Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена существованием множества теорий и гипотез, касающихся соотношения сознательного и бессознательного в человеке. Психоаналитическая теория бессознательного, автором которой является австрийский психиатр и врач Зигмунд Фрейд, вызывает массу толков и споров и по сей день. Мнения ученых расходятся: одни считают психоанализ единственно верным учением о бессознательных процессах человеческой психики, другие негативно относятся к психоаналитической теории, считая ее несовершенной, а Фрейда и его последователей называя шарлатанами и антииллюзионистами. [1, с. 3]
ВВЕДЕНИЕ 3
1. З. ФРЕЙД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА 5
1.1 Биография З. Фрейда 5
1.2 Становление З. Фрейда как создателя психоанализа 6
2. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДОМ 8
2.1 Исторические представления о бессознательном 8
2.2 Создание психоанализа 11
2.3 Содержание психоанализа 12
2.3.1 Психоаналитическая модель личности 12
2.3.2 Теория сновидений 16
2.3.3 Психоаналитическая философия 20
3. ПСИХОАНАЛИЗ В XX ВЕКЕ: ОТ ФРЕЙДА К ФРОММУ 23
3.1 Последователи З. Фрейда 23
3.2 Неофрейдизм 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт управленческих кадров
Кафедра философских наук
Специальность:
государственное управление и экономика
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Психоанализ»
Студент
1 курса, группа ГУЭ-1 Руководитель доктор философских наук, профессор |
Волощик Дмитрий
Иванович Чуешов Виктор Иванович |
Минск, 2011 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. З. ФРЕЙД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА 5
1.1 Биография З. Фрейда 5
1.2 Становление З. Фрейда как создателя психоанализа 6
2. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДОМ 8
2.1 Исторические представления о бессознательном 8
2.2 Создание психоанализа 11
2.3 Содержание психоанализа 12
2.3.1 Психоаналитическая модель личности 12
2.3.2 Теория сновидений 16
2.3.3 Психоаналитическая философия 20
3. ПСИХОАНАЛИЗ В XX ВЕКЕ: ОТ ФРЕЙДА К ФРОММУ 23
3.1 Последователи З. Фрейда 23
3.2 Неофрейдизм 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 32
Актуальность данной работы обусловлена существованием множества теорий и гипотез, касающихся соотношения сознательного и бессознательного в человеке. Психоаналитическая теория бессознательного, автором которой является австрийский психиатр и врач Зигмунд Фрейд, вызывает массу толков и споров и по сей день. Мнения ученых расходятся: одни считают психоанализ единственно верным учением о бессознательных процессах человеческой психики, другие негативно относятся к психоаналитической теории, считая ее несовершенной, а Фрейда и его последователей называя шарлатанами и антииллюзионистами. [1, с. 3]
Кроме того, авторитет Фрейда как основателя психоанализа, равно как и авторитет самого психоаналитического учения, остается таким же весомым, как и в начале 20 века, когда работы Фрейда, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов. Исследование психоанализа представляется актуальным еще и потому, что это учение оказало влияние на развитие не только психологии, но и театра, музыки, литературы, изобразительного искусства.
Целью данной работы является изучение истории и содержания психоанализа.
Объект исследования – психоанализ.
Предмет исследования – история психоанализа, его содержание, основные представители, место психоанализа в системе философского знания.
Цель работы определила ее задачи. Реализация этих задач отвечает следующему плану:
Методом
исследования выступили метод анализа
и синтеза, системный метод, дедукция и
индукция. Источниками являлись учебные
пособия, монографии, первоисточники,
а также электронные ресурсы.
Зигмунд
Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо
Фрейд) родился 6 мая
1856 г. в городе Фрейбурге, Австро-Венгрия
(ныне Пршибор, Чехия). Фрейд происходил
из семьи галицийских евреев. Его отцу,
Якову, был 41 год, он имел двух детей от
предыдущего брака. Матери Зигмунда, Амалии
Натансон, третьей жене Якова, был 21 год.
В 1860 году семья Фрейда в связи с финансовыми
затруднениями перебралась в Вену. В 9-летнем
возрасте Фрейд поступил в гимназию Сперл
(среднюю школу), где был одним из лучших
учеников, и с отличием окончил её в 17 лет.
После окончания гимназии Фрейд желал
сделать военную или политическую карьеру,
но вследствие антисемитских настроений
его амбиции были перечеркнуты.
1873
год стал переломным в
В 1882 году, в главной больнице Вены, началась медицинская практика Зигмунда Фрейда. В этом время ученый сближается с Йозефом Брейром и Жаном Мартеном Шарко, которые оказали огромное влияние на его научную деятельность.
В
1886 году Фрейд вступает в брак с
Мартой Бернейс. От этого брака у
них родилось шесть детей. Анна Фрейд,
младшая дочь Зигмунда Фрейда, впоследствии
стала последовательницей отца, основала
детский психоанализ, систематизировала
и разрабатывала
В 1891 году Фрейд издал работу «Об афазии», где он впервые выступил с аргументированной критикой общепринятой тогда концепции локализации функций мозга в определенных его центрах. Позднее в своих статьях он утверждал, что существует обратное воздействие психической патологии на физиологические процессы и зависимость соматических симптомов от эмоционального состояния пациента.
С началом 20 века Фрейд выпускает свои основные труды, которые вошли в золотой фонд изучения проблемы бессознательного, в частности, «Толкование сновидений» (1900 г.), «Тотем и табу» (1913 г.), «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917), «Я и Оно» (1923).
В 1923 году у Фрейда был выявлен рак неба. Но ученый продолжал работать до последних дней жизни. В 1930 году Фрейд стал лауреатом премии Гете.
В 1938 году, после аншлюса Австрии и последовавших гонений на евреев, Фрейду, после ареста дочери Анны и допроса в гестапо, принял решение покинуть Германию. Однако, лишь после выплаты правительству рейха выкупа в 4000 долларов и благодаря хлопотам принцессы греческой и датской Мари Бонапарт, которая была пациенткой и ученицей Фрейда, ученый смог сохранить жизнь и вместе с женой и дочерью эмигрировать в Лондон.
Мучительно страдая от рака полости рта и неба, который был вызван курением, в 1939 году он попросил своего врача Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября в возрасте 83 лет.[2]
Очевидно, что жизнь З. Фрейда не была легкой. Подвергаемый гонениям, выросший и воспитавшийся в многодетной семье, Фрейд пережил немало сложностей, включая и то, что вынужден был отказаться от первоначальных амбиций, что не могло не оставить след в его жизни. Став врачом, Фрейд испытывал большее влечение к психонервным заболеваниям и методам их лечения, чем к физиологическим аспектам здоровья человека. Тем не менее, по признанию самого Фрейда, он ощущал влияние натурфилософии Гете и теории эволюции Дарвина всю жизнь. С этим связаны и его работы по физиологии и гистологии (см. выше). Но, как бы то ни было, наибольшее развитие получили его труды по изучению психических процессов человека, особенностей психических заболеваний.
Начав с изучения и применения гипноза в качестве метода исцеления, Фрейд стажировался во Франции у основоположника современного клинического учения о нервных болезнях Жана Шарко и лидеров иной школы гипноза Амвросия Льебо и Ипполита Бернгейма. Под влиянием этих ученых Фрейд пришел к выводу, что возможной причиной некоторых психонервных заболеваний (в частности, истерии и истерического паралича) является невидимая психическая травма, существование которой скрыто не только от врача, но и от самого больного, и обратил внимание на роль сексуального фактора в происхождении и развитии различных психических расстройств. Немного позднее Фрейд, уже, будучи практикующим врачом, осознал недостаточную эффективность существующих методов лечения, обычного гипноза в том числе, а также отсутствие необходимых теоретических разработок. Пытаясь проникнуть в тайны человеческой психики, Зигмунд Фрейд все более настойчиво разрабатывал идею о неосознаваемой психической травме как причине заболевания. Впоследствии ученый приступил к созданию глубинной психологии, ориентированной преимущественно на изучение бессознательных явлений и процессов психики человека.
Таким
образом, формирование личности Фрейда
как создателя психоанализа начинается
в юности. Оно было подвержено влиянию
различных философских и
Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Справедливости ради необходимо отметить, что Фрейд не был первопроходцем в исследовании соотношения сознания и бессознательного.
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Августин анализировал бессознательное в “Исповеди”, где он сравнивал сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное.
Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Р. Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психические процессы. Б. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком реальности внутри и вне себя.