Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, дипломная работа
Задачи:
Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;
Введение…………………………………………………….......………………3
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………………………61
Методика 3. «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская).
Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, — но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей. В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» для родителей школьников содержит 10 шкал. (см. Приложение 4)
1-я шкала: «нетребовательность-
2-я шкала: «мягкость-строгость родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3-я шкала: «автономность-контроль по отношению к ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования.
4-я шкала: «эмоциональная дистанция- эмоциональная близость ребенка к родителю». Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка.
5-я шкала: «отвержение-принятие ребенка родителем». Отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.
6-я шкала: «отсутствие сотрудничества-сотрудничество»
7-я шкала: «тревожность за ребенка». Она отражает степень тревожности за жизнь и здоровье ребенка.
8-я шкала: «непоследовательность-
9-я шкала: «Авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю.
10-я шкала: «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.
При обработки результатов подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом ответы 1, 2, 3, 4, 5; баллы 5, 4, 3, 2, 1. В бланках- «ключах» обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. Приложение 5).
Вывод по первой главе
Повышенный интерес психологов к проблеме детско-родительских отношений связан с проблемой конфликтов между родителями и детьми, вызванных возрастными особенностями детей.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). Центральным психофизиологическим процессом подросткового возраста является половое созревание. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы показывает, что проблема межличностных конфликтов в подростковом возрасте обсуждается в разных аспектах. В то же время такой значимый аспект отношений подростков, как конфликты с родителями, изучен сравнительно мало.
Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения; конфликт сверхзаботы; конфликт неуважения прав на самостоятельность; конфликт отцовского авторитета.
Причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь». При этом у старших подростков появляется ряд специфических причин для конфликтов с родителями, обусловленных возрастными потребностями, а именно: «оформление» внешности, употребление алкоголя и курение. В результате несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка возникают травмирующие всех участников детско-родительские конфликты.
В динамике развития детско-родительского конфликта существует ряд стадий: предполагающая стадия; стадия зарождения конфликта; стадия созревания конфликта; стадия осознания конфликта.
Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие: повышение педагогической культуры родителей; организация семьи на коллективных началах; подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками
Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей. Однако следует помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: конфликты между родителями и детьми подросткового возраста зависят от личностных характеристик подростков, а также от стиля родительского отношения и воспитания.
Наше исследование проводилось в 2011-2012 гг. в с. Путятино Рязанской обл. Всего в исследовании приняли участие 20 детей 13-14 лет из полных и благополучных семей. Испытуемые являлись учениками 7-8-х классов. И 20 родителей из этих семей (мама).
После обработки результатов опросника родительского отношения (ОРО) данные представлены в таблице 1.
Результаты диагностики по методики «ДРО» Таблица 1
№ |
Принятие |
Кооперация |
Симбиоз |
Гиперсоциализация |
«Маленький неудачник» |
1 |
10б 53,79% |
7б 31,19% |
6б 92,93% |
4б 69,30% |
2б 70,25% |
2 |
11б 68,35% |
6б 19,22% |
3б 57,96% |
5б 83,79% |
1б 45,57% |
3 |
14б 88,60% |
5б 12,29% |
3б 57,96% |
6б 95,76% |
3б 84,81% |
4 |
9б 31,01% |
7б 31,19% |
5б 86,63% |
5б 83,79% |
4б 93,04% |
5 |
10б 53,79% |
6б 19,22% |
4б 74,97% |
1б 13,86% |
1б 45,57% |
6 |
9б 31,01% |
7б 31,19% |
6б 92,93% |
6б 95,76% |
5б 96,83% |
7 |
15б 90,50% |
5б 12,29% |
6б 92,93% |
7б 98,53% |
4б 93,04% |
8 |
9б 31,01% |
7б 31,19% |
5б 86,63% |
7б 98,53% |
2б 70,25% |
9 |
10б 53,79% |
7б 31,19% |
4б 74,97% |
2б 32,13% |
2б 70,25% |
10 |
11б 68,35% |
5б 12,29% |
5б 86,63% |
7б 98,53% |
2б 70,25% |
11 |
10б 53,79% |
7б 31,19% |
6б 62,93% |
7б 98,53% |
2б 70,25% |
12 |
11б 68,35% |
6б 19,22% |
2б 39,06% |
1б 13,86% |
1б 45,57% |
13 |
10б 53,79% |
7б 31,16% |
5б 86,63% |
7б 98,53% |
3б 84,81% |
14 |
10б 53,79% |
6б 19,22% |
3б 57,96% |
4б 69,30% |
1б 45,57% |
15 |
9б 31,01% |
3б 7,88% |
4б 74,97% |
4б 69,30% |
1б 45,57% |
16 |
10б 53,79% |
6б 19,22% |
4б 74,97% |
3б 53,87% |
3б 84,81% |
17 |
12б 77,21% |
6б 19,22% |
5б 86,69% |
6б 95,76% |
4б 93,04% |
18 |
12б 77,21% |
4б 9,77% |
4б 74,97% |
5б 83,79% |
3б 84,81% |
19 |
9б 31,01% |
6б 19,22% |
5б 86,63% |
3б 53,87% |
1б 45,57% |
20 |
9б 31,01% |
5б 12,29% |
3б 57,96% |
5б 83,79% |
2б 70,25% |
По результатам из таблицы можно сделать следующие выводы:
- По шкале «Принятие»: 60% опрошенных родителей относятся положительно к своему ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Но вот 40% опрошенных испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка и нередко своим отношением третирует его.
- По шкале «Кооперация» 90% опрошенных родителей в семье проявляют заинтересованность делами и планами ребенка, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. А 10% взрослых по отношению к ребенку ведут себя противоположным образом и не могут претендовать на роль хорошего педагога.
- По шкале «Симбиоз» 80 % родителей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком, не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Родители постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким, беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности. 20% родителей по этому параметру говорят о том, что взрослые, напротив, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.
- По шкале «Гиперсоциализация» 80 % опрошенных говорят о том, что взрослые в семье ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задают ему строгие дисциплинарные рамки. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. А 20% опрошенных напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей.
Информация о работе Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте