. Среди военных  врачей имелись и знакомые с методами психоанализа. Пациенты, которые теперь у них появились, страдали от неврозов, сопряженных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями  военного времени. С этими пациентами сталкивается и Фрейд. Фиксация новых  пациентов Фрейда на травмах, вызванных  встречей со смертью, дала ему повод  выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем, как и сексуальное. Этот особый инстинкт, лежащий, наряду с сексуальным, в фундаменте любых форм поведения, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос, как антипод Эросу — силе, обозначающей, согласно философии Платона, любовь в широком смысле этого слова. Под Танатосом имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. (То есть, Эрос — это любовь к жизни, Танатос — любовь к смерти.) В своей работе “По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд признает первичным влечением влечение к смерти, а целью жизни — умереть особым, присущим данному организму способом.

Наряду с социальными обстоятельствами (военными неврозами) у Фрейда имелись  и личные мотивы обращения к этой проблеме. В начале 20-х годов на него обрушилась тяжелая болезнь, вызванная  тем, что он был злостным курильщиком  сигар. Терпеливо перенося одну мучительную  операцию за другой, он продолжал напряженно работать. В 1915-1917 гг. он выступил в Венском  университете с большим курсом, опубликованным под названием “Вводные лекции в  психоанализ”. Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 г.

В этот же период творчества Фрейда увидели  свет его работы, запечатлевшие изменения, которые претерпели его взгляды  на структуру человеческой личности (“Психология масс и анализ Я” (1921 г.), “Я и Оно” (1923 г.)). Организация психической жизни выступала теперь в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). (См. главу 2 “Метапсихология”, п. 1. 2 “Вторая топика”).

Следует отметить, что сам Фрейд, упорно настаивавший на том, что психоаналитическая конструкция в целом имеет  познавательный статус естественнонаучной теории, оценивал метапсихологическую ее часть как вторичную и в эпистемологическом плане производную. Метапсихология, утверждал он, это “спекулятивная надстройка над психоанализом: любую ее часть можно безбоязненно изменить или отбросить, как только будет доказана ее неадекватность, и не сожалеть о потерях”. В психоанализе есть “много такого, что лежит ближе к реальному опыту”, чем метапсихологические модели, — например, клинически обоснованная теория личности, психопатология, психотерапия. Стержень последних областей психоанализа образует теория вытеснения, рассматривающая различного рода явления — невротические симптомы, сновидения, ошибочные действия — как своего рода компромиссы или заместительные удовлетворения.

Фрейд продолжал также публиковать  сочинения по проблемам религии: “Будущее одной иллюзии” (1927 г.), “Моисей  и монотеизм” (1939 г.). Остался незаконченным  его “Очерк психологии”, вышедший из печати в 1940 г.

В своих завершающих “Лекциях по введению в психоанализ” Фрейд сосредоточился на проблеме отношения психоанализа к религии, науке и, наконец, к  мировоззрению, понятому как обобщающая интеллектуальная конструкция, исходя из единообразных принципов которой решаются основные проблемы бытия и познания. Он утверждал, что психоанализ в качестве специальной науки не способен образовать особое мировоззрение, что он заимствует свои мировоззренческие принципы у науки.

Считая свои теоретические построения строго научными, Фрейд подверг острой критике религиозное мировоззрение, а также субъективно-идеалистическую  философию. Будучи бескомпромиссным атеистом, считая религию несовместимой с  опытом и разумом, Фрейд считал ее формой массового невроза, имеющего в основе психосексуальные отношения и отражающего желания и потребности детства. Решительно отграничивая религиозное мировоззрение от научного, Фрейд усматривает своеобразие научного мышления в том, что оно представляет собой особого рода деятельность, которая в неустанном поиске адекватной реальности истины дает подлинную, а не иллюзорную картину этой реальности.

Наконец, наряду с религиозным и  научным мировоззрением Фрейд выделяет еще одну его форму — философию. Он подвергает острой критике приобретшую  на Западе доминирующее влияние субъективно-идеалистическую  философию, исповедующую интеллектуальный анархизм, за оторванность от практики. Затем Фрейд обращается к марксизму, сразу же отмечая, что “живейшим  образом сожалеет о своей недостаточной  ориентированности в нем”. В то время возникает неофрейдизм, опиравшийся  в критике Фрейда на представления, отразившие влияние Маркса. Сам Фрейд, плохо ориентируясь в марксизме, сводил его к доктрине, ставящей все проявления человеческой жизни  в фатальную зависимость от экономических  форм. С одной стороны, Фрейд признает, что события в сфере экономики, техники, производства действительно  изменяют ход человеческой истории. С другой стороны, Фрейд возражает  против того, чтобы считать “экономические мотивы” единственными детерминантами человеческого поведения (чего, собственно говоря, марксизм и не делал). Видя преимущество марксизма в том, что он “безжалостно покончил со всеми идеалистическими системами и иллюзиями”, Фрейд  в то же время инкриминирует марксизму  создание новых иллюзий, прежде всего  стремление вселить веру в то, что за короткий срок удастся изменить человеческую сущность и создать общество всеобщего благоденствия. По мнению Фрейда, смысл большевистской революции — в обещании создать такое общество, где “не будет ни одной неудовлетворенной потребности”. Признавая критический дух марксизма и то, что для него опорой послужили принципы строгого научного знания, Фрейд в то же время усматривал в русском большевизме зловещее подобие того, против чего марксизм борется, а именно — “запрет на мышление”, поскольку “критические исследования марксистской теории запрещены”.

Для Фрейда “русский эксперимент” “выглядит  все же предвестником лучшего  будущего”. Отступая от своей веры в неизменность человеческой природы, Фрейд завершал последнюю лекцию о психоанализе выражением надежды  на то, что с увеличением власти человека над природой “новый общественный строй не только покончит с материальной нуждой масс, но и услышит культурные притязания отдельного человека”.

Информация о работе Психоанализ