Философские аспекты психоанализа. З. Фрейд

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т. д.

Оглавление

Введение
Сведения о З. Фрейде, его жизни и научных работах
Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение вообще
Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека — один из главных призывов к «раскрепощению чувственности»
Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

реферат 2 мой.docx

— 33.16 Кб (Скачать)

 

 

 

Курсовая  работа

На тему: Философские аспекты психоанализа. З. Фрейд

 

 

Содержание

 

Введение

Сведения  о З. Фрейде, его жизни и научных  работах

Развитие  психоанализа. Психоанализ как философское  течение вообще

Преувеличение роли сексуальных влечений в психической  жизни человека — один из главных  призывов к «раскрепощению чувственности»

Истолкование  сновидений, как “королевская дорога”  психоанализа

Заключение 

Использованная  литература

 

 

Введение

 

Классическая  философия внесла существенный вклад  в познание рациональных или рационализируемых  форм духовного опыта, которыми она  главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики  человека входит и играет немалую  роль нерациональное – бессознательные  процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые  акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т. д.

Философия ХХ века стала уделять всё большее  внимание целостности, спонтанности человеческого  духовного опыта, специфике и  немалому значению его нерациональных элементов. Были изменены акценты в  понимании сравнительного значения рационального и нерационального  в духовном опыте, психике человека.

Представители немарксистской философии XIX и XX веков  отказались от примата познавательно-рациональных процессов и форм, но перенесли  акцент не на противоречивую целостность  социально-исторической практики, жизни  индивидов, их познания и действия, а на какой-нибудь из нерациональных элементов психики, будь это воля, инстинкт, бессознательное и т. д.

Как пример немарксистской философии XIX-XX вв., рассмотрим в контрольной работе «философию жизни», а также философию фрейдизма  и неофрейдизма.

Основателем психоанализа является З. Фрейд (1856-1939), мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей ХХ века. По мнению многих, достижения в этой области поставили его  в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся её и на социальные явления. Он во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке. Согласно Декарту, Локку и Канту, природа наделила каждого индивида свободой воли. Способность совершать свободный выбор составляет наиболее глубокую сущность индивида и связана с сознательным «Я». Фрейд трактует это мнение о человеческой психике (душе, psyche) как иллюзию. Сознательное «Я» является только вершиной могучей, бессознательной ментальной жизни.

 

 

Сведения  о З. Фрейде, его жизни и научных  работах

 

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной её целью стало раскрытие  основных элементов человеческой психики  методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория  В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей  вызвало ошеломляющий эффект.

Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом  теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее своё поведение, а как существо, находящееся  в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой  сфере психического - в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал психику как  поле боя между непримиримыми  инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные  психические процессы имеют большое  значение в регуляции поведения  человека.

Почти за 45 лет активной научной деятельности и клинической практики

Фрейд создал:

. Первую  развёрнутую теорию личности;

. Обширную  систему клинических наблюдений;

. Оригинальный  метод лечения невротических  расстройств;

. Метод  исследования тех психических  процессов, которые почти невозможно  изучить какими-либо другими средствами.

Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известность  под именем глубинной психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор, Чехия) в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый учёный прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет и поступил в знаменитый Венский университет. Особый интерес для него представляли естественные науки. Фрейд воспитывался на принципах и идеалах точного, опытного естествознания – физики и биологии. Он не ограничивался описанием явлений, а искал их причины и законы. Этим идеалам он следовал и тогда, когда перешёл в область психологии. Он намеревался стать профессиональным научным работником. Но он стал практикующим врачом-невропатологом, т.к. его материальное положение сильно ухудшилось.

С Брейером они стали применять для лечения  своих пациентов гипноз. Через  несколько лет Фрейд выдвинул постулат, придавший всем его последующим  концепциям, каких бы психологических  проблем они не касались, особую окраску и навсегда соединивший  его имя с идеей всесилия сексуальности  во всех человеческих делах. В различных  гипотезах и представлениях Фрейда потаённым силам сексуальности  действительно было придано могущественное влияние на судьбу человека, и для  того, чтобы считать Фрейда трубадуром этих сил, он сам дал немало оснований. Однако, подобно тому как применительно  к поведению своих пациентов  Фрейд в их реакциях искал скрытый  от их сознания реальный смысл, в суждениях  самого Фрейда, его теориях заключалось  гораздо больше, чем это им самим  осознавалось. И именно эти «зашифрованные» идеи, а не версия о всемогуществе полового влечения, стали животворным источником его влияния на науку о человеке. Совместно молодые невропатологи Фрейд и Брейер подготовили книгу «Исследования истерии». Она вышла в 1895 г. Иногда её оценивают как первую главу в истории созданного

Фрейдом психоанализа. Книгу «Толкование  сновидений», вышедшую в 1900 г., Фрейд считает своим главным трудом. Он думал, что сны являются отражением страхов, влечений и других переживаний, которые говорят о себе на особом символическом языке, словарь и способ построения которого Фрейд попытался восстановить. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознанные мотивы, была блестяще продемонстрирована им в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901 г.). В другой работе – «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы. Но это вовсе не означает, что они монопольно царят над всеми движущими поведением человека потребностями, как это со всё большей настойчивостью утверждал Фрейд. Именно этот подход он отстаивал в «Трёх очерках по теории сексуальности» (1905 г.), где весь анализ психоневрозов вращался вокруг подавленного сексуального влечения как главной причины страхов, неврастении и других болезненных состояний. Его обращение к данным, касающимся психики «первобытных людей», ставило целью доказать сходство между их мышлением и поведением и симптомами неврозов. Об этом говорилось в его работе «Тотем и табу» (1913 г.). В 1915-1917 гг. он выступил в Венском университете с большим курсом, опубликованным под названием «Вводные лекции в психоанализ». Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 г. В этот же последний период творчества

Фрейда  увидели свет его работы, запечатлевшие  изменения, которые претерпели его  взгляды на структуру человеческой личности: «Психология масс и анализ

Я» (1921 г.), «Я и Оно» (1923 г.). В конце 30-х гг. XX века Фрейд эмигрировал в Англию. Там его встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе его лечащий врач сделал 2 укола, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября

1939 г.

 

Развитие  психоанализа. Психоанализ как философское течение вообще

 

Возникнув в начале века одно из направлений  медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем  и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования  миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением  о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в  этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно  было бы выдумать”. По его мнению, главной  социальной причиной распространения  психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной  жизни в буржуазном обществе. Это  ведет к “кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность  найти свое “подлинное

Я” в  гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в  условиях разделения труда и капиталистической  рационализации производства и потребления  остается искать свое “подлинное Я” в  частной жизни.

Психоаналитическое  учение о культуре представляет собой  способ истолкования знаков, семиотику  или даже симптоматику культуры. Взгляд

Фрейда  на искусство, религию, мораль, сознательные институты — это взгляд врага, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и  методов исследования бессознательных  психических процессов к “метапсихологии”, т.е. совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”.

Затем эта  общая теория послужила фундаментом  для применения психоанализа в различных  областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии, социологии и  т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские  идеи, осуществляется выход за пределы  специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда  как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.

В ”Толковании  сновидений” (1900 г.) сновидение рассматривается как приватная микрология сновидца, а мир представляется как сновидение народов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования.

Человек у Фрейда — “человек желающий”, у которого влечения и страсти  предшествуют сознательному поведению  и мышлению. Он подчинён неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок; но сознательный мир не столько  рационален, сколько полон “рационализацией”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограничена, за ясными и отчётливыми  идеями и образами сознания скрываются тёмные и спутанные представления  сновидений и галлюцинаций, психические  отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов.

Предметом психоанализа являются, в первую очередь, разного рода психопатологии, в которых  эта “тьма” берёт верх над сознательной жизнью. Если такова природа человека, если фундаментом его существования  является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детскими влечениями, неврозами, сновидениями и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию.

обозначения самого глубокого уровня психической  жизни Фрейд использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчёркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдалённом будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы граница между биологическим и психическим, тут совершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии “инвестируются” в определённые идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией желания.

Информация о работе Философские аспекты психоанализа. З. Фрейд