Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, дипломная работа
Задачи:
Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;
Введение…………………………………………………….......………………3
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………………………61
3) Одноклассники меня не понимают
4) Одноклассники не хотят со мной общаться
5) Другое:_______________________
8. Общаетесь ли Вы со своими одноклассниками вне школы? (ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА)
1) Да, с одним-двумя
2) Да, с несколькими
3) Да, со многими
4) Нет, не общаюсь
5) Другое:_______________________
9. Есть ли у Вас коллективы вне класса, членом которых Вы себя ощущаете, и если есть, то какие? (ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)
1) Семья
2) Дворовая компания
3) Кружок, секция
4) Молодежная организация
6) Интернет-сообщество
7) Нет таких коллективов
8) Другое:_______________________
10. Как Вы думаете, насколько обучение в школе способствует развитию
следующих умений? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)
Значительно способствует |
Способствует незначительно |
Не способствует | |
1) Творчески мыслить, решать нестандартные проблемы |
|||
2) Вести дискуссию, отстаивать собственное мнение |
|||
3) Выполнять рутинную, неинтересную работу |
|||
4) Проявлять инициативу |
|||
5) Общаться |
|||
6) Разрешать конфликты |
|||
7) Ставить цели и реализовывать их |
|||
8) Подчиняться правилам |
|||
9) Самому/самой организовывать коллективную деятельность |
|||
10) Заниматься самообразованием |
|||
1 1) Другое: |
11. Как Вы думаете, насколько обучение в школе способствует развитию у вас личных качеств? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)
Значительно способствует |
Способствует незначительно |
Не способствует | |
1) Доброта |
|||
2) Честность |
|||
3) Терпимость |
|||
4) Дисциплинированность |
|||
5) Инициативность |
|||
6) Трудолюбие |
|||
7) Стрессоустойчивость |
|||
8) Ответственность, |
|||
9)Приспособляемость,гибкость |
|||
10) Независимость |
|||
11) Интеллигентность |
|||
12) Развитое мышление |
|||
13) Самоуважение |
|||
14) Коллективизм |
|||
15) Скромность |
|||
16) Другое: |
12.Для меня большинство учителей моей школы -это те, кто: (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)
Да |
Отчасти |
Нет | |
1) Передает знания |
|||
2) Заставляет меня учиться |
|||
3) Формирует мои взгляды на жизнь |
|||
4) Вдохновляет меня узнавать все больше и больше |
|||
5) Служит для меня примером как личность |
|||
6) Постоянно раздражает меня |
|||
7) Помогает наладить отношения между учениками |
|||
8) Помогает моим родителям понять меня |
|||
9) Помогает мне решать мои жизненные проблемы |
|||
10) Дает знания, которые мне не нужны |
|||
11) Является для меня авторитетом |
|||
12) Другое: |
13. К кому, в первую очередь, Вы обратитесь за помощью, если у Вас возникнут следующие вопросы? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ, ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)
К родителям, родственникам |
К учителям |
К одноклассникам |
К друзьям вне класса |
К Интернету |
Ни к кому из перечисленных | |
1) Где провести свободное время |
||||||
2) Где можно подработать на личные расходы |
||||||
3) На что потратить деньги |
||||||
4) Куда пойти учиться |
||||||
5) С кем стоит, а с кем не стоит общаться |
||||||
6) По поводу конфликтов в семье |
||||||
7) По поводу конфликтов в школе |
||||||
8) По поводу выбора будущей профессии |
||||||
9) По проблемам, связанным с сексом |
||||||
10) По поводу проблем со здоровьем |
||||||
11) По проблемам насилия в школе, семье |
||||||
12) По поводу нравственной оценки чего-либо |
||||||
13) По поводу религиозных представлений |
14. Какие из нижеперечисленных социальных проблем Вас волнуют? (ОТМЕТЬТЕ КРЕСТИКОМ ОТДЕЛЬНО ПО КАЖДОЙ СТРОКЕ)
Проблемы |
Волнуют |
Отчасти волнуют |
Не волнуют | |||
1) Государственной политики |
||||||
2) Экономики |
||||||
3) Качества продуктов питания |
||||||
4) Жилищных условий |
||||||
5) Образования |
||||||
6) Здравоохранения |
||||||
7) Работы правоохранительных органов |
||||||
8) Положения дел с воинской службой |
||||||
9) Коррупции чиновников |
||||||
10) Пенсионного обеспечения |
||||||
11) Состояния экологии |
||||||
12) Национализма |
||||||
13) Безопасности, терроризма |
||||||
14) Другое: |
15. Вы бы хотели жить в другой стране? (ВЫБЕРИТЕ ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА)
1) Да, хотел/хотела бы
2) Нет, не хотел/не хотела бы
3) Другое:_______________________
16. Что для Вас является наиболее важным в жизни? (ВЫБЕРИТЕ НЕ БОЛЕЕ 3-Х ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)
1) Образование
2) Свободное время
3) Интересная работа
4) Деньги
5) Карьера
6) Независимость
7) Родители
8) Друзья
9) Любовь
10) Вера, религия
11)Здоровье
12) Известность, успех
13) Возможность жить за рубежом
14) Развитие своих способностей
15) Безопасность
16) Другое:_______________________
17. Как Вы считаете, что значит быть патриотом сегодня? (ВЫБЕРИТЕ НЕ БОЛЕЕ 3-Х ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)
1) Любить свою Родину
2) Гордиться своей Родиной
3) Жить в своей стране
4) Любить своих родных и близких
5) Знать свою историю
6) В случае
необходимости защищать
7) Соблюдать законы государства
8) Честно и
добросовестно работать на
9) Ходить на
выборы, принимать участие в
10) Не уклоняться от службы в армии
11) Другое:_______________________
Спасибо за участие в опросе!
Приложение 4
Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку. (взрослый вариант)
Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов».
5 — несомненно, да (полное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
********************
Обработка результатов опросника ВРР.
Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образок ответы 1, 2, 3, 4, 5; баллы 5, 4, 3, 2, 1.
В бланках-«ключах» обратные вопросы обозначены звездочками.
Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-ой шкале относятся утверждения: 1,13, 25, 37, 49; к 10-ой шкале -12, 24, 36, 48, 60; к 3-ей шкале - 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т. д.
Ключ к опросснику ВРР.
№ |
Баллы |
Баллы |
Баллы |
Баллы |
Баллы |
Ср. сумма | ||||
1 |
13 |
*** |
25 |
37 |
49 |
1 | ||||
2 |
14 |
*** |
26 |
38 |
*** |
50 |
*** |
2 | ||
3 |
*** |
15 |
27 |
39 |
*** |
51 |
*** |
3/2 | ||
4 |
*** |
16 |
28 |
40 |
52 |
4 | ||||
5 |
17 |
29 |
41 |
*** |
53 |
|||||
6 |
*** |
18 |
*** |
30 |
42 |
54 |
*** |
5/2 | ||
7 |
*** |
19 |
*** |
31 |
*** |
43 |
*** |
55 |
||
8 |
20 |
32 |
44 |
56 |
6 | |||||
9 |
*** |
21 |
33 |
45 |
57 |
*** |
7 | |||
10 |
*** |
22 |
*** |
34 |
*** |
46 |
*** |
58 |
*** |
8 |
11 |
23 |
35 |
47 |
59 |
9 | |||||
12 |
24 |
36 |
48 |
*** |
60 |
10 |
Информация о работе Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте