Психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена существованием множества теорий и гипотез, касающихся соотношения сознательного и бессознательного в человеке. Психоаналитическая теория бессознательного, автором которой является австрийский психиатр и врач Зигмунд Фрейд, вызывает массу толков и споров и по сей день. Мнения ученых расходятся: одни считают психоанализ единственно верным учением о бессознательных процессах человеческой психики, другие негативно относятся к психоаналитической теории, считая ее несовершенной, а Фрейда и его последователей называя шарлатанами и антииллюзионистами. [1, с. 3]

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. З. ФРЕЙД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА 5

1.1 Биография З. Фрейда 5

1.2 Становление З. Фрейда как создателя психоанализа 6

2. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДОМ 8

2.1 Исторические представления о бессознательном 8

2.2 Создание психоанализа 11

2.3 Содержание психоанализа 12

2.3.1 Психоаналитическая модель личности 12

2.3.2 Теория сновидений 16

2.3.3 Психоаналитическая философия 20

3. ПСИХОАНАЛИЗ В XX ВЕКЕ: ОТ ФРЕЙДА К ФРОММУ 23

3.1 Последователи З. Фрейда 23

3.2 Неофрейдизм 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Психоанализ.docx

— 81.18 Кб (Скачать)

    Часть скрытого сновидения — это дневные  впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек  днём, в бодрствующем состоянии, полностью  осознает, когда они актуально переживаются (сознательное), или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении. Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком - образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.

    Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые в этическом, эстетическом, социальном отношении. К ним относятся:

  • сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест);
  • ненависть (желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям)

    Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты  дневных впечатлений, используя  их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание  является активной, движущей силой  скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно  «отдаёт психическую энергию  для образования сновидения»; оно  — «собственно, создатель сновидения». [6, с. 137]

    Однако  нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное  исполнение желаний, то есть мы видим  наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала  дневных впечатлений), как будто наяву.

    Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный  тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Сновидение позволяет  нуждающемуся во сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон. [6, с 126]

    В простейшей форме сновидение предстаёт  у маленьких детей и в части  случаев у взрослых. Это ничем  не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний. В качестве примера Фрейд приводит следующий случай:

    «22-месячный мальчик как поздравитель должен преподнести корзину вишен. Он делает это с явной неохотой, хотя ему обещают, что он сам получит несколько вишен. Утром он рассказывает свой сон: Герман съел все вишни» [6, с 135]

    Но  сновидения далеко не всегда воплощают  исполнение желаний в такой явной  форме, как детские и простейшие взрослые сновидения. Обычно желания  воплощаются в сновидении в настолько  искажённом виде, что требуется применение специальных психоаналитических приёмов  для того, чтобы выявить эти желания в сновидении. Кроме того, неявные сновидения могут проявляться в явных сновидениях через символы. Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках, мифах, обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидениях символами, ограниченно. В связи с этим, метод, который использовал Фрейд для толкования сновидения, основывался на ассоциациях. Человеку задавали вопрос относительно отдельных элементов сна, и на основе этих ответов, в связи с тем, что психические процессы строго детерминированы, выносилось толкование [6, с 142].

    Таким образом, в структуре психоаналитической теории, помимо исследования непосредственной структуры психики, выделяется изучение сновидений как особой области отображения бессознательных элементов психики человека во время сна. Теория Фрейда о толковании сновидений произвела подлинную революцию в начале XX века, и по сей день мы пользуемся теми значениями символов, которые предложил Зигмунд Фрейд более ста лет назад.

2.3.3 Психоаналитическая философия

 

    Свои  теории и концепции, касающихся соотношения  бессознательного и сознательного  в человеке, роли влечений и желаний Фрейд постарался использовать для объяснения социокультурных процессов и места человека в обществе. Так родилась философия психоанализа, или, как ее еще называют философия фрейдизма (существует мнение, что философию Фрейда стоит отделять от философии его последователей, так как между ними существуют определенные разногласия) [1, с. 5]. При помощи психоанализа Фрейд пытался объяснить закономерности развития как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

    Сам Фрейд отделяет свои взгляды от философии, называя их естественнонаучными. Тем не менее, его взгляды на историю развития общества по-философски широки и абстрактны.

    Рассмотрим  вкратце историю развития психоаналитической философии.

    Длительное  время в философии доминировал  принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и  само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

    Но  определяющее влияние на разработку этой проблемы сделал З. Фрейд, открывший  целое направление в философской  антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. По его мнению, человек - это, прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти" (Танатосе), противостоящем "инстинкту жизни" (Эросе). Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

    Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и  сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в  итоге биологическое бессознательное  начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это, прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

    Зигмунд Фрейд рассматривал не только проблемы сознания человека, объяснения сути понятия  «человек», но и анализировал взаимодействие человека и общества с помощью  психоаналитической теории. Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры - это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека, по Фрейду, ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являются ли многие культуры, или даже культурные эпохи "невротическими", не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений "невротическим"? [11]

    Таким образом, Зигмунд Фрейд затрагивал очень важные философские вопросы, такие как человек, его взаимодействие с обществом, сознание человека, человек  и культура и др. Теории Фрейда впоследствии оформились в единую мировоззренческую концепцию, эмпирической базой которой был психоанализ.

 

  1. ПСИХОАНАЛИЗ В XX ВЕКЕ: ОТ ФРЕЙДА К ФРОММУ
    1. Последователи З. Фрейда
 

    Психоаналитическая  теория, разработанная 3. Фрейдом, имела много сторонников и последователей, идеи которых способствовали модификации фрейдизма, приведшей, в конечном счете, к возникновению неофрейдизма.

    Одним из ближайших соратников Фрейда и  популяризатором его учения является швейцарский психолог, основатель аналитической  психологии Карл Густав Юнг (1875 - 1961). Несмотря на общемировоззренческую солидарность со своим учителем, углубляющиеся  разногласия с некоторыми теоретическими идеями основоположника психоанализа и неудовлетворенность психоаналитическими  методами лечения неврозов, привела  Юнга к необходимости пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма.

    Основные  расхождения с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного.

    Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности. По его мнению, с позиции психоаналитической практики крайне затруднительно обосновать формирование психики человека исключительно сексуальными влечениями. Тем более принципиально невозможно объяснить происхождение человеческой души, творчества, культуры лишь концепцией сублимации, поскольку на их формирование влияет множество факторов, в том числе надиндивидуальных [14]

    В отличие от фрейдистской концепции  культуры, концепция Г Юнга значительно  глубже анализирует бессознательное, рассматривая его как определенную совокупность некоторых фундаментальных  образов (архетипов), действительно важных для любой цивилизации (как, например, символ Дерева Жизни). Этот и подобные ему символы не могут быть описаны в сфере инстинктов и коррелируют с определенными нейродинамическими структурами мозга, что доказала экспериментальная психология.

    Расхождения по другой принципиальной позиции –  происхождению бессознательного, основывались на том, что Фрейд приписывал всем проявлениям бессознательного (неврологические заболевания, сновидения, оговорки, описки, сексуальные расстройства) исключительно индивидуальную природу, в то время как Юнг говорил о коллективном бессознательном.

Информация о работе Психоанализ