Психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена существованием множества теорий и гипотез, касающихся соотношения сознательного и бессознательного в человеке. Психоаналитическая теория бессознательного, автором которой является австрийский психиатр и врач Зигмунд Фрейд, вызывает массу толков и споров и по сей день. Мнения ученых расходятся: одни считают психоанализ единственно верным учением о бессознательных процессах человеческой психики, другие негативно относятся к психоаналитической теории, считая ее несовершенной, а Фрейда и его последователей называя шарлатанами и антииллюзионистами. [1, с. 3]

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. З. ФРЕЙД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА 5

1.1 Биография З. Фрейда 5

1.2 Становление З. Фрейда как создателя психоанализа 6

2. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДОМ 8

2.1 Исторические представления о бессознательном 8

2.2 Создание психоанализа 11

2.3 Содержание психоанализа 12

2.3.1 Психоаналитическая модель личности 12

2.3.2 Теория сновидений 16

2.3.3 Психоаналитическая философия 20

3. ПСИХОАНАЛИЗ В XX ВЕКЕ: ОТ ФРЕЙДА К ФРОММУ 23

3.1 Последователи З. Фрейда 23

3.2 Неофрейдизм 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Психоанализ.docx

— 81.18 Кб (Скачать)

    В истории философской и психологической  мысли впервые лишь Г. Лейбницу удалось  вполне отчетливо сформулировать концепцию  бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления — малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе.

    И. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятия и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Бессознательное — это темные представления в человеке, число которых безгранично. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. А. Шопенгауэр, например, выдвинул иррационалистическую концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание. Продолжателем иррационалистических идей выступил Э. Гартман, который придерживался панпсихизма, признавая основой всего сущего бессознательное духовное начало, образующее абсолютное единство воли и идеи. Жизнь мира — не разумный, но целенаправленный процесс, в котором сознание — лишь орудие слепой мировой воли как движущей силы развития. Гартман положил в основу своей философии биологизированное понятие бессознательного, трактуемое им как “жизненная сила”, проявляющаяся в инстинкте, в рефлекторных движениях как целительное начало природы, открывающаяся в чувствах, характере, в нравственности, одаряющая человека всеми совершенствами и ведущая его к красоте и счастью, создающая язык и религию, вдохновляющая поэтов и художников, совершающая великие открытия в науке и направляющая всемирно-исторический процесс. Бессознательное незаметно управляет человеческим разумом.

    В нашей душе содержится огромное богатство  испытанных нами ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. И, тем не менее, «Я» представляет собой нечто совершенно простое, лишенное всех определений вместилище, в котором все это сохраняется, но не существует в фокусе сознания. Лишь в том случае, если мы припоминаем какое-либо представление или мысль, мы выносим их из этой тьмы бессознательного и поднимаем до уровня существования в сознании. Во время определенных болезней, отмечал Г. Гегель, случается, что в сознании всплывают некоторые такого рода представления и знания, которые много лет считались напрочь забытыми, потому что в течение всего этого долгого времени они не доходили до фокуса сознания. Человек никогда не может знать, сколько знаний и впечатлений он в действительности имеет внутри себя, хотя бы тотчас же и забывал о них; они не принадлежат действительности его сознания, его субъективности как таковой, но только его бытию, как оно есть. Таково внутреннее духовное существо человека, оно есть и останется индивидуальностью во всей своей полноте. [3, с. 220-225]

    Особо следует сказать о немецком философе и психологе Т. Липпсе, который заявил, что бессознательные процессы представляют собой особую сферу психического, требующую изучения. Рассматривая человеческую психику, Липпс выдвинул мысль, согласно которой основным фактором психической жизни являются бессознательные ее проявления, и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы понять и раскрыть природу бессознательного, выявить и объяснить закономерности его функционирования. [10]

    В период, предшествующий зарождению психоанализа, Фрейд неоднократно обращался к работам Липпса и, несмотря на то, что он пытался доказать, что использованное им понятие бессознательного не совпадает с той его трактовкой, какая имела место у Липпса, ибо последний акцентировал внимание на описательном аспекте данной проблематики, в то время как в психоанализе исследуются динамические стороны бессознательного, идеи этого немецкого философа оказали заметное влияние на Фрейда.

    Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние  на становление психоаналитического  учения Фрейда и, хотя Фрейда чаще рассматривают  как психиатра, его философского наследия нельзя недооценивать. Э. Фромм в своей работе "Психоанализ и религия " писал: "... Фрейд – последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект, Фрейд показал, что разум – ценнейшее и человечнейшее из качеств в человеке – сам подвержен искажающему воздействию страстей" [5, с. 13-14].

2.2 Создание психоанализа

 

    История психоанализа берёт своё начало в 1890-х  годах в Вене, когда Зигмунд  Фрейд трудился над разработкой  более эффективного способа лечения  невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как  результат его неврологических  консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у  многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Фрейд анализировал возможные предпосылки этих заболеваний, а также искал способы их лечения.

    Кроме того, Фрейд уделял большое внимание изучению сновидений. Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались. [2].

    Таким образом, создание психоанализа можно  проследить из этимологии этого слова. Фрейд изучал причины психических  расстройств, анализировал возможные  причины и методы их лечения, и  в результате своих умозаключений  сформировал ряд позиций, теорий, концепций, описаний болезней и способов их лечения, которые получили название «психоанализ». Впервые этот термин был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом журнале статье об этиологии неврозов. Именно этим годом датируется и первое практическое использование метода свободных ассоциаций. Следовательно, мы можем смело называть 1896 год годом рождения психоанализа.

2.3 Содержание психоанализа

2.3.1 Психоаналитическая модель личности

 

    В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд, как  уже отмечалось, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого  феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако, как видно  из работ Зигмунда Фрейда, его понимание  бессознательного отличалось от мнения его предшественников.

    Пытаясь постичь существо протекания бессознательных  процессов, он подвергает бессознательное  аналитическому расчленению. Фрейд  выделяет, во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ. Исследуя сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о своих бессознательных представлениях. Если последние не являются предметом сознания, не осознаются человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в психике бессознательных представлений? Полемизируя с философами, которые давали отрицательный ответ на этот вопрос и считали, что следовало бы говорить лишь о слабо осознаваемых, но не бессознательных представлениях, Фрейд решительно кладет в основу своих теоретических постулатов понятие о бессознательной душевной деятельности. При этом в отличие от отвлеченных рассуждений мыслителей прошлого, которые также допускали существование бессознательного психического, он опирался на конкретный материал, полученный из клинических наблюдений над людьми, страдающими неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду [6, с. 245-283].Фрейд, таким образом,  не ограничился только констатацией самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, но стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания.

    В дальнейшем, развивая собственные идеи, Фрейд пришел к концепции организации  психической жизни человека в виде модели личности, представляющую комбинацию трех элементов: Id – «Оно», Ego – «Я», «Super-Ego» - Сверх-Я [7, с 12]. Эта концепция отличалась принципиально новыми представлениями о структуре психики человека. Являясь динамической, она описывала три различные стороны деятельности человеческой психики – бессознательную, сознательную и предсознательную. Рассмотрим подробнее, в чем видел Фрейд суть каждой стороны.

    "Оно" (Id), по Фрейду – глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности; "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и необходимостью; "Сверх-Я" (Super-Ego) - совесть личности, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности.

    Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что  выделенный им глубинный, природный  ее слой - "Оно" - функционирует  по произвольно выбранной программе  получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих  страстей и вожделений индивид сталкивается с внешней реальностью, которая  противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные  влечения и направить их в русло  социально одобренного поведения. На первый взгляд может даже показаться, что именно "Я", это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет "Оно" изменять направление своей деятельности в соответствии с нормативами  социального бытия. Однако во фрейдовской  структуре личности дело обстоит  иначе: не "Я" управляет "Оно", а наоборот, "Оно" диктует свои условия "Я". Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому, как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться своей первобытной природе, то фрейдовское "Оно" также являет собой лишь видимость подчинения "Я": как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, остается вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает волю "Оно" в такое действие, которое является будто бы его собственной волей. Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх- Я" или "Идеал-Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. Во фрейдовской модели личности "Сверх-Я" указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. Если "Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то "Сверх-Я" выступает по отношению к нему как защитник интересов "Оно". По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально неодобренного порыва "Оно" в социально приемлемый импульс "Я", то есть проводить некое согласование с необузданностью действий «Оно». Но по своему содержанию фрейдовское "Сверх-Я" оказывается все же близким и родственным по отношению к "Оно", Сверх-Я" даже противостоит "Я" как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии, как с "Оно", так и со "Сверх-Я".

    Таким образом, Зигмунду Фрейду удалось «заглянуть»  в самые глубинные пласты психики, в ее «преисподнюю», и смог создать собственную, отличную от представлений других ученых, модель психического строения человека, тем самым заложив основу для создания мировоззренческой основы. Зигмунд Фрейд создал особую, не похожую на остальные структуру человеческой психики, тем самым пытаясь решить сложнейшие философские проблемы сознания и бытия человека.

2.3.2 Теория сновидений

 

    Теория  сновидений Зигмунда Фрейда являет собой комплекс мер и подходов психоанализа к проблеме сновидения. Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900) — его одной из первых крупных работ по психоанализу, которая осталась и одним из основных его трудов.

    Впрочем, фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые  желания, пришла к Фрейду ещё раньше, в 1821 году. Кроме того, подобные соображения высказывались учеными еще раньше, в 18 – начале 19 в.

    Фрейд пришел к выводу: чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего, следует уяснить смысл самого сна, его назначение. «Биологическим смыслом сна, — говорит Фрейд, — является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает» [9, с. 43]

    Общепринято утверждение о том, что сон  – это реакция на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако непонятно, почему эти раздражители (например, звуки, которые слышит спящий) обычно сами не возникают в сновидении, а проявляются в совсем другом обличии. Кроме того, в сновидении присутствуют и другие элементы, не связанные по содержанию с внешними или соматическими раздражителями.

    Поскольку внешние и соматические раздражители не могут объяснить всего в  сновидении, Фрейд выдвигает следующее  фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый  заместитель чего-то другого, бессознательного». Кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое проявляется в сознании в виде явного сновидения. Иначе  говоря: кроме внешних и соматических раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную  природу, которые воздействуют на спящего  человека, порождая в его сознании сновидения. В связи с этим в терминологии Фрейда появляется понятие «скрытого» или бессознательного сновидения.

Информация о работе Психоанализ