Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;

Оглавление

Введение…………………………………………………….......………………3
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Янина 5 диплом.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

    Ключ

    1. Шкала "Принятие / отвержение ребенка": -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

     2. Шкала "Кооперация": 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

     3. Шкала "Симбиоз": 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

     4. Шкала "Контроль": 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

     5. Шкала "Отношение к неудачам ребенка": 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

 

     Соотношение процентилей и сырых баллов по шкалам.

    1. Шкала "Принятие / отвержение ребенка

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

%

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

31,01

53,79

68,35

77,21

балл

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

%

84,14

88,60

90,50

92,40

93,67

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

99,36

балл

25

26

27

28

29

30

31

32

       

%

100

100

100

100

100

100

100

100

       

 

    1. Шкала "Кооперация"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

процент

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

33,19

48,82

80,93


 

   

    1. Шкала "Симбиоз"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процент

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65


 

 

 

    1. Шкала "Контроль"

балл

0

1

2

3

4

5

6

процент

4,41

13,86

32,13

53,87

69,60

83,79

95,76


 

    1. Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

балл

0

1

2

3

4

5

6

7

процент

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

100


 

   Интерпретация:

    Шкала "Принятие / Отвержение"

    Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку.   Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

     Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка  и нередко своим отношением третирует его. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

     Шкала "Кооперация"

     Высокие баллы по шкале (6-7 баллов)– являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

      Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

     Шкала "Симбиоз"

     Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким, беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности практически никогда.

     Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

     Шкала "Контроль"

     Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

     Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

    Шкала "Отношение к неудачам ребенка"

    Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

    Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

 

 

 

 

 

 

Приложение  3

 

№ анкеты_________

Город__________________

Школа_________

Класс___________

Дата заполнения_____________

 

Уважаемый старшеклассник!

 

     Просим Вас принять участие в исследовании, посвященном отношению старшеклассников к школе и сверстникам, планам на будущее. Ваши ответы помогут разработать рекомендации по оптимизации образовательного процесса в школе.

     Анкета анонимная, информация будет использована только в обобщенном виде.

     Отвечая на вопрос, обведите кружком цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. В некоторых вопросах, а также, в случае выбора Вами варианта «Другое», следует написать ответ своими словами.

     1. С каким настроением Вы чаще всего идете в школу? (ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА)

1) С хорошим

2) Когда как

3) С плохим

4) Другое:_____________________________________________________

 

    2. Как Вы думаете, почему Вы ходите в школу? (ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИНТОВ ОТВЕТА)

1) Потому что  хочу получить аттестат и поступить  в институт

2) Потому что  хочу получить хорошую работу

3) Из-за моих  друзей/сверстников

4) Из-за моих  родителей/опекунов

5) Из-за моих  учителей

6) Потому что  мне нравится приобретать знания

7) Потому что  так положено

 

     3. Чувствуете ли Вы свою принадлежность к коллективу класса? (ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА)

1) Да, чувствую

2) Нет, не  чувствую

3) У нас в  классе нет коллектива

4) Другое:_____________________________________________________

 

    4. У нас в классе своим считается тот, кто: (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ НЕ БОЛЕЕ 5-ТИ ВАРИАНТОВ ОТВЕТА ОТДЕЛЬНО ДЛЯ ДЕВУШКИ И ДЛЯ ПАРНЯ)

 

Для девушки

Для парня

1) Общителен, является  хорошим собеседником и товарищем

   

2) Хорошо учится, ходит  на дополнительные занятия, курсы, много знает

   

3) Имеет крутых друзей

   

4) Модно одевается,  имеет дорогие аксессуары, имеет  деньги, бывает за границей

   

5) Разбирается в музыке, компьютерах, технике, в курсе  последних новинок

   

6) Развит физически,  сильный, занимается спортом,  может постоять за себя

   

7) Пользуется успехом  у противоположного пола

   

8) Сам зарабатывает  деньги

   

9) Ведет взрослый образ  жизни

   

10) Всегда отстаивает  свою точку зрения перед учителями

   

11) Помогает всем

   

12) Противостоит правилам поведения в школе

   

13) Другое:


 

 

     5. Как часто Вы обсуждаете с одноклассниками следующие темы? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)

 

Часто

Иногда

Никогда

1) Пройденный на уроках материал

     

2) События, происходящие  в школе

     

3) События, происходящие в мире

     

4) Куда пойти в свободное  время

     

5) Как заработать деньги

     

6) Любовь, отношения с  противоположным полом

     

7) Отношения с одноклассниками

     

8) Отношения с родителями

     

9) Отношения с учителями

     

10) Книги

     

11) Фильмы

     

12) Музыку

     

13) Спортивные события

     

14) Компьютерные игры, Интернет

     

15) Планы на будущее

     

16) Поступление в вуз

     

17) Употребление алкоголя, наркотиков

     

18) Просто болтаем ни  о чем

     

19) Другое:


 

     6. Насколько Вас удовлетворяет общение с одноклассниками? (ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА)

1) Полностью  удовлетворяет (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ  8)

2) Скорее удовлетворяет,  чем нет (ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ  8)

3) Скорее не  удовлетворяет

4) Абсолютно  не удовлетворяет

5) Другое:_____________________________________________________

 

     7. Если Вы не удовлетворены общением с одноклассниками, то почему?

(ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО  ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)

1) Конфликтная  ситуация в классе

2) Одноклассники  мне неинтересны

Информация о работе Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте