Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена существованием множества теорий и гипотез, касающихся соотношения сознательного и бессознательного в человеке. Психоаналитическая теория бессознательного, автором которой является австрийский психиатр и врач Зигмунд Фрейд, вызывает массу толков и споров и по сей день. Мнения ученых расходятся: одни считают психоанализ единственно верным учением о бессознательных процессах человеческой психики, другие негативно относятся к психоаналитической теории, считая ее несовершенной, а Фрейда и его последователей называя шарлатанами и антииллюзионистами. [1, с. 3]
ВВЕДЕНИЕ 3
1. З. ФРЕЙД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА 5
1.1 Биография З. Фрейда 5
1.2 Становление З. Фрейда как создателя психоанализа 6
2. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДОМ 8
2.1 Исторические представления о бессознательном 8
2.2 Создание психоанализа 11
2.3 Содержание психоанализа 12
2.3.1 Психоаналитическая модель личности 12
2.3.2 Теория сновидений 16
2.3.3 Психоаналитическая философия 20
3. ПСИХОАНАЛИЗ В XX ВЕКЕ: ОТ ФРЕЙДА К ФРОММУ 23
3.1 Последователи З. Фрейда 23
3.2 Неофрейдизм 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
В поисках новой гармонии между сознанием и бессознательным Юнг часто называл свое учение «западной йогой». Однако официальное название учения Юнга — аналитическая психология, на основе которой в 1948 году в Цюрихе был создан Институт Юнга, а в 1958 году уже Международное общество аналитической психологии. Тем не менее, будучи прежде всего психологом, Юнг оказал серьезное влияние на философию, эстетику, изучение мифологии и даже литературную критику [16].
Другим последователем З. Фрейда был Альфред Адлер (1870—1937), однако, как ни парадоксально, инициатором раскола фрейдизма был именно он.
А. Адлер сумел на основе тех же теоретических и практических материалов, коими обладал в лице Зигмунда Фрейда классический фрейдизм, сделать совершенно иные, принципиально новые выводы.
Фрейд рассматривал деятельность человека с точки зрения его прошлого. Адлер же смотрел на события с точки зрения грядущего, будущего.
Картина
поведения человека резко изменилась:
вместо принципа удовольствия в роли
руководящего и направляющего начала
оказалась «воля к власти». Индивид
в любой фазе своего развития движим
манией превосходства. Динамика развития
личности показывает ее метания между
«комплексом неполноценности», рождающимся
из опыта неудачных решений
Таким образом, психоанализ Адлер в пику психоанализа Юнга был не коллективным, а индивидуальным, и, в отличие равно как от Юнга, так и от З. Фрейда, был направлен на будущее человека, а не на его прошлое.
В конечном итоге разногласия в стане приверженцев психоанализа привели к трансформации учения Фрейда и его последователей. Впоследствии совокупность учений, полученных в результате такой трансформации, стала называться неофрейдизмом. Эта трансформация связана с именами Эриха Фромма, Карен Хорни и Вильгельма Райха.
Вильгельм Райх (1897 – 1957), австрийсий психолог и психиатр, родоначальник фрейдомарксизма, разработавший собственную концепцию неврозов, в основу которой положена их социальная обусловленность.
Первоначально Райх исходил из учения Фрейда о неврозе как культуре полового влечения и разделял тезис Фрейда о том, что сексуальная репрессия была самой важной предпосылкой развития культуры. Однако вскоре Райх объявил эту точку зрения ограниченной, поскольку она не раскрывала более глубокие экономические причины сексуальной репрессии, не анализировала экономическое содержание моральных и иных норм человеческой культуры. Поэтому специфически психоаналитическая проблематика благодаря Райху приобретает несвойственную ей до того экономическую окраску.
Стремясь соединить психоаналитические и социальные факторы развития человека, Райх опирается на фрейдовскую теорию влечений. В отличие от основоположника психоанализа, который рассматривал разрушительные агрессивные влечения в качестве первичных, вытекающих из биологической природы человека, Райх считал эти влечения вторичными, являющимися результатом негативного воздействия социума. И в этой связи он заостряет внимание на проблеме защитных психологических механизмов, навязываемых обществу человеком. Эти механизмы представляют собой так называемый социальный характер - общепсихологические черты, присущие той или иной социальной группе.
В
исторически обусловленной
Изучение социальных причин невроза привело Райха к марксизму. Считая фрейдизм и марксизм взаимодополняемыми, он попытался применить эту объединительную методологию в анализе феномена организма.
Райх считал, что ключевым звеном борьбы за демократическое переустройство общества должна стать сексуальная революция, позволяющая освободить психику индивида от архаичной структуры подчиненности авторитету, дающая человеку свободный выбор поведения.
Таким образом, Вильгельм Райх одним из первых высказал идеи сексуальной революции, а также впервые сделал попытку соединить воедино психоанализ и экономический аспект жизни общества.
Видным представителем неофрейдизма была Карен Хорни (1885-1952). Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного и антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Некоторые положения теории Хорни легли в основу неофрейдизма. Как и Фрейд, она придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации. Также Хорни, будучи в эмиграции в США, пришла к выводу, что отношения между людьми и неврозы в этой стране существенно отличаются от того, что она видела в Европе. Хорни пришла к выводу, что это причина этому кроется в социальной среде.
Развивая эту мысль, Карен Хорни высказала предположение, что неврозы формируются под воздействием окружающей социальной среды и разрушением человеческих взаимоотношений. Таким образом, в отличие от ортодоксального психоанализа, смысл лечения неврозов по Хорни состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни, в отличие от лечения по Фрейду, который призывал к борьбе с инстинктами.
Кроме того, Хорни исследовала саму суть неврозов. Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Хорни в своих ранних работах выдвинула положение о том, что динамическим центром невроза является противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями (или наклонностями) личности. Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова).
Свою
трактовку невротических
Кроме того, Карен Хорни впервые обратилась к женскому психоанализу и проблеме соотношения полов, что привело в конечном итоге к созданию отдельной концепции.
Таким образом, в психоанализе Хорни явно просматривается гуманистическая подоплека, согласно которой бытием человека управляют не его скрытые инстинкты, а внутренние противоречия, неразрешимость которых и приводит к различного вида заболеваниям и расстройствам.
Еще одним крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900 – 1980).
С первых шагов своей теоретической деятельности Фромм стремится выяснить, какую роль играют психологические факторы в социальном процессе. Он делает попытку интерпретировать динамику всей человеческой истории с социально-психологической точки зрения, раскрыть психологический механизм общественного развития. Будучи убежденным в том, что эти проблемы могут быть решены на основе философской антропологии, Фромм строит свою психологическую модель человека, которая является основанием его теории.
Фромм считает, что типы социального характера зависят от типов социальной структуры. Анализируя эту взаимосвязь, он выводит следующие типы социальных характеров: рецептивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный. В основе каждого из них лежит специфический психологический механизм, посредством которого индивиды решают проблему своего бытия. Эти механизмы, которые Фромм определяет как мазохистский, садистский, деструктивный и конформистский, выступают своеобразными защитными реакциями индивида на негативную ситуацию, выражающуюся в невозможности человека реализовать себя в определенной социальной структуре [16].
Фромм отмечает, что указанные ориентации характера являются лишь особым аппаратом социальной адаптации индивида, специфической реакцией индивида на те социальные условия, где он находится. Однако ни одна из этих ориентаций характера в принципе не решает проблему человеческого существования; в них невозможна реализация потенциалов человеческой природы. Они являются непродуктивными.
Кроме того, в своих работах Эрих Фромм обратил внимание на классификацию потребностей человека. Первой потребностью он считает потребность в общении, в межличностных связях, второй – потребность в творчестве, третьей – потребность в прочности и безопасности бытия; четвертой – стремление к употреблению, поиск идентичности, а значит формированию образцов, идеалов, примеров для подражания, пятой потребностью является стремление к познанию и освоению мира. Фромм всесторонне исследует эту потребность и показывает, что если человек не в силах соединить себя с миром в акте творчества, то в нем могут пробудиться разрушительные силы, как ответы на человеческую ситуацию в конкретном обществе, а не как агрессивные инстинкты. [19, с. 246]
Таким
образом, модификация
В данной курсовой работе были прослежены исторические этапы развития психоанализа, изучено его содержание, а также определено место в психоанализе в системе философского знания. Для того чтобы осуществить вышеназванные задачи, потребовалось изучить все аспекты данной проблемы. Первым таким аспектом стала личность Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа. Конечным выводом стало положение о том, что формирование личности Фрейда как создателя психоанализа было подвержено влиянию различных философских и естественнонаучных течений различных эпох, в особенности Нового времени, а позднее, когда он обратился к проблемам психике человека, устройству его внутреннего мира и лечению психических заболеваний, прослеживалось влияние работ его современников в области лечения неврозов (Шарко, Брейера). Впоследствии Фрейд, развивая изучение данной проблемы, разработал собственные идеи и теории о соотношении бессознательного и сознательного в человеке, о том, что причина нервных расстройств кроется в глубинных пластах бессознательного и др., что привело в конечном счете к созданию психоанализа. Это явилось следующим аспектом при изучении психоанализа. Стоит отметить, что в своих суждениях о бессознательном Фрейд не был первооткрывателем, но он был первым, кто стоял на радикальных позициях и сумел нарушить устоявшиеся концепции.