Философские аспекты психоанализа. З. Фрейд

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т. д.

Оглавление

Введение
Сведения о З. Фрейде, его жизни и научных работах
Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение вообще
Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека — один из главных призывов к «раскрепощению чувственности»
Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

реферат 2 мой.docx

— 33.16 Кб (Скачать)

Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения  и мышления невротиков, но и для  истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Он подчёркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать  душевную жизнь индивида в её истории  и в связи с действием некоторых  социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и  сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных  уровней. Фрейду удалось показать и  некоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, поскольку  те внутрипсихические конфликты, которые  он описывал, являлись отражением условий существования людей в капиталистическом мире.

 

Преувеличение роли сексуальных влечений в психической  жизни человека — один из главных  призывов к “раскрепощению чувственности”

 

Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более  к “сексуальной”, не призывал, но характерное  для его учения преувеличение  роли сексуальных влечений в психической  жизни человека стало одним из главных источников призывов к “раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на его учение со стороны Шопенгауэра и Ницше  и даже говорил, что специально отказался  от чтения произведений Ницше, чтобы  такого влияния не произошло, но он, судя по всему, был неплохо с этими  учениями знаком.

Учение  Фрейда предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой природе. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизация человеческого  существования. Одним из источников витализма Фрейда была “философия жизни”. Другим источником была упрощённо понятая установка естествознания, а также буржуазной социологии и антропологии XIX века сводить сложные социальные и психологические явления к элементарным физическим и биологическим процессам. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми “точными” науками, которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосредоточил всё внимание на том, что, по его мнению, присуще природе человека, т.е. на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных привнесений культуры присущи всем людям.

Моделью его философской антропологии был  не просто человек с его исключительно  психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и  подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, по его мнению, “не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти у здорового... Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведём борьбу и мы, здоровые люди”. В конечном счёте и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно был преодолён “эдипов комплекс” или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из “доэдиповых” ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека.

По определению  Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признаёт существование первичных  бессознательных процессов в  психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом  психоанализа является теория детской  сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчёркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия  инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления  раннего детства определяют основные черты психики индивида.

Особенностью  воззрения Фрейда является также  предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым  обнаруживается сокрытое.

Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще-то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами.

 Фрейд  обнаруживает механизмы конденсации,  смещения образов, проекции и  сублимации влечений. Наше “Я”  совсем не так “прозаично”,  как полагали философы. Это лишь  одна из инстанций психики,  формирующаяся в процессе индивидуального  развития. Длительная зависимость  ребенка от родителей, медленное, в сравнении с другими животными, взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Самой влиятельной  сексологической теорией первой половины XX века был, безусловно, психоанализ  Зигмунда Фрейда. Психоанализ как  философская и психологическая  теория и как метод лечения  неврозов, безусловно, значительно  шире сексологической проблематики. К сожалению, систематического изложения  и критики фрейдовской теории сексуальности в свете современных  научных данных на русском языке  нет. В отличие от большинства  своих предшественников, 3. Фрейд  рассматривает сексуальность не как частный, локальный, аспект человеческой жизни, а как ее основу и стержень. Половое влечение, "либидо" составляет, по 3. Фрейду, источник всей психической  энергии индивида, а всякое эмоциональное  удовлетворение он называет сексуальным. Ядро того, что мы называем любовью,- писал 3. Фрейд,- половая любовь, целью  которой является сексуальная близость. Это влечение лежит и в основе таких "несексуальных" чувств, как  любовь к самому себе, родительская и сыновняя любовь, дружба, любовь к  человечеству в целом и даже привязанность  к конкретным предметам и абстрактным  идеям. Все они, по 3. Фрейду, "суть проявления одних и тех же инстинктивных  импульсов. В отношениях между полами они пробивают себе путь к сексуальному союзу, а в других случаях отвлекаются  от этой цели или не могут достичь  ее. Тем не менее, первоначальную либидинозную природу этих чувств всегда можно  распознать по жажде близости и самопожертвования". Такая расширительная трактовка  либидо навлекла на Фрейда небезосновательные обвинения в пансексуализме. Однако это не был вульгарный, механический редукционизм. Тезис, что "сексуальные импульсы" включают все эмоциональные и дружественные влечения, к которым в просторечии применяется слово "любовь", неразрывно связан у 3. Фрейда с тем особым значением, которое он вкладывает в понятие "сексуальность": "В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей целью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства".

 

Истолкование  сновидений, как “королевская дорога” психоанализа

 

Истолкование  сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским  влечениям, а они - суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии  фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся  однажды в первобытной орде, неизменно  повторяется в каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу  — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний  миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребёнка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически - через взаимоотношения с родителями.

Символика сновидений универсальна, мы имеем  дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик  может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или  равнодушным к нему, но психоанализ  в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актёром является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там, где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря, вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

Самым загадочным в психоанализе является понятие  “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего  ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещённой форме. Созерцание произведения искусства  доставляет нам наслаждение, подобное лёгкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо  не находит удовлетворения своим  постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их а произведениях искусства. Сам этот дар остаётся в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в  такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ, - это  производность прекрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, —  пишет Фрейд, — таковы изначальные  свойства сексуального объекта”).

 

 

Заключение

 

Итак, что  же мы выяснили, исследовав достаточно подробно два течения философии, имеющих место в XIX-XX веках?

Иррационализм – обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности  разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто  иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

Иррационализм стремится показать особенности  гуманитарного знания и неисчерпаемость  объектов исследования человека и общества, его культуры.

В «философии жизни» на первый план выдвигаются  внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого  поведения. Специфика человека в  феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане.

Фрейдизм  следует отличать от психоанализа как  конкретного метода исследований бессознательных  психических процессов, принципам  которого фрейдизм придавал универсальное  значение. Исходя из учения Фрейда о  бессознательном, фрейдизм стремится  свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных  влечений.

 Психоанализ  представляет собой не только  мир, но и философию. Она  далека от оптимизма. Мы обладаем  такой, а не иной физической  и психической организацией и  мало что способны изменить  в своем положении. Реальность  не подчиняется нашим желаниям  и не подвластна мольбам. С  нею можно примириться, как  и со своей судьбой. Психоанализ  — это урок скромности для  человека, поскольку ему следует  отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений даёт познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

 

 

Использованная литература

 

1 Спиркин  А. Г. Философия: Учебник для  технических вузов. – М.: Гардарики, 2006.

2 Скирбекк  Г., Гилье Н. История философии:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. / Пер. с англ. В. И. Кузнецова;  Под ред. С. Б. Крымского.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3 Рассел  Бертан. История западной философии.  – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

4 Философия  истории: Учеб. пособие / Под ред.  проф. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 1999.

5 Хрестоматия  по западной философии: учеб. пособие  / сост., авт. предисл. и вступит.  ст. Н. И. Фокина; под ред. В.  И. Кириллова. – М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2006.

6 Рычков  А. К. Философия: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. – М.: Гуманитар. изд.  центр ВЛАДОС, 2004.

7 Фрейд, З.  Психология бессознательного: сборник  произведений / Под ред. М.Г.

Ярошевского. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М.: Владос, 1998. –

490 с.

8 Руткевич, А.М. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М. Руткевич. – М.: Центр, 2000. – 397 с.

9 Фрейд, З.  Лекции по психоанализу. Лекция 31 / З. Фрейд. - М.: КСП +, 1998. – 114 с.

10 Радугин,  А.А. Хрестоматия по истории  психологии / А.А. Радугин. – М.: МГУ, 1980. – 670 с.


Информация о работе Философские аспекты психоанализа. З. Фрейд