Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:30, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
Изучить психологическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и детей;
Проанализировать специфику детско-родительских отношений в подростковом возрасте;
Подобрать методики для исследования проблемы в детско - родительских отношениях;
Выявить психологическую взаимосвязь между стилем родительского отношения и развитием личностных качеств подростков с помощью соответствующих методик;
Рассмотреть методы коррекции детско-родительских конфликтов;

Оглавление

Введение…………………………………………………….......………………3
Глава 1. Теоретические исследования личности подростка и стилей родительского воспитания.………………….…………………………………6
§ 1. Психологические особенности подросткового возраста………………..6
§ 2. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………9
§ 3. Стили родительских отношений с детьми-подростками……………....23
§ 4. Причины конфликтов между родителями и подростками…..................29
§ 5. Методы и методики изучения детско-родительских конфликтов….....36
Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов...44
§ 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками......………..……………………………………………………...44
§ 2. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка……………..…………………51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………………….…………………..59
Приложение……………………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

Янина 5 диплом.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     Методика 3. «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская).

    Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, — но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей. В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» для родителей школьников содержит 10 шкал. (см. Приложение 4)

      1-я шкала: «нетребовательность-требовательность родителя». Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

      2-я шкала: «мягкость-строгость родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

      3-я шкала: «автономность-контроль по отношению к ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования.

     4-я шкала: «эмоциональная дистанция- эмоциональная близость ребенка к родителю». Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка.

     5-я шкала: «отвержение-принятие ребенка родителем». Отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.

      6-я шкала: «отсутствие сотрудничества-сотрудничество». Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Отсутствие такого может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

     7-я шкала: «тревожность за ребенка». Она отражает степень тревожности за жизнь и здоровье ребенка.

      8-я шкала: «непоследовательность-последовательность родителя». В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрения и т.д. непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. д.

       9-я шкала: «Авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю.

       10-я шкала: «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем».    По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.

       При обработки результатов подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом ответы 1, 2, 3, 4, 5; баллы 5, 4, 3, 2, 1. В бланках- «ключах» обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. Приложение 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Вывод по первой главе

 

    Повышенный интерес психологов к проблеме детско-родительских отношений связан с проблемой конфликтов между родителями и детьми, вызванных возрастными особенностями детей.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных  взаимоотношениях или межличностных  действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

     Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). Центральным психофизиологическим процессом подросткового возраста является половое созревание. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

     Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы показывает, что проблема межличностных конфликтов в подростковом возрасте обсуждается в разных аспектах. В то же время такой значимый аспект отношений подростков, как конфликты с родителями, изучен сравнительно мало.

    Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения; конфликт сверхзаботы; конфликт неуважения прав на самостоятельность; конфликт отцовского авторитета.

    Причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших наиболее распространенной причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь». При этом у старших подростков появляется ряд специфических причин для конфликтов с родителями, обусловленных возрастными потребностями, а именно: «оформление» внешности, употребление алкоголя и курение. В результате несоответствия родительских ожиданий и реальных достижений ребенка возникают травмирующие всех участников детско-родительские конфликты.

    В динамике развития детско-родительского конфликта существует ряд стадий: предполагающая стадия; стадия зарождения конфликта; стадия созревания конфликта; стадия осознания конфликта.

     Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие: повышение педагогической культуры родителей; организация семьи на коллективных началах; подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

 

 

 

     Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских конфликтов

 

     § 1. Анализ результатов исследования конфликтов между родителями и подростками

 

    Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей. Однако следует помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения.

     В процессе исследования была выдвинута гипотеза: конфликты между родителями и детьми подросткового возраста зависят от личностных характеристик подростков, а также от стиля родительского отношения и воспитания.     

    Наше исследование проводилось в 2011-2012 гг. в с. Путятино Рязанской обл. Всего в исследовании приняли участие 20 детей 13-14 лет из полных и благополучных семей. Испытуемые являлись учениками 7-8-х классов. И 20 родителей из этих семей (мама).            

    После обработки результатов опросника родительского отношения (ОРО) данные представлены в таблице 1.  

 

Результаты диагностики по методики «ДРО»                               Таблица 1

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гиперсоциализация

«Маленький  неудачник»

1

10б

53,79%

31,19%

92,93%

69,30%

70,25%

2

11б

68,35%

19,22%

57,96%

83,79%

45,57%

3

14б

88,60%

12,29%

57,96%

95,76%

84,81%

4

31,01%

31,19%

86,63%

83,79%

93,04%

5

10б

53,79%

19,22%

74,97%

13,86%

45,57%

6

31,01%

31,19%

92,93%

95,76%

96,83%

7

15б

90,50%

12,29%

92,93%

98,53%

93,04%

8

31,01%

31,19%

86,63%

98,53%

70,25%

9

10б

53,79%

31,19%

74,97%

32,13%

70,25%

10

11б

68,35%

12,29%

86,63%

98,53%

70,25%

11

10б

53,79%

31,19%

62,93%

98,53%

70,25%

12

11б

68,35%

19,22%

39,06%

13,86%

45,57%

13

10б

53,79%

31,16%

86,63%

98,53%

84,81%

14

10б

53,79%

19,22%

57,96%

69,30%

45,57%

15

31,01%

7,88%

74,97%

69,30%

45,57%

16

10б

53,79%

19,22%

74,97%

53,87%

84,81%

17

12б

77,21%

19,22%

86,69%

95,76%

93,04%

18

12б

77,21%

9,77%

74,97%

83,79%

3б 

84,81%

19

31,01%

19,22%

86,63%

53,87%

45,57%

20

31,01%

12,29%

57,96%

83,79%

70,25%


   

     По результатам из таблицы можно сделать следующие выводы:                 

   - По шкале «Принятие»: 60% опрошенных родителей относятся положительно к своему ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, симпатизирует ему, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

      Но вот  40% опрошенных испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка  и нередко своим отношением третирует его.

       - По шкале «Кооперация» 90% опрошенных родителей в семье проявляют заинтересованность делами и планами ребенка, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. А 10% взрослых по отношению к ребенку ведут себя противоположным образом и не могут претендовать на роль хорошего педагога.

       - По шкале «Симбиоз» 80 % родителей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком, не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Родители постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким, беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности. 20% родителей по этому параметру говорят о том, что взрослые, напротив, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

       - По шкале «Гиперсоциализация» 80 %  опрошенных говорят о том, что взрослые в семье ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задают ему строгие дисциплинарные рамки. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. А 20% опрошенных напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей.

Информация о работе Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте