Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:52, курсовая работа
Классическая философия внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых форм духовного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т. д.
Введение
Сведения о З. Фрейде, его жизни и научных работах
Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение вообще
Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека — один из главных призывов к «раскрепощению чувственности»
Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа
Заключение
Использованная литература
Фрейд создал
учение, которое было использовано
не только для объяснения поведения
и мышления невротиков, но и для
истолкования эмпирических данных чуть
ли не всех социальных и гуманитарных
наук. Он подчёркивал наличие конфликтов
в психике человека, стал рассматривать
душевную жизнь индивида в её истории
и в связи с действием
Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека — один из главных призывов к “раскрепощению чувственности”
Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной”, не призывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало одним из главных источников призывов к “раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на его учение со стороны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил, что специально отказался от чтения произведений Ницше, чтобы такого влияния не произошло, но он, судя по всему, был неплохо с этими учениями знаком.
Учение Фрейда предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой природе. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизация человеческого существования. Одним из источников витализма Фрейда была “философия жизни”. Другим источником была упрощённо понятая установка естествознания, а также буржуазной социологии и антропологии XIX века сводить сложные социальные и психологические явления к элементарным физическим и биологическим процессам. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми “точными” науками, которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосредоточил всё внимание на том, что, по его мнению, присуще природе человека, т.е. на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных привнесений культуры присущи всем людям.
Моделью
его философской антропологии был
не просто человек с его исключительно
психологическими задатками. Человеческая
природа была понята им по образу и
подобию тех больных
По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признаёт существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчёркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида.
Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое.
Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще-то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами.
Фрейд
обнаруживает механизмы
Самой влиятельной
сексологической теорией первой
половины XX века был, безусловно, психоанализ
Зигмунда Фрейда. Психоанализ как
философская и психологическая
теория и как метод лечения
неврозов, безусловно, значительно
шире сексологической проблематики.
К сожалению, систематического изложения
и критики фрейдовской теории
сексуальности в свете
Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа
Истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они - суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется в каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребёнка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически - через взаимоотношения с родителями.
Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актёром является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там, где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря, вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.
Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещённой форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное лёгкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их а произведениях искусства. Сам этот дар остаётся в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ, - это производность прекрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, — пишет Фрейд, — таковы изначальные свойства сексуального объекта”).
Заключение
Итак, что же мы выяснили, исследовав достаточно подробно два течения философии, имеющих место в XIX-XX веках?
Иррационализм
– обозначение течений в
Иррационализм стремится показать особенности гуманитарного знания и неисчерпаемость объектов исследования человека и общества, его культуры.
В «философии
жизни» на первый план выдвигаются
внемыслительные способности
Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.
Психоанализ
представляет собой не только
мир, но и философию. Она
далека от оптимизма. Мы
Использованная литература
1 Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2006.
2 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3 Рассел Бертан. История западной философии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
4 Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 1999.
5 Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие / сост., авт. предисл. и вступит. ст. Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
6 Рычков А. К. Философия: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
7 Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений / Под ред. М.Г.
Ярошевского. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М.: Владос, 1998. –
490 с.
8 Руткевич, А.М. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М. Руткевич. – М.: Центр, 2000. – 397 с.
9 Фрейд, З. Лекции по психоанализу. Лекция 31 / З. Фрейд. - М.: КСП +, 1998. – 114 с.
10 Радугин, А.А. Хрестоматия по истории психологии / А.А. Радугин. – М.: МГУ, 1980. – 670 с.
Информация о работе Философские аспекты психоанализа. З. Фрейд