Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 21:50, реферат
Оценка межэтнических отношений в России после развала СССР. Причины напряженности межнациональных отношений. Идея ретрадиционализации северокавказского этноса.
1. Введение
2. Исторические предпосылки этнических конфликтов на территории бывшего СССР
3. Межэтнические отношения в России
4. Межэтнические разногласия на Северном Кавказе
5. Заключение
6. Список литературы
Реферат
Проблема межэтнических отношений в России
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Население многих регионов мира становится все более разнородным по этническому составу, культуре и образу жизни. Это результат интернационализации хозяйства и всей общественной жизни, роста международных и внутригосударственных миграций, увеличения числа смешанных браков. К сожалению, этот закономерный процесс нередко ведет к усилению межнациональной напряженности, а иногда и к открытым конфликтам, выливающимся в кровопролитие. Состояние межэтнических отношений зависит от эволюции идентичности различных социальных, территориальных и этнических групп, подчас весьма быстрой в условиях прогресса массовых коммуникаций.
В начале XXI века ключевое значение приобретает исследование религиозности в контексте проблематики национально-гражданской самоидентификации населения, его отношения к наиболее острым межнациональным проблемам внутриполитического характера, а также международным и межгосударственным, в связи с анализом идейно-политических предпочтений и межнациональной толерантности.
Религия играет важную роль в формировании и развитии этносов, а потому "этноконфессиональная связка "русский - православный" - это не только обращенная в прошлое идентичность, это - реалия сегодняшнего дня" Соответственно, то же можно сказать и о последователях ислама, абсолютное большинство которых - народы мусульманской культуры. Такое исторически сложившееся переплетение религиозной и этнической принадлежности, безусловно, следует учитывать при анализе отношения российских верующих к национальным проблемам. Многовековые традиции совместного проживания, культурно-бытовой и хозяйственной близости этносов, принадлежащих к различным конфессионально-культурным общностям, во многом являются определяющими в формировании взаимной веротерпимости.
Исторические предпосылки этнических конфликтов на территории бывшего СССР
Межэтнические отношения в современной
России являются следствием и продолжением
непростых отношений между нациями в предыдущий
исторический период. Исторически Российская
империя сложилась как огромное многонациональное
государство. К началу XX в. на его территории
насчитывалось 165 народов. В результате
Первой мировой войны, революции, Гражданской
войны произошел распад этого объединения
и сформировался ряд независимых государств:
РСФСР, Польша, Финляндия, Украина, Белоруссия,
Армения, Азербайджан, Грузия, Литва, Латвия,
Эстония, Хорезмская и Бухарская республики.
В конце 1922 г. был создан Советский Союз,
в состав которого вошли РСФСР, УССР, БССР
и Закавказская Федеративная Социалистическая
Республика. В 1923-1924 гг. произошло национально-государственное
размежевание в Средней Азии: образовались
Узбекская, Киргизская, Туркменская союзные
республики. Конституция СССР 1936 г. зафиксировала
право союзных республик на самоопределение
вплоть до отделения, но оно носило декларативный
характер, так как механизма выхода из
СССР не было предусмотрено. В эти годы
берется курс на унификацию национальной
жизни. Русский народ был объявлен "старшим
братом" всех остальных вошедших в союз
наций и народностей, сложилась иерархия
национальных статусов (союзные, автономные
республики, округа и т.д.), неравная и несправедливая.
Наиболее негативные последствия имели
события периода Второй мировой войны.
В эти годы: Согласно пакту Молотова - Риббентропа
о разделе сфер влияния между Советским
Союзом и Германией, к СССР были присоединены
территории Прибалтики, Западной Украины,Западной
Белоруссии, что не было добровольным
со стороны народов, населяющих эти земли,
особенно вследствие репрессий и установления
тоталитарного режима. Сталинским режимом
были депортированы целые народы и ликвидирован
ряд национальных автономий. В 80-е гг. XX
в. перестройка, либерализация общественной
жизни дали надежду многим народам на
возможность пересмотра своего статуса
и положения. Этими настроениями воспользовались
национальные элиты, стремящиеся к власти.
Согласно Соглашению о создании Содружества
Независимых Государств и Декларации
СНГ (приняты в декабре 1991 г.), к сфере совместной
деятельности входящих в него субъектов
относятся: Координация внешнеполитической
деятельности. Сотрудничество в формировании
и развитии общего экономического пространства,
общеевропейского и европейского рынков,
в области таможенной политики. Сотрудничество
в развитии системы транспорта и связи.
Сотрудничество в области охраны окружающей
среды, участие в создании всеобъемлющей
международной системы экологической
безопасности. Вопросы миграционной политики.
Борьба с организованной преступностью.
Функционирование объединенного командования
военно-стратегическими силами и единый
контроль над ядерным оружием. В составе
СНГ Россия стала страной, этнически более
однородной по сравнению с СССР, где русские
составляли 51% населения, но и сегодня
она остается поликультурным государством:
17% российских граждан - не русские. Среди
них есть народы как численностью более
1 млн - татары (свыше 5 млн), чуваши, башкиры,
мордва, большие диаспорные группы украинцев
(около 4 млн), белорусов (более 1 млн), так
и насчитывающие всего несколько сот человек
- орочи, энцы и др. Доля нерусского населения
в России из года в год растет. Переход
к демократизации и распад СССР сопровождались
острыми межэтническими конфликтами.
Российская Федерация даже после распада
осталась многонациональным государством,
включающим более 170 этносов. Субъектами
ее являются 21 республика, 1 автономная
область и 10 национальных округов. До 1986
г. о межнациональных конфликтах в СССР
публично ничего не говорилось. Считалось,
что в нем национальный вопрос был окончательно
решен. И надо признать, что крупных открытых
межнациональных конфликтов не было. На
бытовом уровне существовали многие межнациональные
антипатии и трения, а также наблюдалось
совершение преступлений на этой почве.
Последние никогда отдельно не учитывались
и не отслеживались. Распад мировой системы
социализма сопровождался стремительным
и во многом неуправляемым переходом о
биполярного к полицентристскому устройству
мира. Множество "новых" государств,
появившихся на обломках социалистической
"империи", со свойственной молодым
социальным организмам импульсивной политической
энергией выдвинули свои максималистские
экономические, национальные, территориальные,
религиозные претензии к соседям. Международное
сообщество оказалось ввергнуто в стихию
кризисов, с трудом поддающихся прогнозированию,
практически неконтролируемых. Стала
очевидной явная неподготовленность мирового
сообщества к их урегулированию. По моему
мнению самой общей причиной конфликтов
является соперничество держав за право
лидерства в том или ином регионе, взаимные
территориальные претензии, стремление
той или иной страны навязать военный
или экономический контроль населению
другой. Эти требования, как правило, задевают
коренные ценности или интересы других
государств. Другим источником межгосударственных
военно-политических кризисов становятся
чаще всего внутриполитические беспорядки
и споры, провоцирующие вмешательство
извне. И наконец, часть кризисов обусловлена
несовместимостью исторических, экономических,
религиозных и этнических ценностей. Эти
конфликты не имеют единого определенного
источника и поэтому практически неразрешимы
в коpоткие сpоки, несмотря на усилия международных
организаций. К основным причинам межгосударственных
конфликтов, протекающих ныне на геополитическом
пространстве бывшего Союза, можно отнести,
прежде всего, проблему границ, за которой
стоит стремление молодых республик присоединить
территории, принадлежащие им якобы по
"историческому" праву, но утраченные
в ходе перекройки административной карты
бывшего Союза. Не менее остро прозвучали
требования национальных меньшинств,
проживающих на территории различных
республик, предоставить не только национально-культурную,
но и национально-территориальную автономию,
а в отдельных случаях и право выступить
субъектом Федерации в рамках этих республик.
На территории бывшего СССР сформировалось
три основных типа вооруженных конфликтов:
конфликты, вызванные стремлением национальных
меньшинств реализовать свое право на
самоопределение; конфликты, вызванные
разделом бывшего союзного наследства;
конфликты, принимающие форму гражданской
войны. Конфликт из-за стремления реализовать
право на самоопределение, пересмотр административных
границ проходит, как правило, в три этапа.
Первый, относительно мирный, характеризуется
все более усиливающейся "войной законов"
между центральным руководством и политической
элитой национальных меньшинств, требующей
большей политической и экономической
самостоятельности. При этом позиции обеих
сторон отличают жесткость и нежелание
идти на уступки. Так, армянское население
Нагорного Карабаха в разгар "перестройки"
потребовало от руководства Азербайджана
широкой национально-территориальной
автономии вплоть до воссоединения с Аpменией.
Усмотрев в этом реальную угрозу сепаратизма
и возможного отделения "армянской"
части НКАО от республики, руководство
Азербайджана категорически отказалось
рассматривать эти требования, прибегло
к попыткам силового решения проблемы.
Второй этап данного типа конфликта в
своей основе содержит вооруженную борьбу.
Эпизодические акты вооруженного насилия:
засады, разрушения участков коммуникаций,
обстрелы населенных пунктов, насильственное
выселение жителей "отвергаемой"
национальности из мест обитания и др.
- постепенно сливались в прерывистую
линию боевых действий противоборствующих
сторон. Одним словом, широко использовалась
партизанская техника ведения войны. Третий
этап - деэскалация конфликтов на основе
договоренностей о прекращении огня. В
отдельных случаях (нагорнокарабахский
кризис, абхазский конфликт) этого сделать
не удается, а когда вооруженные столкновения
прекращены, перемирие оставалось ненадежным
и хрупким, поскольку главный источник
конфликтов - политические разногласия
- оставался неустраненным. Конфликты
из-за раздела союзного наследства в настоящее
время потенциально связаны с разногласиями
по поводу квот на обладание бывшим союзным
имуществом. Один из наиболее характерных
примеров - отношения России и Украины
по поводу Черноморского флота. Третий
тип конфликта - гражданская война. Предпосылки
для ее вызревания в той или иной степени
существуют практически в каждой республике.
Важнейшим фактором этнополитической жизни современной России, границы которой после развала СССР сделались открытыми для переселенцев, стали мощные миграционные потоки как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья. Стихийный характер практически неконтролируемой миграции сопровождается ростом этнической преступности на фоне тяжелого социально-экономического положения коренных жителей, возраставшей конкуренции на рынке труда. Результатом этого явились острые межэтнические конфликты, имевшие место в последние годы в ряде регионов Юга России, Поволжья и Центра.
Вызванные миграцией межэтнические столкновения нередко приобретали конфессиональную окраску. Известны факты противодействия открытию мечетей в традиционных казачьих регионах Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Вот почему отношение представителей различных мировоззренческих и конфессиональных групп к проблемам регулирования миграционных потоков представляет особый интерес.
Наиболее негативно во всех мировоззренческих и конфессиональных группах воспринимаются мигранты из стран Юго-Восточной Азии. Это не удивительно, поскольку их наиболее отчетливо выраженные этнические и конфессионально-культурные отличия от коренных российских этносов сочетаются с чрезвычайно высокой степенью экономической активности и внутриэтнической замкнутостью и солидарностью.
Среди международных угроз, вызывающих тревогу общества, лидирует рост международного терроризма (68%), за которым следует распространение эпидемий (47%), угроза новой мировой войны (37%), усиление военно-политического влияния США (32%), увеличение разрыва между богатыми и бедными странами (23%), ухудшение отношений с республиками бывшего СССР и возможность мирового экономического кризиса - по 12%, ухудшение отношений между Россией и США (9%). Таким образом, среди процессов в международной сфере наибольшую угрозу вызывает международный терроризм, непосредственно связанный с обострением межнациональных и межрелигиозных отношений. Именно представители православной общности в наибольшей степени ощущают свою беззащитность перед террористическими угрозами, исходящими от представителей иных общностей, в частности, исламской. Причем события последнего десятилетия, в частности - война в Югославии и особенно погромы, этнические чистки сербов в Косово в марте 2004 г. делают подобные тревоги вполне обоснованными. В отличие от православных, часть представителей мусульманских групп разделяет иллюзии, что терроризм, очаги которого находятся именно в исламском мире, обойдет их стороной. И надо сказать, что последние события также дают определенный повод для подобных умонастроений. Достаточно вспомнить, как во время захвата в октябре 2002г. в Москве театрального центра на Дубровке чеченские террористы отпустили из числа заложников всех представителей мусульманских народов.
Одновременно другая международная угроза, связанная с возможным обострением межнациональных отношений, не осознается большинством людей как первоочередная, занимая в шкале тревожных ожиданий лишь предпоследнее место. Речь идет об ухудшении отношений России с республиками бывшего СССР. Обострение отношений между постсоветскими государствами способно спровоцировать новую волну межнациональных конфликтов и, как следствие - рост ксенофобии. Весьма показательно также отношение общества к таким угрозам, как рост военно-политического влияния США и ухудшение российско-американских отношений.
межэтнический россия ставропольский ретрадиционализация
Сегодняшнюю обстановку на юге России во многом определяют межэтнические отношения, складывающиеся в полиэтничных республиках Северного Кавказа. В последние годы разнонаправленное межэтническое взаимодействие в регионе происходит на фоне общих для северокавказских этносов процессов, связанных со стремлением их к самоорганизации, в ходе которых актуализируется этническая составляющая социальной идентификации. Помимо социокультурных охранительных функций этнической идентичности свойственны также функции групповой сплоченности и индивидуальной психологической защиты, обеспечивающие социально-психологическую адаптацию в сложных условиях затянувшейся социальной нестабильности и неопределенности. Все это обусловливает востребованность этничности и, более того, делает ее фактором повседневной рефлексии, который определяет характер и направленность межэтнической коммуникации как на межличностном, так и на межгрупповом уровнях.
Структурообразующую роль в межэтническом общении играют существующие межэтнические границы, которые сами подвержены трансформации за счет действия разнообразных факторов как геополитического (единое политико-административное пространство, близость территориальных границ, экономическое взаимодействие и т.д.), так и культурологического характера (обычаи, традиции, историческое прошлое, конфессиональная принадлежность и т.д.). В свою очередь, от степени подвижности этнических границ существенным образом зависит выбор поведенческой стратегии, избираемой этнической группой в тех или иных ситуациях межэтнического контакта. В целом этот выбор детерминирован сложным комплексом взаимообусловленных и сопряженных факторов как объективного, так и субъективного свойства, среди которых немаловажную роль наряду с этническими стереотипами и ценностными установками играет тот или иной тип этнической идентичности. Известно, что декларация необходимости возврата к традиционным этническим ценностям и национальной культуре, обусловленная стремлением к национальному самоопределению, стала одной из реалий национальной жизни многих бывших автономий Советского Союза. Идея ретрадиционализации нашла широкий отклик у северокавказских этносов. Здесь она реализуется посредством возрождения традиционных механизмов общественной саморегуляции, оживления универсальных принципов социальной самоорганизации, повышения роли и значимости в общественных отношениях традиционных этикетных норм, реанимации на уровне этнического самосознания традиционных "ценностных" шкал. Стремление к традиционализму как фактору сохранения этнической культуры, рассматриваемой в качестве необходимого условия поддержания этнической целостности, понятно в контексте современных социально-политических преобразований, происходящих на фоне всеобъемлющих глобализационных процессов. С другой стороны, восприятие этносами себя как самодостаточной этнической единицы ведет к заметному усилению этнического компонента в структуре групповой социальной идентификации.
Само по себе стремление этноса к самоизоляции понятно в контексте современных этнополитических процессов, бурно протекающих на постсоветском пространстве практически во всех бывших советских автономиях. С другой стороны, выбор подобной стратегии не столь безобиден, поскольку чреват более серьезными последствиями, ведущими к формированию откровенно дискриминационных установок.
Мощным стимулом и одновременно каналом интеграционных процессов в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе являются близкие социально-психологические установки северокавказцев и их общая социокультурная база. Известная схожесть основных проявлений жизнедеятельности северокавказских этносов в социокультурной сфере обусловливает взаимооткрытость их этнических границ, очерчивающих в то же время культурно-историческую общность более широкого порядка, чем отдельная этническая группа. Высокая степень значимости этнического компонента в структуре личностной и групповой самоидентификации, при которой этничность воспринимается как основная составляющая бытия и мыслится в ценностно-ориентированных категориях, является прочным основанием для интеграции северокавказцев. Дополнительным фактором формирования единой культурно-исторической северокавказской общности является общее "ядро" авто- и гетеростереотипов северокавказских этносов, коэффициенты направленности которых имеют положительную динамику .
Как показало исследование, широкие перспективы для отношений сотрудничества на межэтническом уровне создает приоритетный выбор интеграционной поведенческой стратегии, практикуемой всеми этническими группами полиэтничных северокавказских субъектов РФ в повседневном межэтническом общении, и высокий уровень позитивной этнической идентичности, сформированной по типу "нормы" во всех исследуемых этнических группах. Тем не менее, нельзя утверждать, что стратегия, нацеленная на кооперацию, безусловно, доминирует во взаимодействии как самих северокавказцев, так и в их взаимоотношениях с другими этническими группами, населяющими полиэтничные республики региона. События, развернувшиеся на Северном Кавказе в 90-х гг. XX в., вызванные процессами суверенизации и самоорганизации, продемонстрировали возрастание этнополитической мобилизации и значимость этноаффилиативных установок для северокавказских этносов. Этническая кооперация на основе групповой этнической идентичности дифференцирует близкие по многим параметрам культуры Северного Кавказа, которые ради самосохранения зачастую стремятся к обособлению, с чем в значительной мере связан всплеск ретрадиционализации, наблюдаемой в последние годы практически у всех северокавказских этносов.
Информация о работе Проблема межэтнических отношений в России