Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:14, контрольная работа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово –
Кафедра философии
Контрольная работа
по философии
на тему:
Философия
жизни. Философские
аспекты психоанализа
Воронеж – 2007
Оглавление
Философия
жизни - направление в западно-
Трактовка понятия жизни в «философии жизни» довольно многозначна. Для Ницше «жизнь» есть «воля к власти», Бергсон понимает «жизнь» как космический «жизненный порыв», Дильтей и Зиммель рассматривают «жизнь» как культурно-исторически обусловленный поток переживаний.
Значительное влияние «
Ф. Ницше, один из наиболее ярких представителей «философии жизни», вошёл в историю с дерзкой идеей – «взглянуть на науку под углом зрения художника». Он говорил о себе как об «артисте со склонностью к исторической науке». 1 Его художественной натуре был близок романтизм И.Ф. Гёте и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода). Ницше с самого начала обратился к истории духа, в котором видел всегда по-новому индивидуализирующую себя жизнь, движущую силу становления, всплывающую из «бессознательного» и никогда не исчерпывающую себя в рациональных процессах и целеполагании.
Важно подчеркнуть, что Ницше верил в развитие без Бога и против Бога. Страстный атеизм и антихристианство Ницше были усилены обострённым чувством собственного Я – чувством человека, боявшегося потерять в религии своё величие, индивидуальность и свободу(см. список исп. лит-ры 4, стр. 178). Так создаётся философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении человека руками эстетствующей аристократией духа.
Ницшеанская
философия духа – это прежде всего
идея жизни, обоготворяющая бессознательную
творческую силу и потому презирающая
всякую экономику и «человеческие массы».
Другими словами, это непреклонный и последовательный
аристократизм. Ницше был убеждён, что
над массами господствуют низкие потребности
и рабское стремление к подчинению и силе.
Массы всегда должны удерживаться на почтительном
расстоянии от интеллектуалов: чтобы в
них не поселилось стремление к невозможному
и недовольство, ибо последнее опасно.
Также Ницше был уверен в том, полноценное
образование, глубокие знания требуются
лишь для небольшой секты интеллектуалов.
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.
Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.
Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо».
Поведение человека, по Фрейду, определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт). Все остальные стремления – только следствия неудовлетворённости и сублимированного переключения либидо (сексуальной энергии) на другие области. Механизм сублимации оказывается основным источником творчества. Также Фрейд в дополнение к Эросу обращается и к инстинкту смерти (Танатосу). Инстинкт смерти разлагает живой организм и возвращает его в исходное, неорганическое состояние. Не так-то просто понять, как действует этот инстинкт. Фрейд считает, что этот инстинкт обращается против внешнего мира и обнаруживает себя в агрессивных и разрушительных действиях. Ограничение направленной вовне (экстравертивной) агрессии увеличивает саморазрушительную деятельность, которая всегда присутствует в индивиде. Танатос может также «смешаться» с Эросом, примером чего является садизм. В то же время мазохизм иллюстрирует взаимосвязь между направленными внутрь (интровертивными) разрушительными инстинктами и сексуальностью.
Таким образом, Фрейд осуществил биологизацию человеческого существования и в этом смысле придерживался традиции социологии и антропологии XIX века, в которых сложные социальные и психические явления сводились к элементарным физическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.
Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, которая предстаёт как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудно.
Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму как процесса крушения авторитета отца, образ которого символически воплощён в образе «отца небесного». Фрейд решительно отрицал какую-либо ценность религии, полагая, что она есть «горько-сладкий яд отравы».
Как сублимированное
символическое выражение
На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.
Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.
Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г. Юнг (1875-1961). Фрейд признавал, что Юнг внёс много нового и полезного в психоанализ. Юнг, также как и Фромм, считал преувеличенным влияние сексуального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.
Юнга
тоже интересовал социальный аспект
психоанализа. Считая возможным применить
его к обществу, Юнг активно
использовал для таких
Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзистенциальный психоанализ» (Ж.П. Стартр, Э. Фромм), «Психоаналитическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю.Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в современных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.
- Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку на брак.
По моему мнению, смысл в данном высказывании заключается в том, что человек, который не испытывает любви и желания дружить лучше вступит в брак, и *прикроется им*, нежели будет изображать эти чувства в обычной жизни. Брак позволит ему скрыться за маской, в которой он всегда сможет оставаться эгоистом.
- Будь тем, кто ты есть!
На мой взгляд, это высказывание говорит о том, что человеку необходимо оставаться самим собой, и не скрываться под множеством шкур. Если очень часто играть разные роли, то можно будет запутаться в самом себе, и потерять свое собственное лицо. Люди не любят лживость, поэтому увидев, как их обманывают, они могут потерять доверие к этому человеку.
- В настоящем мужчине скрыто дитя, которое хочет играть.
Информация о работе Философия жизни. Философские аспекты психоанализа