Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;

Оглавление

Введение…………………………………………………….......………………3
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Янина 5 диплом.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

3) Одноклассники  меня не понимают

4) Одноклассники  не хотят со мной общаться

5) Другое:______________________________

     8. Общаетесь ли Вы со своими одноклассниками вне школы? (ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА)

1) Да, с одним-двумя

2) Да, с несколькими

3) Да, со многими

4) Нет, не  общаюсь

5) Другое:_____________________________________________________

 

     9. Есть ли у Вас коллективы вне класса, членом которых Вы себя ощущаете, и если есть, то какие? (ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)

1) Семья

2) Дворовая компания

3) Кружок, секция

4) Молодежная  организация

6) Интернет-сообщество

7) Нет таких  коллективов

8) Другое:_____________________________________________________

    10. Как Вы думаете, насколько обучение в школе способствует развитию

следующих умений? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)

 

Значительно способствует

Способствует незначительно

Не

способствует

1) Творчески мыслить,  решать нестандартные проблемы

     

2) Вести дискуссию,  отстаивать собственное мнение

     

3) Выполнять рутинную, неинтересную работу

     

4) Проявлять инициативу

     

5) Общаться

     

6) Разрешать конфликты

     

7) Ставить цели и  реализовывать их

     

8) Подчиняться правилам

     

9) Самому/самой организовывать

коллективную деятельность

     

10) Заниматься самообразованием

     

1 1) Другое:


    11. Как Вы думаете, насколько обучение в школе способствует развитию у вас личных качеств? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)

 

Значительно способствует

Способствует  незначительно

Не

способствует

1) Доброта

     

2) Честность

     

3) Терпимость

     

4) Дисциплинированность

     

5) Инициативность

     

6) Трудолюбие

     

7) Стрессоустойчивость

     

8) Ответственность, добросовестность

     

9)Приспособляемость,гибкость

     

10) Независимость

     

11) Интеллигентность

     

12) Развитое мышление

     

13) Самоуважение

     

14) Коллективизм

     

15) Скромность

     

16) Другое:


 

   12.Для меня большинство учителей моей школы -это те, кто: (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)

 

Да

Отчасти

Нет

1) Передает знания

     

2) Заставляет меня  учиться

     

3) Формирует мои взгляды  на жизнь

     

4) Вдохновляет меня узнавать все больше и больше

     

5) Служит для меня  примером как личность

     

6) Постоянно раздражает  меня

     

7) Помогает наладить  отношения между учениками

     

8) Помогает моим родителям  понять меня

     

9) Помогает мне решать  мои жизненные проблемы

     

10) Дает знания, которые  мне не нужны

     

11) Является для меня  авторитетом

     

12) Другое:


 

    13. К кому, в первую очередь, Вы обратитесь за помощью, если у Вас возникнут следующие вопросы? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ, ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ) 

 

К родителям, родственникам

К учителям

К одноклассникам

К друзьям вне класса

К Интернету

Ни к кому из перечисленных

1) Где провести свободное  время

           

2) Где можно подработать  на личные расходы

           

3) На что потратить деньги

           

4) Куда пойти учиться

           

5) С кем стоит, а  с кем не стоит общаться

           

6) По поводу конфликтов  в семье

           

7) По поводу конфликтов  в школе

           

8) По поводу выбора  будущей профессии

           

9) По проблемам, связанным  с сексом

           

10) По поводу проблем  со здоровьем

           

11) По проблемам насилия  в школе, семье

           

12) По поводу нравственной  оценки чего-либо

           

13) По поводу религиозных  представлений

           

 

     14. Какие из нижеперечисленных социальных проблем Вас волнуют? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)

Проблемы 

Волнуют

Отчасти волнуют

Не

волнуют

1) Государственной политики

     

2) Экономики

     

3) Качества продуктов  питания

     

4) Жилищных условий

     

5) Образования

     

6) Здравоохранения

     

7) Работы правоохранительных органов

     

8) Положения дел с  воинской службой

     

9) Коррупции чиновников

     

10) Пенсионного обеспечения

     

11) Состояния экологии

     

12) Национализма

     

13) Безопасности, терроризма

     

14) Другое:


 

    15. Вы бы хотели жить в другой стране? (ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА)

1) Да, хотел/хотела  бы

2) Нет, не  хотел/не хотела бы

3) Другое:_____________________________________________ _

    16. Что для Вас является наиболее важным в жизни? (ВЫБЕРИТЕ НЕ БОЛЕЕ 3-Х ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)

1) Образование

2) Свободное  время

3) Интересная  работа

4) Деньги

5) Карьера

6) Независимость

7) Родители

8) Друзья

9) Любовь

10) Вера, религия 

11)Здоровье

12) Известность,  успех

13) Возможность  жить за рубежом

14) Развитие  своих способностей

15) Безопасность

16) Другое:_____________________________________________________

 

    17. Как Вы считаете, что значит быть патриотом сегодня? (ВЫБЕРИТЕ НЕ БОЛЕЕ 3-Х ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)

1) Любить свою  Родину

2) Гордиться  своей Родиной

3) Жить в своей  стране

4) Любить своих родных и близких

5) Знать свою  историю

6) В случае  необходимости защищать интересы  страны с оружием в руках

7) Соблюдать  законы государства

8) Честно и  добросовестно работать на благо  Родины

9) Ходить на  выборы, принимать участие в политической  жизни страны

10) Не уклоняться  от службы в армии

11) Другое:_____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Спасибо за участие в опросе!


 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

     Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку. (взрослый вариант)

    Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов».

       5 — несомненно, да (полное согласие);

       4 — в общем, да;

       3 — и да, и нет;

       2 — скорее нет, чем да;

       1 — нет (абсолютное несогласие).

 

********************

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
  3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
  11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
  12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился(лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.
  16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным(ой) и способным(ой), как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
  25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
  27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
  40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
  41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
  46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
  49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
  51. Мне бы хотелось знать о нем все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.
  52. Он(а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) поведение.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им (ей).
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
  57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

 

     Обработка результатов опросника ВРР.

 

  Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образок ответы 1, 2, 3, 4, 5; баллы 5, 4, 3, 2, 1.

     В бланках-«ключах» обратные вопросы обозначены звездочками.    

     Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-ой шкале относятся утверждения: 1,13, 25, 37, 49; к 10-ой шкале -12, 24, 36, 48, 60; к 3-ей шкале - 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т. д.

 

    Ключ к опросснику ВРР.

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

Ср. сумма

1

 

13

***

25

 

37

 

49

 

1

2

 

14

***

26

 

38

***

50

***

2

3

***

15

 

27

 

39

***

51

***

3/2

4

***

16

 

28

 

40

 

52

 

4

5

 

17

 

29

 

41

***

53

   

6

***

18

***

30

 

42

 

54

***

5/2

7

***

19

***

31

***

43

***

55

   

8

 

20

 

32

 

44

 

56

 

6

9

***

21

 

33

 

45

 

57

***

7

10

***

22

***

34

***

46

***

58

***

8

11

 

23

 

35

 

47

 

59

 

9

12

 

24

 

36

 

48

***

60

 

10

Информация о работе Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте