Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;

Оглавление

Введение…………………………………………………….......………………3
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Янина 5 диплом.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

       Одним  из важнейших направлений психологической  помощи семье является консультативная  работа. Работа психолога в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.

    Трудность  подросткового возраста состоит  в первую очередь, в пубертатном  кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем. Несмотря на внешние и внутренние противоречия свойственные данному возрасту, подросток испытывает потребность в поддержке взрослого. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни.

     Таким образом,  анализирую свою работу можно  сказать, что подростковый возраст  – это время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. В этот период претерпевают изменения отношения с родителями, связи с которыми становятся менее эмоциональными, чем раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

Заключение

     Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин: это непонимание взаимодействующих сторон; неуважение друг к другу;  кризисы, которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей; конфликты между супругами; развод; незнание элементарных правил поведения; основ психологии, педагогики, медицины, и ряд других основных и специфических факторов.

    В данной работе нами были  решены поставленные задачи, а именно:

1. Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;

2. Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;

3. Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;

4. Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;

5. Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;

     Теоретический  анализ показал, что:

     Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

     Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

     Для достижения цели и подтверждения гипотезы эмпирического исследования, использовались методики: методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина); методика «Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцевой; опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку.

     Поставленная  в работе цель, изучение особенностей  детско-родительских отношений в семье и их влияния на эмоциональное благополучие детей подросткового возраста - достигнута.

     Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась с помощью коэффициент ранговой корреляции Спирмена: что конфликты между родителями и детьми подросткового возраста зависят от личностных характеристик подростков, а также от стиля родительского отношения и воспитания. 

      В качестве  рекомендаций по оптимизации  родительского воспитания для  того, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

• Принимать активное участие в жизни семьи;

• Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

• Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

• Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

• Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

• Уважать право ребенка на собственное мнение;

• Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;  

Список литературы:

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010. – 811 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 363 с.
  3. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах психологии изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника / Под ред Л.И. Божович. М., 1961.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопр. психологии, 1979. № 2.
  5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
  6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. канд. псих. наук. – М., 1986. – 206 с.
  7. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2009. – 302 с.
  8. Гарбузов В.И.От младенца до подростка, 432с., СПб, 1999.
  9. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.
  10. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. - 150с.
  11. Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  12. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии.- 1991. -№1.- с.135-142 
  13. Емельянов С.М.. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, доп. , перераб. - 400 с., СПб: Питер, 2001г.
  14. Залунина Л.М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. - СПб: Питер, 2004. – 144 с.
  15. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  16. Калинина Г. Как мы любим наших детей?: стратегии семейного воспитания. – М.: Эксмо, 2006. – 544 с.
  17. Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: МПСИ, 2007. – 256 с.
  18. Кравченко А.И. Психология и педагогика. – М.: Велби, 2008. – 400 с.
  19. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 448 с.
  20. Ключников С.Ю. Семейные конфликты: Практика решения - 160 с., СПб: Питер, 2001.
  21. Кулик Л.А. , Н.И.Берестов Н.И.Семейное воспитание М., Просвещение 1990г.
  22. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. - 416с.
  23. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 486 с.
  24. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2000
  25. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
  26. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с.
  27. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С. 95.
  28. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Речь, 2006. – 336 с.
  29. Пономаренко В. Управление конфликтами. – М.: АСТ, 2008. – 384 с.
  30. Привализина Т., Игумнова Л., Дорохова А. Разрешение конфликтов. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
  31. Психология подростка. – М.: Олма-Пресс,2003. – 432 с.
  32. Рождественская М.В.Будьте внимательны к детям Киев. Радяньска школа, 2001.
  33. Смирнова Е.О. Конфликтные дети. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с.
  34. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. – 288с.
  35. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.
  36. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. / Семья и формирование личности. – М., 1981. – с. 38 - 48.ёё ё ё 
  37. Сотников М.А. Психодиагностика. – М.: А-Приор, 2007. – 196 с.
  38. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – с. 105 – 115.
  39. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
  40. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
  41. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход// Психологический журнал.1999.Т.20, №5
  42. Фрейд А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. - М., 1999. - Т.1
  43. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993
  44. Хоменко И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением. Психологическая диагностика. Игровые технологии. – М.: Учитель, 2009. – 185 с.
  45. Чернышев А.С.. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций - 186 с., М: Педагогическое общество России, 2002 г.
  46. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2008. – 736 с.
  47. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - М., 2006. 365 с.
  48. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 384 с.
  49. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М.: Канон, 1997.- 336 с.

 

 

 

Приложение 1

 

Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику  уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

 

Инструкция. «Вам будут  зачитаны некоторые положения. Вам  нужно записать номер положения  и против него – один из трех вариантов  ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

 

Текст опросника

1. Обычно я рассчитываю  на успех в своих делах.

2. Большую часть времени  я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство  ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так  же способен и находчив, как  большинство окружающих меня  людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую  себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что  я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я  считаю себя правым.

10. Я делаю много  такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю  об успехах кого-нибудь, кого я  знаю, то ощущаю это как собственное  поражение.

12. Мне кажется, что  окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят  возможные неудачи. 

14. Мне кажется, что  для успешного выполнения поручений  или дел мне мешают различные  препятствия, которые мне не  преодолеть.

15. Я редко жалею  о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня  люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно  кому-нибудь необходим. 

18. Мне кажется, что  я занимаюсь гораздо хуже, чем  остальные.

19.Мне чаще везет,  чем не везет. 

20. Я всегда чего-то  боюсь. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Опросник родительского отношения(А.Я Варга, В.В.Столина)

 

Инструкция.

«Внимательно  прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую  отметку в бланке ответов».

 

Вопросы.

1. Я всегда  сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю  своим долгом знать всё, что  думает мой ребенок.

3. Я уважаю  своего ребенка.

4. Мне кажется,  что поведение моего ребенка  значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше  держать ребенка в стороне  от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю  к ребенку расположение.

7. Хорошие родители  ограждают своего ребенка от  трудностей жизни.

8. Мой ребенок  часто неприятен мне.

9. Я всегда  стараюсь помочь моему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю  досаду по отношению к своему  ребенку.

12. Мой ребенок  ничего не добьётся в жизни.

13. Мне кажется,  что дети потешаются над моим  ребенком.

14. Мой ребенок  часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего  возраста мой ребенок немножко  взрослый.

16. Мой ребенок  ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок  впитывает в себя всё дурное, как губка.

18. Моего ребенка  трудно научить хорошим манерам при всём старании.

19. Ребенка следует  держать в жёстких рамках, тогда  из него вырастет порядочный  человек.

20. Я люблю,  когда друзья моего ребенка  приходят к нам в дом.

21. Я принимаю  участие в своём ребенке.

22. К моему  ребенку липнет всё дурное.

23. Мой ребенок  не добьётся успеха в жизни.

24. Когда в  компании знакомых говорят о  детях, мне немножко стыдно, что  мой ребенок немножко не такой  умный и способный, как мне  бы хотелось.

25. Я жалею  своего ребенка.

26. Когда я  сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком всё своё  свободное время.

28. Я часто  жалею о том, что мой ребенок  растёт и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто  ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю  о том, чтобы мой ребенок  достиг всего того, что мне  не удалось в жизни.

31. Родители  должны приспосабливаться к ребенку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы моего  ребенка.

33. При принятии  семейных решений следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень  интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте  с ребенком я часто могу  ошибаться.

36. Дети рано  узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда  считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю  к ребенку дружеские чувства.

39. Основные  причины капризов моего ребенка  – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно  нормально отдохнуть, если проводить  отпуск с ребенком.

41. Самое главное,  чтобы у ребенка было спокойное  и беззаботное детство, всё остальное – приложится.

42. Иногда мне  кажется, что мой ребенок ни  на что хорошее.

43. Я разделяю  увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок  может вывести из себя кого  угодно.

45. Я понимаю  огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок  часто раздражает меня.

47. Воспитание  ребенка – сплошная нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю  своему ребенку.

50. За строгое  воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне  кажется, что я ненавижу своего  ребенка.

52. В моём ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю  интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок  не в состоянии что-нибудь сделать  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

55. Мой ребенок  вырастет не приспособленным  к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно  слежу за состоянием здоровья  моего ребенка.

58. Нередко я  восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не  должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого  мнения о способностях моего  ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми  детьми, которые нравятся его  родителям.

 

    Обработка результатов.

   Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) выделяют 5 типов отношения родителя к своему ребенку: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.

    За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если в ключе перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется 1 балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Информация о работе Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте