Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена существованием множества теорий и гипотез, касающихся соотношения сознательного и бессознательного в человеке. Психоаналитическая теория бессознательного, автором которой является австрийский психиатр и врач Зигмунд Фрейд, вызывает массу толков и споров и по сей день. Мнения ученых расходятся: одни считают психоанализ единственно верным учением о бессознательных процессах человеческой психики, другие негативно относятся к психоаналитической теории, считая ее несовершенной, а Фрейда и его последователей называя шарлатанами и антииллюзионистами. [1, с. 3]
ВВЕДЕНИЕ 3
1. З. ФРЕЙД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОАНАЛИЗА 5
1.1 Биография З. Фрейда 5
1.2 Становление З. Фрейда как создателя психоанализа 6
2. ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДОМ 8
2.1 Исторические представления о бессознательном 8
2.2 Создание психоанализа 11
2.3 Содержание психоанализа 12
2.3.1 Психоаналитическая модель личности 12
2.3.2 Теория сновидений 16
2.3.3 Психоаналитическая философия 20
3. ПСИХОАНАЛИЗ В XX ВЕКЕ: ОТ ФРЕЙДА К ФРОММУ 23
3.1 Последователи З. Фрейда 23
3.2 Неофрейдизм 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Зигмунд Фрейд создал собственную, уникальную теорию строения психики человека, разделив ее на сознательную, предсознательную и бессознательную части, тем самым решая такие философские проблемы, как проблемы бытия и сознания.
Фрейд произвел подлинную революцию в области изучения сновидений. Его наследием, а именно трактовкой значений символов, которые люди видят во время сна, мы пользуемся и сейчас.
Повлияв на развитие культуры, литературы и общества в целом, психоанализ в большой степени поспособствовал свершению сексуальной революции на Западе, пересмотра многих морально-этических устоев общества, а также привел к образованию отдельной мировоззренческой концепции, решающей вопросы человека, его взаимоотношений с обществом, сознания и получившей названия фрейдизма.
Впоследствии фрейдизм был подвергнут критике некоторыми последователями Фрейда, которые пытались модернизировать его в рамках психоаналитического учения. Так возник неофрейдизм, который оказал значительное влияние на формирование и развитие общества, культуры, образования в начале 20 века. Это третий аспект данной проблемы. Работы Э. Фромма, В. Райха, К. Хорни внесли принципиально новый для психоанализа философский посыл – если в психоанализе Фрейда антропологическая философская концепция опиралась на тезис об «инстинктивности» человека, его иррациональности и замкнутой индивидуальности, то представители неофрейдизма подчеркивают неотъемлемую связь человека и общества, пытаются скоординировать понятие бессознательного с социально-экономическими процессами и предлагают иные трактовки бессознательного в человеке (коллективный характер, детерминирование психологических расстройств внутренними противоречиями, конфликтами и влечениями, связанных с самореализацией человека в обществе и др.). Философия неофрейдизма пытается объяснить смысл существования человека, различие явного и неявного бытия, которое отражается в процессах бессознательного. В конечном итоге психоанализ в 20 веке сблизился с другим, схожим направлением в западной философии – экзистенциализмом.
Таким
образом, были решены все поставленные
задачи. На основании вышеизложенного
можно сделать вывод о том,
что влияние психоанализа на развитие
общества в конце 19 – начале 20 века было
огромным. Психоаналитическим наследием
мы пользуемся и по сей день, в том числе
и для разрешения многих философских проблем.
Оно стало неотъемлемой частью современного
общества, взглядов и мировоззрения людей,
что свидетельствует о значимом месте
психоанализа в системе как обыденных,
так и абстрактных философских знаний.